Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
7 февраля 2019, 19:50 • Вопрос дня

Стала ли Россия меньше пить?

Стала ли Россия меньше пить?
@ Смирнов Владимир/ТАСС

Tекст: Полина Орлова,
Олег Москвин

В четверг глава Минздрава Вероника Скворцова назвала по имени главного виновника досрочного ухода из жизни наших представителей сильного пола. 70% смертей мужчин трудоспособного возраста – «это алкоголь-ассоциированная смертность», – сказала Скворцова в эфире радиостанции «Вести ФМ».

Поясним: речь идет не о смерти от алкогольного отравления (от «паленой» водки, например), а о таких заболеваниях, как циррозы, язва желудка, ранняя гипертоническая болезнь и прочие, чьей причиной считается потребление спиртного. Данные страшные. Но надо сопоставить их с другими цифрами того же Минздрава. По данным ведомства, с 2006 года и по настоящий момент потребление горячительного в России сократилось почти на 40%.

Сейчас в пересчете на чистый спирт россияне потребляют 10 литров алкоголя на душу населения в год. Россия, прежде стабильно входившая в тройку самых пьющих государств мира, теперь «отрезвела». Сомнительная честь считаться самой пьющей страной на планете, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), вот уже который год принадлежит Литве: по данным на 2017 год, здесь потребляют 18,2 литра на душу населения. Власти этой прибалтийской республики, правда, оспаривают эту цифру.

Второе место, по статистике ВОЗ, у другой постсоветской республики, братской Белоруссии (16,4 литра), а третье – у Молдавии (15,9 литра). Россия занимает только четвертое место. Правда, ВОЗ называет большие цифры потребления алкоголя, чем российский Минздрав (около 13 литров). Но все равно это чуть больше, чем у ближайшего «преследователя» России – Румынии.

Следует, конечно, учитывать, что эти цифры во многом условны, похожи на «среднюю температуру по больнице», так как не отражают культуру потребления алкоголя, которая бывает разной в разных странах. Так, в Молдавии и Румынии, как и во многих других странах винной культуры, львиная доля потребления алкоголя приходится на вино. Его там пьют хоть и часто, но маленькими порциями.

Россия, как и прочие северные государства, напротив, традиционно считается «водочным» краем – так же как Польша (оспаривающая у России честь изобретения «беленькой»), Украина, Белоруссия, Прибалтика и Скандинавия за исключением «пивной» Дании. Здесь, как принято считать, пьют преимущественно крепкий алкоголь, много за один раз. Впрочем, есть основания считать, что этот стереотип уже устарел.

Судя по официальной статистике, Россия теперь, скорее, не «водочная», а «пивная» страна, вроде Бельгии, Чехии или Германии. По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в среднем ежегодно россиянин выпивает 53,2 литра пива и только 6,6 литра водки. Причем, возможно, скоро водку потеснит вино. Сухого вина в России потребляется 5,8 литра, шампанского – 1,5 литра и 0,7 литра коньяка. В этих цифрах не видно какой-то особой российской специфики. Тенденция вытеснения в потреблении крепкого алкоголя отчетливо видна и у наших соседей. Например, буквально за десять лет Украина переместилась из аутсайдеров (если брать процент от общего потребления алкоголя) в лидеры по потреблению пива. Сейчас она по этому показателю обгоняет Россию.

Итак, структура потребления спиртного в России меняется. Но уменьшается ли потребление, как считает Минздрав?

Эксперты по-разному относятся к цифрам ведомства Скворцовой. Так, психиатр-нарколог Сергей Полятыкин категорически подтверждает, что уровень «тяжелого» потребления алкоголя в России действительно снизился. Количество людей, у которых фиксируется алкоголизм, снизилось, констатирует доктор Полятыкин. «Первичная заболеваемость, то есть свежие обращения, уменьшилась. Снижается количество алкогольных психозов, а это серьезный индикатор массивного потребления алкоголя», – сказал он. И вообще, на взгляд Полятыкина, изменение ситуации видно даже визуально. «Вспомните, что было десять лет назад, когда везде можно было увидеть людей, пьющих пиво или алкогольные коктейли. Это сейчас ушло. Молодежь больше интересуется здоровым образом жизни, спортом, карьерой и учебой», – говорит он.

«У нас создана достаточно современная система лечения и реабилитации, которая получила признание в ООН и в ВОЗ как одна из лучших в мире. Причем организована она на средства бюджета», – объясняет он ситуацию.

А вот руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз утверждает, что на самом деле ситуация куда менее благостна.

«Потребление, вообще-то, должно было падать, но совсем не по той причине, что кто-то там ведет какую-то антиалкогольную кампанию. На нее гражданам-потребителям глубоко начихать. У нас структурно меняется демографический состав населения, у нас в полтора–два раза меньше молодежи в возрасте от 18 до 29 по сравнению с тем, что было десять лет назад. Это обрушивало рынок пива, например», – сказал он в разговоре с газетой ВЗГЛЯД. Дробиз полагает, что официальные цифры потребления алкоголя мало о чем могут свидетельствовать.

«Сказать, больше или меньше пьют, сложно. Вроде как на треть стали пить пива меньше, а водки в два раза меньше, но при этом надо понимать, что десять лет назад вся нелегальная водка продавалась в легальных магазинах. Сегодня же вся нелегальная, суррогатная продукция в нелегальной рознице и под учет, соответственно, не попадает», – высказал свою точку зрения эксперт. К методике ВОЗ, оценивающей уровень потребления алкоголя на душу населения старше 15 лет, Дробиз относится критически. «В связи с тем, что происходит мощное старение населения и у нас, и в Европе, я считаю, что надо делить выпитый алкоголь на население от 15 до 55, максимум до 60 лет, – уверен он. – Если с таким подходом оценивать, то практически потребление алкоголя не изменилось. Что 10 лет назад было около 12–13 литров на душу населения, что сейчас 12–13 литров спирта на душу населения».

Как бы то ни было, и эксперты, и Скворцова едины в одном: они признают, что проблема неумеренного потребления алкоголя для России по-прежнему актуальна – хотя, если верить Минздраву, объемы такого потребления снижаются. Настораживает и то, что география пьянства в стране вот уже не годы, а десятилетия остается неизменной. Что бы ни делало государство, какие бы ограничительные меры ни вводило, в лидерах по потреблению алкоголя остаются регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока: Чукотский и Ненецкий автономные округа, Магаданская и Сахалинская области, Республика Коми.

..............