Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
7 августа 2018, 16:40 • Политика

Нино Бурджанадзе: Саакашвили был одержим идеей победить Россию

Нино Бурджанадзе: Саакашвили был одержим идеей победить Россию
@ Анна Исакова/ТАСС

Tекст: Дмитрий Александров,
Тбилиси

«Саакашвили позвонил мне и восторженно сказал, что Буш сейчас выступит и вышлет нам на помощь самолеты, будет нас защищать. Саакашвили верил в это!» – вспоминает в интервью газете ВЗГЛЯД экс-председатель парламента Грузии, лидер «Демократического движения» Нино Бурджанадзе. Она считает, что 10 лет назад из-за Грузии могла разразиться Третья мировая война.

В среду исполняется десятая годовщина войны вокруг Южной Осетии. С тех пор и по сей день между Грузией и Россией нет дипломатических отношений. Та война явно изменила реалии во всем регионе, причем не в пользу Тбилиси.

В интервью газете ВЗГЛЯД экс-председатель парламента Грузии, лидер оппозиционного «Демократического движения» Нино Бурджанадзе вспоминает детали тех трагических событий и анализирует нынешнее состояние отношений Тбилиси и Москвы.

ВЗГЛЯД: Нино Анзоровна, правда ли, что некоторые круги в США подталкивали Грузию тогда к войне?

Нино Бурджанадзе: Да. Некоторые круги в США подталкивали Грузию к войне. При этом все те, с кем я лично встречалась, – президент Буш, госсекретарь Райс и другие – во время разговоров регулярно предупреждали не провоцировать Россию, не начинать против России военные действия ни в коем случае. Райс в мае 2008 года просила меня предупредить Саакашвили, чтобы он не поддавался на провокации и ни в коем случае не открывал боевые действия. Она прямо сказала мне: «Мы любим и уважаем Грузию, но воевать с Россией даже ради нашего стратегического партнера – Грузии – мы не будем». Слово в слово я это передала Саакашвили.

Но, напомню, тогда была предвыборная кампания в США. Сенатору Маккейну и его команде очень нужно было показать, что именно они – та сила, которая может сдерживать Россию. Есть факты, указывающие на то, что Маккейн и его команда подстрекали Саакашвили, уверяли, что в случае военных действий Америка не оставит Грузию.

Саакашвили неадекватный, импульсивный политик. Но не настолько ненормальный, чтобы без каких-то гарантий прямо начинать войну с Россией. Помню, Саакашвили позвонил мне и восторженно сказал, что Буш сейчас выступит и вышлет нам на помощь самолеты, будет нас защищать. Саакашвили верил в это! Я тотчас ему ответила, что не дай Бог, чтобы Третья мировая война началась на территории Грузии.

К сожалению, Саакашвили абсолютно неадекватно воспринимал реалии. Он считал, что Россия не посмеет вмешаться. Или если вмешается, то у нее ржавые танки, а у нас – новейшие натовские вооружения. Да и американцы нам помогут, думал он. И решил отдать приказ об использовании масштабной военной силы. Уверена, что сохранились в архивах грузинского ТВ изначальные заявления Саакашвили о том, что Россия пока не вмешивается и все идет хорошо. Есть и его слова о том, что он отдал приказ о восстановлении конституционного строя и порядка, за чем последовало применение военной силы.

Если бы Саакашвили не был одержим идеями победить Россию и вернуть Осетию силой, этой войны бы не было. Россия же – о чем речь – воспользовалась трагической ошибкой и преступлением Саакашвили и сразу ответила соответствующим образом. И мы получили катастрофическую ситуацию. На территорию Грузии вернулись российские военные базы, мы проиграли в войне, Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Это завело урегулирование кризисов и в целом отношения России и Грузии в тупик.

ВЗГЛЯД: Войну-2008 сейчас расследует Гаагский суд. Какова вероятность, что он предъявит обвинение Саакашвили?

Н. Б.: Он несет персональную ответственность, он отдал приказ и вовлек Грузию в заранее проигранную войну. Будь я у власти, Саакашвили бы сидел уже в тюрьме, в первую очередь именно за преступление 2008 года. Что касается Гаагского суда, то уверена, он будет объективным – и предъявит обвинение Саакашвили.

Этой трагедии можно было избежать. И еще 10 лет назад об этом говорила, после чего, собственно говоря, и начала подвергаться гонениям со стороны Саакашвили и его команды. В чем только они меня не обвиняли, вплоть до измены Родине. Но я убеждена: поведи себя Саакашвили как здравомыслящий государственный политик, этой войны не было бы. Безусловно, до войны в течение долгих лет были определенные провокации как с одной, так и с другой стороны. Но до полномасштабных боев ситуация не доходила.

