Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
13 февраля 2018, 18:50 • Политика

Каковы интересы России в Сирии и на Ближнем Востоке

Каковы интересы России в Сирии и на Ближнем Востоке
@ из личного архива

Tекст: Галина Кравченко

«То, что удалось посадить за стол переговоров тех, кто еще видел решение сирийской проблемы исключительно в смене легитимной власти, – это большая победа российской дипломатии», – заявил газете ВЗГЛЯД член думского комитета по международным делам Зелимхан Муцоев, комментируя тонкости российской политики в Сирии и в целом на Ближнем Востоке.

Во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о наличии у Москвы подозрений по поводу желания США остаться в Сирии на долгий срок, если не навсегда. На его взгляд, свое присутствие в Сирии американцы связывают не только с решением военных задач, но и «пока не завяжется устойчивый политический процесс, который должен завершиться приемлемым для всех – читай для США – переходом власти, то есть сменой режима».

Лавров заявил, что США действуют путем опасных односторонних шагов, которые «выглядят все больше и больше как часть линии на создание некого квазигосударства на крупной части сирийской территории, на восточном берегу Евфрата и вплоть до иракской границы». Ранее министр также заявлял о наличии у США планов по разделу Сирии.

Москва же прикладывает огромные усилия для достижения мира в Сирии. После завершения крупномасштабных боев главная сложность заключается в поиске политических компромиссов между разными частями сирийского общества. О том, почему Россия решила углубиться в проблематику Ближнего Востока, о том, как развиваются наши отношения с остальными странами в регионе, помимо Сирии, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал член комитета Госдумы по международным делам Зелимхан Муцоев.

ВЗГЛЯД: Зелимхан Аликоевич, вы уже много лет в Государственной думе, в этом созыве работаете в комитете по международным делам, хорошо разбираетесь в тонкостях международных отношений на Ближнем Востоке, часто там бываете. Какую роль сейчас играет Россия в регионе?

Зелимхан Муцоев: Политика России на Ближнем Востоке всегда была одним из приоритетных направлений. Это сложилось исторически. Российская империя вела многолетние войны с Османской империей. СССР, в свою очередь, выстраивал долгосрочные партнерские отношения с Ираком, Египтом, Алжиром, Сирией во время так называемой холодной войны. Именно тогда появился термин «арабский социализм», который подразумевал группу стран, ориентирующихся на советский политический строй.

Если говорить о Сирии, то наша дипломатическая миссия появилась там еще в XIX веке. Кстати, именно СССР признал сирийское государство в числе первых, в Тартусе много лет находилась наша военно-морская база, активно развивалось военно-техническое и торговое сотрудничество между нашими странами.

После заключения Кемп-Дэвидского соглашения в 1978 году Советский Союз подписал с Сирией договор, в рамках которого подразумевалось вовлечение СССР в вооруженный конфликт, если третья сторона произведет военное вторжение в Сирию. Это говорит о том, что Сирия была для нас очень важна.

Поэтому роль современной России не сильно изменилась, а за последнее время мы значительно укрепили свои позиции. Это касается и совместной борьбы с международным терроризмом, и участия в восстановлении разрушенной войной инфраструктуры. Особо хотел бы отметить и активную позицию России в процессе мирного урегулирования сирийского конфликта.

ВЗГЛЯД: Какие цели и задачи у России в нынешней ситуации в Сирии?

З. М.: Нынешняя ситуация в регионе требует сложной и осторожной дипломатии. Россия сыграла ключевую роль в разгроме ИГИЛ*, но ситуация по-прежнему очень сложная. Наша основная цель – сохранение Сирии как государства в рамках существующих границ. Цель некоторых внешних игроков – дальнейшая дестабилизация мирных процессов через поддержку как оппозиции, так и некоторых военизированных формирований. Поэтому самое главное сегодня – терпение, выдержка, поиск разумных компромиссов на взаимовыгодных условиях.

ВЗГЛЯД: Что сейчас происходит в Сирии? Недавно в Сочи прошел национальный конгресс, итоги которого трактуют по-разному.

З. М.: Как говорится, все войны заканчиваются не на поле боя, а за столом переговоров. Самое главное, что удалось сделать в Сочи, – запустить политические процессы. Это принципиально новый шаг в урегулировании этого конфликта.

