Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
26 сентября 2005, 19:58 • Общество

Российским ученым заплатят сполна

Министр образования обещает ученым 25 млрд. рублей

Российским ученым заплатят сполна
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Константин Филатов

Министр образования Андрей Фурсенко в рамках проекта «Медиакратия» провел пресс-конференцию, на которой вопросы задавали со всей России. Представители региональной прессы Ханты-Мансийска, Челябинска, Екатеринбурга и многие других городов буквально засыпали министра образования темами.

Однако регламент пресс-конференции позволил ответить только на самые острые и интересные. Лейтмотивом пресс-конференции стало каверинское «бороться и искать, найти и не сдаваться».

Денег достаточно

До 2010 года мы планируем увеличить финансирование вузов с 4 миллиардов рублей до 25 миллиардов

С самого начала министра атаковали вечным вопросом: кто, по его мнению, должен решать проблемы молодежи? Однако, по мнению Фурсенко, вопрос должен ставиться иначе: где студент может заработать десятки и сотни тысяч рублей? «Как раз сейчас мы занимаемся стратегией развития молодежной политики, и главное направление этой стратегии – дать шанс молодым людям реализовать себя. Мы должны выделять из молодежи тех, кто предлагает новые, пусть и нестандартные, ходы и при этом не боится взять на себя ответственность за исполнение своих идей» – сказал Фурсенко.

Отдельно было сказано о молодых ученых, вернее о том, как привлечь молодых людей в науку и удержать их в этом русле. По мнению министра образования, студенты соответствующих ВУЗов должны с первого курса заниматься научной работой, поскольку люди остаются в фундаментальной науке не из-за высоких зарплат, а только из личной увлеченности.

При этом Фурсенко подчеркнул, что денег на всевозможные проекты и поддержку образования в России выделено достаточно: 200 млрд. рублей только из федерального бюджета, а в совокупности по стране сумма достигает приблизительно 800 млрд. рублей.

Таким образом, деньги есть, но и раздавать их просто так направо и налево тоже никто не торопится. То есть средства, конечно, выделят, но за их правильным расходованием будут внимательно следить и требовать повышения квалификации педагогов и уровня знаний студентов.

При общем демографическом спаде в России за последние пять лет в ВУЗы поступило больше молодых людей, чем закончило за это время школу. «Из-за этой массовости мы существенно потеряли в качестве, и это нужно в кратчайшие сроки исправлять», – подчеркнул Фурсенко и добавил, что качество учителей в вузах и школах также необходимо «подтянуть».

«Профессор не может только преподавать. Параллельно со своей преподавательской деятельностью он должен заниматься научной деятельностью в своей научной области, вовлекать в эти исследования своих студентов – только так мы сможем поднять фундаментальную науку. Средства на это есть: до 2010 года мы планируем увеличить финансирование вузов с 4 млрд. рублей до 25 миллиардов. Но необходимо, чтобы эти деньги не уходили впустую, правильно расходовались», – подчеркнул министр.

Разные подходы

Военная кафедра в институте существует для того, чтобы готовить офицеров запаса (фото ИТАР-ТАСС)
Военная кафедра в институте существует для того, чтобы готовить офицеров запаса (фото ИТАР-ТАСС)
Отдельно были оговорены две животрепещущие темы: сокращение военных кафедр и тесты на наркотики в учебных заведениях. По первому вопросу Фурсенко был сух и категоричен: военная кафедра в институте существует для того, чтобы готовить офицеров запаса. Если такая кафедра не справляется со своей функцией или принято решение, что этому вузу такая кафедра не нужна, – ее надо ликвидировать. «В конце концов, ведь студенты поступают в институт, чтобы получить какую-то конкретную профессию, а не из-за наличия или отсутствия в институте военной кафедры», – резюмировал министр образования.

Что касается вопроса с тестом на наркотики, то здесь Фурсенко, напротив, тщательно выбирал слова. Вспомнив, что у гражданина РФ есть конституционные права и свободы, он сказал, что тест может быть только добровольным, и подчеркнул, что наркоманы – не преступники, а больные люди, и относится к ним нужно соответственно.

Правда, возможны разные подходы – например, при выборе определенной специальности человек должен изначально знать, что его в любой момент могут подвергнуть подобному тесту. «Невозможно ведь, чтобы оператор на АЭС был наркоманом или вообще страдал какой-то зависимостью, – его ответственность слишком велика. Впрочем, это относится и к учителю-наркоману», – заявил Фурсенко.

В конце пресс-конференции корреспондент газеты ВЗГЛЯД стал единственным журналистом, кому Фурсенко согласился ответить на один вопрос: как бороться с поддельными дипломами? Ответ был краток и эмоционален:

«На эту тему мы говорили с Рашидом Нургалиевым (министр внутренних дел России). Это ведь настоящее преступление, подделка документов, да еще в такой уязвимой отрасли. Были даже случаи, когда диплом был сделан идеально, только вот номер, который на нем стоял, не подходил – в том году вуз вообще не ставил таких номеров. Так что тут нужно работать и работать. А что касается людей, которые прямо из вузов продают дипломы, – немедленно надо гнать таких с работы. Это не тот случай, когда нужно проявлять снисхождение!»

..............