Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
29 октября 2006, 11:26 • Общество

Защита для пассажиров

В США разработали новую защиту для авиапассажиров

Защита для пассажиров
@ GettyImages

Tекст: Геннадий Нечаев

Министерство национальной безопасности США (Department of Homeland Security, МНБ) рассматривает более дешевую альтернативу бортовым системам противоракетной обороны для гражданских авиалайнеров. В качестве таковой рассматриваются системы ПРО гражданских аэропортов, разрабатываемых компаниями Northrop Grumman и Raytheon.

На чиновников МНБ давят авиакомпании, требующие, чтобы стоимость бортовой системы защиты гражданских воздушных судов не превышала 1 млн. долл. Но даже в этом случае расходы на оснащение такой системой всех 6800 авиалайнеров, зарегистрированных в США и совершающих регулярные рейсы, составят 6,8 млрд. долл. Кроме того, аналогичные системы, установленные на военных самолетах, требуют профилактики после 300 часов эксплуатации, тогда как гражданские компании требуют увеличить этот период до 3 тысяч часов как минимум.

Гражданская ПРО

Стоимость такой системы для прикрытия крупного аэропорта не превышает 25 млн. долл., при этом эксплуатационные расходы за 20 лет не превысят 1,6 млрд. долл.

По утверждению представителя компании Raytheon Алана Фишера, даже если системой оповещения и защиты от ракетных атак будут оборудованы только 4000 самолетов, то даже в этом случае расходы на ее эксплуатацию в течение 20 лет (продолжительность жизненного цикла усредненного авиалайнера) составят не менее 36 млрд. долл.

Наземное прикрытие прибывающих и убывающих лайнеров непосредственно в аэропортах, по его мнению, обойдется дешевле.

Для решения этой задачи Raytheon предлагает собственную разработку, систему гражданской ПРО Vigilant Eagle. Фактически это один из первых прототипов микроволнового оружия. Принцип действия «Бдительного орла» основан на излучении микроволновых пучков, которые не позволят головкам самонаведения ракет переносных зенитно-ракетных комплексов захватывать и сопровождать цели.

По словам Фишера, стоимость такой системы для прикрытия крупного аэропорта не превышает 25 млн. долл., при этом эксплуатационные расходы за 20 лет не превысят 1,6 млрд. долл.

Примерно столько же – от 25 до 30 млн. долл. – будет стоить система SkyGuard, разрабатываемая Northrop Grumman, говорит представитель компании Боб Бишоп. Технология SkyGuard основана на высокоэнергетическом тактическом лазере THEL, работы по которому шли с 1996 по 2000 годы по заказу американских военных и Министерства обороны Израиля.

По утверждению Бишопа, система способна сбивать как ракеты, так и артиллеристские снаряды, в том числе и при стрельбе залпом. Однако после испытаний генеральные заказчики отказались от перспективной разработки. Израильтяне – из-за высокой цены, армия США – из-за того, что комплекс получился слишком громоздким и малоподвижным.

Однако в случае стационарного размещения последнее обстоятельство не является критическим. Кроме того, SkyGuard более универсален, полагают американские эксперты. Он мог бы защитить атомную станцию от тарана захваченным террористами самолетом или крупный стадион от обстрела самодельными неуправляемыми ракетами.

Однако ни одна из предлагаемых наземных систем не способна защитить американские лайнеры за границей, отмечает Джеймс Карафано, эксперт по безопасности вашингтонского Фонда наследия (Heritage Foundation). «Я полагаю, необходимо совмещение технологий наземной и бортовой защиты», - полагает эксперт.

Перспективы

Излучение в момент «выстрела» не должно выводить из строя бортовое оборудование оказавшихся поблизости самолетов
Излучение в момент «выстрела» не должно выводить из строя бортовое оборудование оказавшихся поблизости самолетов

В ближайшие 18 месяцев Northrop и Raytheon, как ожидается, продемонстрируют МНБ США возможности своих комплексов в «обстановке, приближенной к боевой». При этом будет изучаться степень воздействия микроволнового и лазерного излучения на оборудование аэропортов, элементы конструкции лайнеров и, конечно, на пассажиров.

Для этого Northrop получил финансирование в размере 1,9 млн. долл. для разработки «концепции применения тактического лазера в условиях реального воздушного движения».

Проще говоря, от компании требуют доказательств надежности системы наведения лазера: она должна четко отличать ракету террористов от малоразмерного самолета или вертолета во избежание случайного поражения не представляющей опасности цели. Raytheon получит 4,1 млн. долл. на исследования по электромагнитной совместимости своей «супермикроволновки» с электронным оборудованием аэропорта.

Излучение в момент «выстрела» не должно выводить из строя бортовое оборудование оказавшихся поблизости самолетов и тем более вызывать ложные сигналы на индикаторах диспетчерских радаров.

Как отмечают эксперты, МНБ США всерьез занялось проблемой защиты коммерческих рейсов от поражения средствами ПВО после того, как в ноябре 2002-го неизвестные террористы выпустили две ракеты по израильскому лайнеру, вылетавшему из аэропорта кенийской столицы Момбасы. Хотя обе ракеты не смогли поразить цель, инцидент показал, насколько гражданские суда могут быть уязвимы для такого рода атак.

Как считается, с 2003 года до середины текущего МНБ потратило на поиски решения этой проблемы более 100 млн. долл. До сих пор единственной надежной мерой защиты считалась установка на гражданских самолетах отстреливаемых инфракрасных ловушек, подобных тем, что уже лет 20 применяют военные. Кроме того, не менее 1,3 млн. долл. было ассигновано компании L-3 Communications на разработку бортовой станции инфракрасных помех (подобная станция типа «Луна» установлена на большинстве российских боевых вертолетов), которая маскировала бы лайнер от тепловых головок самонаведения.

«Теперь, с появлением наземных комплексов гражданской ПРО, у авиакомпаний появилась еще одна разумная альтернатива», - считает Джон Пайк, авторитетный эксперт по безопасности, возглавляющий известный аналитический ресурс Globalsecurity.com.

..............