Конечно, за один день ситуация не нормализуется, но появилась надежда на то, что формат женевских переговоров станет более конструктивным, несмотря на постоянное затягивание и отсутствие компромисса со стороны стран, которые поддерживают эр-риядскую платформу оппозиции. То, что удалось посадить за стол переговоров тех, кто еще видел решение сирийской проблемы исключительно в смене легитимной власти, – это большая победа российской дипломатии.

Что касается ситуации в самой Сирии, то пока мы видим, что до окончательной стабилизации в регионе еще очень далеко, напротив, последние события и демарши Турции показывают, что на ситуацию влияют больше не внутренние конфликты, а внешние силы. При этом решение этих проблем простое – это восстановление статус-кво сирийского государства под эгидой ООН.

ВЗГЛЯД: Если все усилия были не напрасны, какое будущее ждет Сирию?

З. М.: Сирия должна стать территориально единым светским государством с республиканской формой правления – все это те базовые принципы, принятые в Сочи в рамках национального конгресса.

Важно учесть интересы всех групп населения и минимизировать вмешательство других государств, тогда внутренние политические процессы позволят демократическим путем восстановить работу государственных институтов и создадут предпосылки к восстановлению инфраструктуры, промышленности и экономики в целом.

На это уйдет много лет, поэтому важно уже сейчас сформировать правительство. Участие в его формировании должны принять абсолютно все политические силы. У Сирии есть все шансы стать стабильным государством с развитой экономикой.

Можно вспомнить, что еще в 2000 году Башар Асад предложил новые экономические и социально-политические реформы, он рассчитывал на поддержку интеллигенции и зарождающейся бизнес-элиты.

Многие говорят про сделанные им ошибки в реализации этих реформ, но именно он, продолжая дело своего отца, пытался создать все условия для развития гражданского общества. Да, быстрая коррекция внешней и внутренней политики не удалась, но в целом это был правильный путь.

ВЗГЛЯД: Прошлый год действительно был довольно насыщенным – приезд короля Саудовской Аравии, визит Владимира Путина в Иран. Каким образом это повлияет на внешнюю политику и на внешнеэкономические связи нашей страны?

З. М.: Если говорить про Саудовскую Аравию, то, безусловно, визит короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль Сауда очень важен с точки зрения того, что это новая страница двухсторонних отношений – это был первый визит короля в Россию за всю историю. С Саудовской Аравией Россия много лет находилась в сложных отношениях. Во времена холодной войны между двумя странами не было даже дипломатических связей.

Сейчас основные разногласия между Россией и Саудовской Аравией касаются Сирии. При этом позиции Москвы и Эр-Рияда сейчас совпадают по многим вопросам. Есть надежда, что этот визит даст новый импульс, позволит реализовать совместные инвестиционные проекты в сфере энергетики, высоких технологий, ВПК.

Иран – наш давний партнер, с которым мы всегда стремились выстроить хорошие отношения. Буквально недавно Владимир Путин обсуждал с президентом Ирана Хасаном Роухани краеугольный камень всей современной ближневосточной политики – иранскую ядерную программу. Для нас развитие двухсторонних отношений – это вопрос не только исторический и политический. У нас большое количество совместных проектов, от поставки самолетов Superjet до сотрудничества в нефтегазовой сфере. Компании России и министерство нефти Ирана достигли на данный момент взаимопонимания по целому ряду вопросов в энергетике.

Еще один очень важный момент, на который стоит обратить внимание. На протяжении последних лет у Ирана и Турции складывались очень непростые взаимоотношения. При непосредственном участии российских политиков и дипломатов удалось добиться очень важного – перевести отношения этих стран в формат политического диалога, который поможет найти понимание по ряду ключевых вопросов. В первую очередь это касается урегулирования последствий военного конфликта в Сирии.

ВЗГЛЯД: Не секрет, что Саудовская Аравия и Иран борются за лидерство в регионе. Не мешает ли это нам налаживать отношения с этими двумя странами?

З. М.: Эти два государства по-разному оценивают региональные процессы, преследуют свои цели и интересы, существуют и религиозные противоречия, но суть наших отношений с ними от этого не меняется. Мы готовы к диалогу и с Саудовской Аравией, одновременно являемся партнером и союзником Ирана.

При этом Тегеран неоднократно заявлял о готовности переговоров с Саудовской Аравией для установления мира в регионе. Россия всячески поддерживает любые переговоры и выступает в качестве основного проводника мирных процессов.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............