Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
11 февраля 2019, 20:30 • Вопрос дня

Угрожает ли новый двигатель Илона Маска российскому РД-180?

Угрожает ли новый двигатель Илона Маска российскому РД-180?
@ Юрий Стрелец/РИА Новости

Tекст: Алексей Нечаев,
Анна Кукушкина

Глава SpaceX Илон Маск опять попал в заголовки мировой прессы. На этот раз с заявлением о том, что на очередных испытаниях его новый двигатель Raptor наконец-то сумел превзойти российский РД-180 по одному из параметров.

По словам американского бизнесмена, Raptor побил рекорд российского двигателя по показателю уровня давления в камере сгорания. При этом стоит напомнить, что Маск давно испытывает симпатию к РД-180: в понедельник он назвал его «потрясающим», а не далее, как в декабре – «великолепным». Похоже, превзойти российский аналог для американца – идея фикс.

Маск умеет удивлять. Его громкие заявления часто опираются на реальные достижения. Однако на этот раз признание Маска нельзя назвать сенсационным. Как ранее заметил в интервью газете ВЗГЛЯД академик Андрей Ионин, «одно дело – разогнать какую-то систему до определенных параметров, а другое – ее стабильная работа».

Ионин подчеркнул, что ракеты с двигателями серий РД-170, 180 и 190 летают более 30 лет, то есть их характеристики подтверждены многолетней практикой. Данным заявлением, по мнению эксперта, Маск лишь пытается поддерживать имидж успешного серийного практика.

Но дело даже не в том, что новый Raptor пока еще не прошел испытание практикой.

«То, о чем говорит Маск – это не та разница, которая на что-то влияет. Это просто выбор конструктора, – заявил газете ВЗГЛЯД научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – Чем больше давление, тем эффективнее двигатель. Повышение давления поднимает эффективность, но приближает к некоему максимуму, к которому мы так и так близко. Ну, взял побольше двигатель давления – пожалуйста, ради Бога. Могли бы сделать меньше, могли бы и больше. Наши двигатели все равно одного класса».

В общем, конкретно сегодня нам можно перевести дух. Очередное достижение Маска, конечно, представляет научно-технический интерес, но на расклад сил в космосе, точнее на международном рынке космических запусков, пока не влияет. Рыночным позициям РД-180 оно прямо не угрожает.

Ранее сообщалось, что РД-180 будет закупаться Соединенными Штатами по меньшей мере до 2023–2024 годов. Однако так сказано в контракте. Моисеев не исключает, что поставки закончатся раньше – уже в следующем году. И успешные испытания Маска тут ни при чем – просто у американцев уже создан достаточный запас наших движков.

Да и в целом расслабляться Роскомосу нельзя. По другим направлениям SpaceX уже вовсю дышит россиянам в спину. Так, новость о создаваемом двигателе Моисеев сопоставил с прошлогодним появлением у SpaceX ракеты Falcon 9. Вот это был действительно серьезный конкурентный удар по нашим позициям в мире, ведь тяжелую ракету Falcon 9 можно считать «серьезным игроком», посетовал Моисеев, – он уже причинил России много неприятностей.

Хотя в начале февраля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин докладывал Владимиру Путину о ходе работ по исправлению ситуации в отрасли, имея в виду восстановление позиций России на рынке пусковых услуг и перевозок. Пока же сохраняются опасения, что в ближайшие годы Маск сможет опять «отжать» у России еще какой-нибудь серьезный кусок космического рынка.

..............