Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
20 августа 2019, 22:00 • Вопрос дня

Как в России следят за радиационной обстановкой?

Как в России следят за радиационной обстановкой?
@ Александр Саверкин/ТАСС

Tекст: Алексей Васильев

В середине августа несколько российских радионуклидных станций перестали передавать данные мониторинга радиационной обстановки в Международный центр данных в Вене, принадлежащий Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ). Американские СМИ моментально связали этот момент с недавним взрывом на военном полигоне под Северодвинском, в котором пострадали пятеро сотрудников Росатома, намекая на ухудшение радиационного фона. Однако эксперты уже заявили, что уровень радиации в регионах, расположенных недалеко от полигона, давно находится в норме.

ДВЗЯИ был открыт для подписания в сентябре 1996 года в Нью-Йорке, согласно ему страны-участницы обязуются не проводить никаких ядерных взрывов, даже во время испытаний. Россия подписала и ратифицировала его. 

Для того, чтобы следить за соблюдением этого договора, была создана Международная система мониторинга. Это сеть из 321 станции по всему миру. 170 из них – сейсмические, 60 – инфразвуковые, 11 – гидроакустические, и еще 80 – радионуклидные. Кроме того, есть еще 16 специальных лабораторий для анализа результатов с последних 80 станций. 

Выглядеть станции могут по-разному, в зависимости от задач, которые они выполняют. Радионуклидные, к примеру, изучают пробы воздуха и выглядят вот так, сейсмические занимаются волновыми полями, в то время как инфразвуковые – звуковыми волнами, и выглядят вот так

В России сеть начали строить в 1998 году, работы продолжаются до сих пор. Как сообщало постпредство России при международных организациях в Вене, стоимость всех объектов оценивалась в 15 млн долларов, причем финансировала их строительство Организация ДВЗЯИ. Сейчас в стране 19 сейсмических станций, четыре инфразвуковых, восемь радионуклидных и одна радионуклидная лаборатория. Практически все они принадлежат Минобороны. Лишь восемь вспомогательных сейсмических находятся в ведении Геофизической службы РАН.

Так вот, в Минобороны есть легендарное и секретное 12-е «ядерное управление», которое еще с 1947 года отвечает за разработку, хранение, испытание и применение ядерных разработок. Подчиняется оно, как и ответственное за гидронавтов Главное управление глубоководных исследований, напрямую министру обороны. К 12-му управлению и приписаны почти все российские станции.

«Служба специального контроля (ССК) входит в состав 12-го главного управления МО РФ – центрального органа военного управления по реализации военной ядерно-технической политики государства и ядерного обеспечения Вооруженных сил РФ. Под управлением ССК функционирует и развивается система дальнего обнаружения ядерных испытаний» – так о ССК говорится на сайте Минобороны.

Работает эта служба в подмосковной Дубне – там находится Национальный центр данных, открытый в 2005 году. В это здание стекается вся информация с 24 станций, принадлежащих ведомству. Там ее обрабатывают, после чего передают в Международный центр данных, который расположен в Вене, при штаб-квартире Организации ДВЗЯИ. 

ССК работает с 1958 года, и в прошлом году к ее 60-летию Минобороны впервые более-менее подробно рассказало о ее деятельности. Так, в январе 2016 года именно специалисты ССК впервые зафиксировали подземное ядерное испытание в КНДР, вызвавшее землетрясение магнитудой 4,9. Анализируя показатели со станций, в ССК вычисляют примерное местоположение взрыва, время, дату, мощность, магнитуду.

..............