Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
10 февраля 2020, 18:20 • Вопрос дня

Какое судно будет достраивать «Северный поток – 2»?

Какое судно будет достраивать «Северный поток – 2»?
@ Владимир Евдокимов/Youtube

Пока до конца не понятно. И у подобной неясности есть свои причины. 

Краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский» покинуло порт Находки и отправилось в Сингапур. Зачем, почему – пока никто не сообщает. Между тем эта новость заставила СМИ выдвинуть свои версии, поскольку «Черский» – пока что единственное российское судно, способное закончить строительство «Северного потока – 2».

Российско-европейский газопровод снова находится в подвешенном состоянии. Достроить осталось примерно по 80 км каждой нити, и весь этот отрезок лежит в датских водах. Да, в октябре 2019-го Дания дала разрешение на строительство, но в нем был пункт о наличии на судах-трубоукладчиках систем динамического позиционирования (ДП). 

В России есть три судна, в теории способных доделать «Северный поток – 2» – «Черский» и две трубоукладочных баржи, «Фортуна» и «Дефендер». Системы динамического позиционирования есть только на «Черском». Подобные технологии позволяют кораблю строго придерживаться намеченной траектории, несмотря на внешние влияния – ветер, течение, сильные волны. 

Датчане опасаются, что суда без ДП, с обычным якорным позиционированием, представляют опасность – дело в том, что по окончании Второй мировой союзники не нашли ничего лучше, чем затопить в Балтийском море десятки тысяч немецких боеприпасов с химикатами, в том числе бочки с лучевым газом ипритом. Немалая их часть лежит на дне рядом с островом Борнхольм, который предстоит обогнуть «Потоку». Оболочка этих снарядов и так постепенно разлагается, что добавляет европейцам головных болей, а если «ускорить» процесс с помощью якоря трубоукладочной баржи, и вовсе может произойти экологическая катастрофа.

Оператор газопровода в январе 2020 года предложил датчанам разрешить вариант с буксирами, оборудованными системами ДП – они могли бы вести за собой «Фортуну» или «Дефендер» строго по необходимой траектории, но местные энергетики пока ответа не дали. Он ожидается в марте. Если скажут «нет», то останется только «Черский», которому плыть до места строительства около двух месяцев.

Что представляет собой «Академик Черский»

«Черский» – или Jascon 18, как он назывался раньше – это краново-монтажное трубоукладочное судно, предназначенное для работ по созданию и обустройству морских платформ по разработке нефти и газа. Также его можно использовать для прокладки трубопроводов – непосредственно от месторождений до береговой приемной инфраструктуры. 

Заложили Jascon 18 по заказу нигерийско-голландской компании Sea Trucks Group Ltd в Китае в 2007 году. Основные интересы Sea Trucks были сосредоточены в районе западного побережья Африки, там первоначально и планировалось использовать судно. К 2010-му корпус судна был готов – его построили на судостроительном заводе в Наньтуне. Еще через год его переправили на судостроительный завод Kwong Soon в Сингапуре. Там планировалось оснастить судно необходимой техникой и окончательно спустить на воду к концу 2012 года. 

Однако у Sea Trucks возникли финансовые сложности, и последний транш за оборудование корабля – 130 миллионов долларов – компания перевела лишь в сентябре 2014 года. А уже полгода спустя, в марте 2015-го, у судна сменился владелец, под надзором которого к октябрю его достроили. Вероятно, это была близкая к Газпрому компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС), специализирующаяся на строительстве в том числе магистральных трубопроводов. По крайней мере, известно, что накануне сделки МРТС взяла в «Газпромбанке» кредит на 1 млрд долларов под поручительство Газпрома. К лету 2016-го Jascon 18 перешел «Газпром Флоту», став единственным трубоукладчиком компании. Тогда же он сменил имя на «Академик Черский» в честь Николая Черского, советского ученого, специализировавшегося на нефтегазодобыче.

В Газпроме с самого начала не скрывали цели покупки. «Черского» приобрели в первую очередь для того, чтобы минимизировать санкционные риски со стороны США при разработке и обслуживании Южно-Киринского нефтегазового месторождения, одного из крупнейших для компании. 

«Газпром построил судно для ведения трубоукладочных работ и работ на шельфе. Есть теперь такая возможность у Газпрома, – говорил тогда «Интерфаксу» зампред правления Газпрома Виталий Маркелов. – В планах использовать его на Южно-Киринском блоке Охотского моря в ближайшее время. Оно может быть использовано не только как укладочное судно, но и как кран для монтажа тяжелых конструкций». 

Южно-Киринское месторождение, равно как и весь проект «Сахалин-3», жизненно важны как для российского Дальнего Востока, так и для судьбы «Силы Сибири-3» – газопровода в Китай. С 2015 года месторождение идет отдельной позицией в санкционном списке США, поэтому вероятно, что, если у Газпрома будет возможность не отпускать «Черского» в Балтику, компания постарается ею воспользоваться. В том числе отсюда и все попытки Nord Stream 2 добавить к «Фортуне» и «Дефендеру» по буксиру. 

Сейчас «Академик» едва ли не единолично занимается подводным обустройством месторождения, в 2019 году был его первый сезон там. Вот как описаны задачи и функции судна в корпоративной газете «Газпром Флота» от октября 2019-го: «В навигационный период 2019 судно «Академик Черский» выполнило комплекс работ по текущему ремонту оборудования подводного добычного комплекса Киринского ГКМ, в том числе по замене штуцерного модуля, регулятора подачи ингибитора коррозии (CITV) на фонтанной арматуре скважины № Р6, замене подводного модуля управления (SCM) на манифольде, проверке работоспособности оборудования после установки. На Южно-Киринском месторождении судно выполнило работы по восстановлению проектного положения противотраловой защитной конструкции фонтанной арматуры скважины № СК1». 

При этом в статье отдельно замечено, что пока судно не выполняет своего прямого предназначения. Как считают аналитики, это означает, что как трубоукладчик «Черский» пока работать не может – на борту не хватает сварочных постов, которые могли бы соединять трубы. 

В январе «Газпром Флот» объявил тендер на дооснащение корабля сварочным оборудованием почти на 900 млн рублей. Закрыт он был 7 февраля, так что возможно, что «Черский» отправился в Сингапур, где его как раз и построили, за сварочными постами. А вот пригодятся ли они в Балтике – вопрос открытый. 

Что касается характеристик судна, они, конечно, уступают тем, которыми обладали швейцарские Pioneering Spirit и Solitaire, укладывавшие «Поток» ранее, однако и многие функции этих судов отличаются. Что касается труб, «Черский» в перспективе должен уметь работать с трубами диаметром от 6 до 60 дюймов, и в Балтике проблем с этим быть не должно: у «Северного потока – 2» – 48 дюймов. Но вот скорость укладки, уверены эксперты, явно будет ниже – до 1,5 км в день против 5 у Pioneering Spirit. Это означает около трех месяцев работ – без учета пути к месту стройки. 

..............