Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

24 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

40 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

14 комментариев
10 октября 2005, 15:52 • Общество

Срок для «Коммерсанта»

К чему готовят газету «Коммерсант»

Срок для «Коммерсанта»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Александр Молчанов

Ну никак не вписывалась эта газета во всеобщее благодушие. Даже «Новую» согласны были терпеть, тем более что от ее истеричных воплей либерализму в России больше вреда, чем пользы. А «Коммерсант»… Уж и купцов знатных подсылали, чтобы выкупить и придушить втихую, как «Общую газету». И Альфа-Банк не побоялся рискнуть деловой репутацией только для того, чтобы наказать непокорных газетчиков. Все выдержали и даже духом окрепли в борьбе.

Однако вмешался владелец - Борис Березовский - и разбился вдребезги очередной уникальный журналистский коллектив. Разметало бывших коллег – кого в «Известия», а кого и на Украину. Зачем, спрашивается? А вот зачем.

Великий диктатор

Борису Абрамовичу приходилось довольствоваться незавидной участью рекламодателя, который публикует открытые письма «на правах рекламы» за живые деньги

В сознании читателей газеты и журналы зачастую ассоциируются с первым лицом. «Новая газета» – это Дмитрий Муратов*, «Город женщин» – Лариса Кривцова, «Огонек» – Лошак и еще раз Лошак, «Коммерсант» – Андрей Васильев. Лучший главный редактор всех времен и народов, харизматичный лидер, о котором ходит множество выдуманных и невыдуманных баек. Не удержусь, расскажу парочку.

Место действия – редакция газеты «Коммерсант». Время – полночь. Все дедлайны сорваны. У группы выпуска окончательно поехала крыша, заведующие отделами не похожи сами на себя, от однокнопочных мышей верстальщиков идет дым, а в довершение всего нет заголовка к спортивной заметке. Полчаса назад закончился какой-то важный футбольный матч, небольшая заметка в тридцать пять строк уже сверстана на первой полосе, а остроумного заголовка к ней нет, потому что тут уже не до заголовков.

Андрей Витальевич Васильев принимает смелое менеджерское решение.

– (censured) с ним, – говорит шеф-редактор, – с остроумным заголовком! У нас (censured) газета так не выйдет! Времени нет выдумывать! Напишите… Да (censured) напишите просто: «Россия – Испания 4:0».

Бегут вбивать прямо на верстке заголовок. Вбили, распечатали полосу, приносят Андрею Васильеву на подпись. Андрей Васильев смотрит на заголовок и медленно поднимает глаза на принесшего полосу.

– Вы что (censured) там, что ли совсем? Какое на (censured) 4:0?

– Ну… это... – мнется принесший полосу. – А что?

– Какой счет (censured)?! – кричит шеф-редактор.

– 6:2, – моментально отвечает принесший полосу.

– Так почему (censured) в заголовке стоит «4:0», когда счет «6:2»?!

– Ну, так вы же сказали: «4:0»…

(Занавес.)

И еще одна история. Как известно, Андрей Витальевич имеет обыкновение на заявлениях об уходе ставить резолюцию «Смерть предателям». Один из журналистов, получивших в свое время такую резолюцию, пришел проситься обратно в «Коммерсант». И его таки взяли, с единственным условием – он теперь будет совсем другим человеком. Вплоть до того, что поменяет фамилию. И, делать нечего, журналист поменял фамилию – переставил ударение. Кто-то скажет – самодур начальник, кто-то – дураки подчиненные. А мне кажется, здесь имеет место высшая степень доверия к руководству. Такая, когда идешь на приступ, поднимая над головой вместо красного знамени окровавленную повязку. Какой счет в матче? Да разве это важно, к дьяволу…

Первый звонок, почти неразличимый на фоне победных реляций Васильева (тираж, прибыль, выигранные суды), прозвенел в мае 2003 года, когда появились первые слухи о том, что владелец газеты Борис Березовский отправил Васильева в отставку. Это было примерно в то время, когда Андрей Витальевич в программе «Школа злословия» на всю страну обозвал «Коммерсант» «листком для печатания рекламы» и похвастался зарплатой в 16 тысяч долларов. «Листок» простили, зарплату – нет. Слухи оказались сильно преувеличенными, но дыма без огня не бывает. Васильев построил прибыльный бизнес, а Березовскому была нужна трибуна. Пока же Борису Абрамовичу приходилось довольствоваться незавидной участью рекламодателя, который публикует открытые письма «на правах рекламы» за живые деньги. И это в собственном-то издании!

Нокаут

Адвокат Павел Астахов и корреспондент газеты «Коммерсант» Андрей Колесников*
Адвокат Павел Астахов и корреспондент газеты «Коммерсант» Андрей Колесников
Ровно через год, в мае 2004 года, Андрей Васильев, совмещавший должность шеф-редактора ИД и генерального директора, подал в отставку с одного из своих постов. Он замысловато мотивировал это решение тем, что ему слишком нравится газета «Коммерсант», чтобы продолжать ее делать и дальше. Подтекст – Васильев устал от ежедневной тяжелой редакторской работы. Главным редактором стал Александр Стукалин, человек, который пришел в «Коммерсант» в 1992 году прямиком со студенческой скамьи и был в силу особенностей характера идеальным замом. Но отнюдь не главным. Отсутствие стальной хватки Васильева почувствовалось сразу. Журналиста, писавшего рядовую заметку на рядовую тему, попросили для эффектности «подлить говнеца». Заметка потянула на первую полосу, но в результате «Коммерсант» проиграл судебный иск Альфа-Банку на сумму 320,5 млн. рублей.