ВЗГЛЯД: После войны Абхазию и Южную Осетию признала Россия. Потом это сделали Никарагуа, Венесуэла, Науру. Не все понятно с Тувалу и Вануату Грузия утверждает, что те отозвали признание. Но вот только что Сирия это сделала. Вы ожидаете продолжения этого процесса?

Н. Б.: Это крайне болезненный вопрос. Россия совершила большую ошибку этим признанием, это сильно завело в тупик двусторонние отношения. Да и невыгодно самой России признавать мятежные сепаратистские регионы! Но случилось то, что случилось. Очевидно, это не прибавило стабильности.

Что касается Сирии, то это государство, которое очень многим обязано России. Меня не удивило, что Сирия сделала такой шаг. Если наша грузинская дипломатия останется такой же бесхребетной, как сейчас, если не будем договариваться с Москвой, не начнем прямой диалог с абхазами и осетинами, опасность продолжения процесса признания существует. В Тбилиси говорят, что это не имеет значения, но это не так. Каждое дополнительное признание – это проблема.

ВЗГЛЯД: После встречи президентов России и США шансы Грузии вступить в НАТО выросли или упали? Путин после нее вновь открыто заявил о нежелательности вступления Грузии в НАТО...

Н. Б.: Самое главное и важное – Грузия не должна быть ареной конфронтации США и России, полигоном их противостояния. Что касается темы отношений с НАТО... Позицию России мы давно знаем, она понятна. Грузия вправе сама выбирать свой путь, вступать в любую организацию, исходить из своих собственных интересов.

Но неправильно игнорировать интересы России. Надо учитывать реальные позиции соседей. То есть не делать так, что выгодно им, а поступать взвешенно. Ну и еще абсолютно понятно, что в НАТО нас никто не собирается принимать. Кто нас возьмет туда, пока в Грузии российские военные базы? А если пригласят вступить без Абхазии и Южной Осетии, то это совершенно неприемлемо. Получится, что Грузию разделят, как Кипр. Это катастрофический сценарий.

ВЗГЛЯД: Почему, на ваш взгляд, никак не удается организовать встречу в верхах Грузии и России?

Н. Б.: Конечно же, Грузия должна начать диалог с Россией на высшем уровне. Мои противники за такую мою позицию называют меня чуть ли не марионеткой Кремля. Смешно и грустно, когда приходится объяснять необходимость диалога.

К сожалению, сегодняшние грузинские руководители к этому не готовы. Они слишком зависят от американских патронов. Они боятся, что любой шаг по направлению России будет воспринят как предательство Америки. Диалог с Россией – не единственный путь урегулирования проблем Абхазии и Южной Осетии. Но ключевой.

Кроме того, надо восстановить мосты доверия с абхазами и осетинами. Наше мирное сосуществование насчитывает века, а противостояние – десятилетия. Я уверена, что ресурсы есть.

ВЗГЛЯД: А чего не хватает Москве в отношениях с Тбилиси?

Н. Б.: Реальной политики. Я встречалась с Владимиром Путиным. Но президент России не может ежедневно заниматься только проблемами Грузии, тем более с ним нет контактов у руководителей нашей страны. А что касается тех людей, которые в России занимаются Грузией, они зачастую не понимают наших проблем, у них нет правильной, отвечающей интересам двух стран политики.

Есть эмоциональное восприятие – вот российские туристы приезжают в Грузию, значит, все хорошо. Но это поверхностное отношение! Грузия, слава Богу, еще не дошла до того, чтобы гнать гостей. Но то, что сюда приезжают россияне, вовсе не значит, что в Грузии улучшается отношение к российской политике.

Россия блестяще провела чемпионат мира по футболу. При этом вся Грузия за Хорватию болела – в отместку России. То есть обольщаться не стоит. Особенно наша молодежь скептически к России относится. Москве стоит над этим задуматься!

ВЗГЛЯД: Намерены ли вы баллотироваться в президенты Грузии осенью?

Н. Б.: Главное, чтобы выборы прошли честно и объективно. Если ситуация будет близка к элементарным выборным стандартам и не будет фальсификаций, то я уверена в серьезной поддержке.

Военный конфликт с Грузией в 2008 году – это в первую очередь:




Результаты
13 комментариев

..............