Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
23 августа 2005, 11:42 • Общество

Проверка на безопасность

Будут ли безопасными полеты в России

Проверка на безопасность
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Дмитриева

Ровно год назад террористки-смертницы взорвали два пассажирских авиалайнера: Ту-134 и Ту-154. Погибли 90 человек, спастись не удалось никому. На тот момент в аэропортах уже работали рамки-металлоискатели. Представители аэропорта Домодедово незадолго до трагедии утверждали, что «пронести незаметно оружие, взрывное устройство или перочинный нож через них невозможно».

Но технических мер оказалось недостаточно, чтобы предотвратить трагедию. И хотя после этих терактов МВД приняло ряд серьезных мер для усиления безопасности авиапассажиров, самыми эффективными остаются другие способы выявления преступников.

Билеты от спекулянта

При исследовании обломков самолета Ту-154 технические эксперты ФСБ обнаружили следы взрывчатого вещества

Ту-134, выполнявший рейс Москва - Волгоград, разбился во вторник 24 августа 2004 года в 22.56 в Тульской области. Его обнаружили практически сразу после падения севернее населенного пункта Бучалки. Все 34 пассажира и 8 членов экипажа, находившихся на борту, погибли. Второй самолет - Ту-154, выполнявший рейс Москва - Сочи, разбился практически одновременно с первым, но был найден лишь через 10 часов после его исчезновения с радаров. Останки лайнера спасатели обнаружили в 8.14 утра в Каменец-Шахтинском районе области, в девяти километрах от поселка Глубокое. На его борту находились 44 человека.

Начальник ЦОС ФСБ России Сергей Игнатченко в этот день заявил, что признаков теракта на местах катастроф самолетов не обнаружено. Большинство официальных лиц, в том числе министр транспорта РФ и глава госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин, утверждали также, что связи между двумя катастрофами нет. Заявления эти оказались поспешными. Уже через три дня при исследовании обломков самолета Ту-154 технические эксперты ФСБ обнаружили следы взрывчатого вещества. Игнатченко вынужден был признать, что это гексоген и лайнеры разбились в результате терактов.

ФСБ и МВД сразу же начали поиск террористов среди пассажиров. Подозрение в списках погибших вызвали две женщины: С. Джебирханова, летевшая на Ту-154, и А. Нагаева - пассажирка Ту-134. В ходе следствия выяснилось, что уроженки Чечни Джебирханова и Нагаева прилетели в аэропорт Домодедово из Махачкалы с двумя сопровождающими. Сразу после посадки их всех задержали постовые милиционеры и передали их документы капитану ЛОВД аэропорта Михаилу Артамонову, дежурившему в тот день от отдела по борьбе с терроризмом. Артамонов не только не провел должного осмотра, но и отпустил задержанных.

Смертницы купили билеты у спекулянта Армена Арутюняна и начальника дежурной смены авиакомпании «Сибирь» Николая Коренкова. Уроженки Чечни без проблем прошли досмотр, а когда их рейсы до Сочи и Волгограда набрали высоту, произвели самоподрыв. В ходе расследования обвинения были предъявлены Армену Арутюняну, Николаю Коренкову и Михаилу Артамонову. В апреле 2005 года Арутюнян частично признал свою вину, а Коренков заявил, что сомневается в своей виновности. Домодедовский суд Московской области признал их полностью виновными по обвинению в коммерческом подкупе (ст. 204 часть 1 УК РФ) и приговорил обвиняемых к 18 месяцам лишения свободы. В июне 2005 года Домодедовский городской суд вынес обвинительный приговор Артамонову, признав его виновным в «халатности, повлекшей смерть двух и более людей» (ст. 293 ч. 3 УК РФ), и приговорил к 7 годам лишения свободы.

С разрешения властей аэропорта

 Подсудимые Армен Арутюнян и Николай Коренков (слева направо)
Подсудимые Армен Арутюнян и Николай Коренков (слева направо)
После трагедии с пассажирскими лайнерами президент Владимир Путин провел экстренное совещание с силовиками. Путин дал поручение правительству «безотлагательно подготовить изменения в законодательные акты с целью передачи функций обеспечения безопасности, включая предполетный досмотр, от администрации аэропортов Министерству внутренних дел».

МВД поручение восприняло, как приказ, и выполнило его безотлагательно. Стали более тщательно проверять багаж, при продаже всех авиабилетов пассажиров обязали предъявлять удостоверения личности, а паспортные данные пассажиров вносились в соответствующий раздел авиабилета. Ранее для приобретения билетов на внутренние рейсы требовались только фамилия и инициалы пассажира, а документ, удостоверяющий личность пассажира, проверялся лишь на регистрации. В залах аэропортов начали дежурить сотрудники спецслужб в гражданской одежде. В мире эта мера безопасности считается одной из самых эффективных.

В апреле 2005 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому безопасность на борту внутренних и международных авиарейсов должны обеспечивать милиционеры в штатском. Российские авиакомпании выступили против изменений. По их мнению, присутствие огнестрельного оружия на борту снизит авиационную безопасность, а любой предупредительный выстрел может привести к разгерметизации и разрушению воздушного судна.

В советское время спецслужбы использовали вооруженных сотрудников на борту самолетов, но затем отказались от этой меры из-за негативных последствий. Против вооруженной охраны самолетов в воздухе выступил директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. Для примера он привел трагедию начала 70-х годов, произошедшую на борту самолета Ту-154. Сопровождавший рейс сотрудник достал пистолет, но террорист отреагировал по-своему - взорвал бомбу. Но если сравнить этот фактически единственный трагичный случай с жертвами сотен произошедших за это время на борту авиалайнеров терактов, то такие заявления кажутся странными. Несмотря на свои опасения, авиаперевозчики будут вынуждены подчиниться закону. И может, тогда взрывать будут реже.

Дотошные журналисты не раз пытались проверить эффективность созданной системы безопасности в аэропорту. Например, после теракта корреспондент НТВ Михаил Тукмачев без ведома властей аэропорта «Домодедово» пронес обыкновенное мыло, выдавая его за «муляж взрывного устройства». Правда, специалисты не удивляются, что журналисту удалось это сделать. «По мнению экспертов в области безопасности, мыло не может быть идентифицировано как «муляж взрывного устройства» и, тем более, аналога взрывчатого вещества», - сообщили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе аэропорта «Домодедово». К тому же, как отметили в пресс-службе, «оборудование, применяемое год назад в аэропорту «Домодедово» и применяемое сейчас, а именно интроскопы фирмы Rapiscan, в состоянии отличить тротил и ряд других взрывчатых веществ от обычного мыла».

Корреспондент газеты «Кубанские ведомости» Галина Симкина переоделась в шахидку и направилась в аэропорт Краснодара. В аэропорту Симкину задержали сразу после прохождения контрольно-пропускного пункта, отвели в отделение милиции и провели допрос по всем правилам. Как выяснилось, Симкину «сдал» подвозивший ее таксист, еще раз подтвердив тот факт, что самым важным условием эффективности в борьбе с террористами является бдительность граждан.

..............