Ответные действия – «белый» номер «Коммерсанта», в котором была напечатана лишь одна заметка – опровержение статьи про Альфа-Банк и одно фото – президент Альфа-Банка Михаил Фридман с президентом Путиным. Что называется, красиво помахали кулаками после драки.

После этого еще год Васильеву удавалось сдерживать натиск владельца, упорно рвавшегося разжечь костер из своих газет под действующим президентом России. Все изменилось после выборов на Украине. Не секрет, что Борис Абрамович считает «оранжевую» революцию своим очередным произведением. И в этой ситуации отзывать c Украины митинговавшего на Майдане Валерия Панюшкина и заменять его на любимого журналиста Путина Андрея Колесникова было по меньшей мере опрометчиво. После победы «оранжевых» стало ясно, что дни Васильева в «Коммерсанте» сочтены.

В июне нынешнего года Борис Березовский объявил о продаже «Независимой газеты», а также о том, что гендиректор «Коммерсанта» Андрей Васильев отправляется в Киев в качестве главного редактора газеты «Коммерсант-Украина». Тогда же было объявлено об увольнении главного редактора российского «Коммерсанта» Александра Стукалина. Впрочем, последнему удалось чудом сохранить свой пост еще на три месяца.

Многим не давал покоя вопрос: если Васильев разругался с Березовским, почему он поехал делать для Березовского новую газету в ключевом для него регионе? Во-первых, Березовскому и раньше приходилось увольнять Васильева, например из программы «Время», и на их постоянно натянутых, но никогда не рвущихся отношениях это никак не сказалось. Во-вторых, Васильев является совладельцем «Коммерсант-Украина». Бросить газету в этом случае означает бросить собственные деньги. В-третьих, похоже, Васильев всерьез и небезосновательно рассчитывает, что люди, пришедшие вместо него, развалят прибыльный бизнес, и через пару лет он вернется в Москву на белом коне с голубой каемочкой. Это убеждение всячески культивируется и среди журналистов украинского «Коммерсанта».

Новые времена

Владислав Бородулин
Владислав Бородулин
Ну а теперь о том, как люди, пришедшие вместо Васильева, руководят ИД «Коммерсант». Новых людей трое. Гендиректор Владимир Ленский, бывший исполнительным директором «НТВ+», шеф-редактор Владислав Бородулин, бывший главред «Газеты.ру» (которую финансирует Леонид Невзлин*), заместитель шеф-редактора Александр Шадрин, бывший пресс-секретарь ЮКОСа. Парадоксальная ситуация – один олигарх собирает дань рекрутами с трех других. Очень похоже на олигархический «призыв» в 1996 году, когда недавние конкуренты сплотились перед лицом коммунистической угрозы.

Если вывести за скобки анекдотические распоряжения про запрет на пьянство и увольнения за шутки про «Евгения Онегина», свою задачу новое руководство сформулировало так: всеми возможными способами искоренить наследие Васильева. Первыми под каток попали карикатурист Андрей Бильжо, перешедший в «Известия», и редактор отдела экономики Николай Вардуль, который, по слухам, вместе со всем своим отделом переходит в «Газету».

Начались сокращения и в отделах «Общество» и «Культура» – на мой субъективный взгляд, самые сильные отделы в «Коммерсанте». Зато отдел политики усилили Вероникой Куцылло. В 1993 году она написала книгу об обороне Белого дома, получила за это кредит на квартиру от «Коммерсанта» и потом долго, шумно и с судами прописывалась в этой квартире. После этого она несколько лет незаметно пребывала на не самой почетной должности заместителя главного редактора журнала «Коммерсант-Власть». Поговаривали, что ее «задвинули» из-за близкого знакомства с семьей Бориса Ельцина.

Памятуя о том, кто у нас «семья», выдвижение Куцылло на передний план – важный симптом. Есть и другие симптомы. Например, неоднократные заявления Бородулина о том, что газета делает основную ставку на полосу «Мнения», которая будет запущена в ближайшее время. Понятно, что мнения могут быть разные и то, что не может быть опубликовано в деловой газете просто в силу того, что факты – очень упрямая вещь, вполне может быть опубликовано в разделе этих самых «мнений». Любопытно, чьи мнения мы увидим на этой полосе? Панюшкина, Геворкян? Ну не Павловского же и Волочковой!

Да, чуть не забыл. А как же любимый журналист президента? Тут тоже все не слава Богу. Андрей Колесников при новой власти ходит на «стажерские» задания вроде пресс-конференции Михаила Швыдкова. Похоже, его тоже просто выдавливают из газеты, рассчитывая, что он уволится сам, не стерпев унижения. Как Александр Стукалин, которому предложили вести сайт «Коммерсанта».

Все кадровые перестановки говорят о том, что газету будут «затачивать» под выборы, убирая все лишнее – общество, культуру, сокращая международный блок. Останется только то, что интересно владельцу. А именно – политика. Для Березовского это, наверное, хорошо. Для газеты – не очень. Когда дерутся олигархи, чубы трещат у журналистов. Вот и сейчас, извините за неровный почерк… буквально только что Хамовнический суд Москвы удовлетворил иск заместителя руководителя природоохранного ведомства Олега Митволя к ЗАО «Коммерсант. Издательский дом». Речь идет о статье от 13 августа 2004 года «Природоохранные ведомства перешли на личности». Сумма иска – 3 тысячи рублей. Но вряд ли этот иск последний. На войне как на войне.

P.S. Справедливости ради должен заметить, что увольнение Васильева спасло «Коммерсант» от ужасного несчастья – перехода на полноцветную печать, который планировался с октября. Но это уже действительно не самое страшное, что может случиться с этой легендарной газетой.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............