Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
3 марта 2017, 23:45 • Политика

В условиях «атмосферы ненависти» России стоит применить новую тактику

В условиях "атмосферы ненависти" России стоит применить новую тактику

В условиях «атмосферы ненависти» России стоит применить новую тактику
@ Jim Lo Scalzo/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Внутриполитическая атака на администрацию Дональда Трампа достигла нового уровня абсурда. Президента США продолжают бить через «русскую тему», и теперь под ударом оказался генпрокурор Джефф Сешнс. Как в этих условиях должна вести себя Россия – выжидать, уходить в глухую оборону или атаковать?

Разбирать суть претензий к Джеффу Сешнсу просто смешно. Его обвиняют в лжи под присягой, исходя из того, что при утверждении его генпрокурором он сказал, что ему ничего не известно про контакты штаба Трампа с русскими. А потом выяснилось, что у Сешнса было две встречи с послом России в США Сергеем Кисляком.

России нужно определиться с тактикой на американском направлении на ближайшие три–четыре месяца

Уровень абсурда зашкаливает – Сешнс являлся членом комитета по обороне сената США и в этом качестве встречался с разными иностранными дипломатами. То, что он первым из сенаторов поддержал кандидата Трампа, ему, конечно, не забыли. Но он сам не воспринимал себя как члена штаба Трампа и не мог подумать, что его встреча с Кисляком будет кем-либо рассматриваться в таком ключе.

Тем более что никакие выборы сенатор и посол, естественно, не обсуждали, и уж тем более смешно говорить о каком-то влиянии КГБ и Путина на волеизъявление американского народа через «канал Сешнс – Кисляк». Но увы – уровень истерии в Штатах именно таков.

И Трамп совсем не преувеличивает, когда говорит об охоте на ведьм – но слаженную атаку прессы и демократов республиканцы игнорировать не могут. Можно негодовать, возмущаться, спорить, доказывать, но созданная атмосфера ненависти и поиска «русских шпионов» сама по себе стала важнейшим фактором политической ситуации в США.

Понятно, что главная цель атаки – создание предпосылок к смещению президента. То есть нужно вначале максимально запугать, ослабить, да и просто затруднить формирование команды Трампа, а потом, спустя два года (и с переходом, как надеются демократы, к ним контроля над Конгрессом), приступить к его отстранению от власти. План не слишком реальный, но тут важны сами намерения.

Президенту США придется работать в атмосфере травли. И если по внутриполитическим темам он держит удар, по внешнеполитическим Трампу приходится маневрировать, постоянно оправдываясь в том, что он не «агент Путина». Но доказывать, что он не верблюд, бесполезно – уже понятно, что российская тема выбрана в качестве основной линии атак на Трампа. И побочная цель «русской темы» состоит в том, чтобы лишить Трампа возможности проводить ту политику, которую он хотел – то есть сделать невозможной сделку с Россией.

Это уже напрямую касается нашей страны, и тут важно, какую тактику выберет сейчас Кремль. Было бы очень большой натяжкой сказать, что Владимир Путин смотрит на «американский цирк», подняв брови. Победа Трампа была настолько сильным сбоем системы, что в России были готовы к любой реакции американской элиты на появление в Белом доме самостоятельного политика. В конце концов, Трампа могли просто убить – так что все еще развивается далеко не по самому худшему сценарию.

В России никто не переоценивает возможности Трампа по проведению объявленной им революции. Но и не недооценивает – то есть не смотрит на 45-го президента как на обреченного на поражение авантюриста и романтика.

В нынешних условиях, когда «русскую тему» сделали для Трампа токсичной, России нужно определиться с тактикой на американском направлении на ближайшие три–четыре месяца. Почему именно на такой срок? Потому что через четыре месяца в Ганновере пройдет саммит «большой двадцатки», на котором будут Трамп и Путин. То есть самое позднее через четыре месяца два президента познакомятся лично.

Кроме того, выдерживать нынешний накал борьбы с Трампом прессе и демократам будет все-таки трудно. Можно ожидать, что через месяц-другой градус ненависти слегка упадет. К тому же в ближайшие пару месяцев будет завершено формирование правительства Трампа, проведены ключевые назначения уровня замминистра, да и в целом трамписты освоятся в кабинетах.

После первого саммита и знакомства Путина и Трампа у Кремля появится самый важный аргумент – мнение нашего президента о личности его американского коллеги. Эта оценка будет стоить тысяч страниц секретных и открытых докладов – и после этого Путину будет гораздо проще прогнозировать ближайшее и среднесрочное будущее российско-американских отношений. Грубо говоря, если Путин поставит Трампу «пять» за волю и самостоятельность, то они смогут поладить. Но пока что нужно действовать обезличенно.

Что может сделать Кремль в ответ на «русскую истерию»?

Можно сделать вид, что мы разочаровались в Трампе и считаем его таким же, как и все. Дескать, может, и хотел он улучшения отношений, но американский истеблишмент быстро обломал его, запугал, приструнил, приучил – и теперь он будет продолжать ту же линию «американского гегемонизма». Если не хуже – вот, окружил себя «бешеными псами», генералами да русофобами, увеличивает военный бюджет и втягивает нас в гонку вооружений. Или даже так – якобы «поладить» с Трампом можно только ценой ссоры с Китаем и Ираном, едва ли отказом от самостоятельной внешней политики – так что зачем нам вообще это надо?

У этой точки зрения, у «разочарования», есть даже искренние сторонники в России. Целый ряд пропагандистов, изображающих из себя аналитиков, уже второй месяц радостно восклицают: мы же вас предупреждали, не надо питать никаких иллюзий в отношении Трампа, он опасный тип, не лучше Клинтон. Подобная позиция замечательна тем, что она полностью игнорирует реальность, то есть тот мощнейший разлом и кризис, который вызвало избрание Трампа в наднациональной элите.

Называя Трампа таким же, как все, Россия добровольно откажется от мощнейшего козыря, выпавшего нам в геополитической партии. Трамп, вне зависимости от того, что у него получится, является нашим как минимум ситуационным союзником – а в случае, если он выстоит под ударами наднациональной элиты, то и стратегическим. Не США как таковые – а именно Трамп, президент, пытающийся изменить внешнюю политику этой страны.

Так что выбирать эту линию поведения – «разочарование» – как минимум рано, а как максимум глупо.

Другая возможная тактика – выжидание. То есть делать вид, что происходящее в США нас не касается. Ну и что с того, что Трампа бьют «русскими связями» – мы-то понимаем весь абсурд этой кампании, так что не будем даже и комментировать ее. Примерно такую позицию и занимает сегодня Москва. Россия как бы посылала Трампу сигнал – мы ждем, мы понимаем, что все сложно, но мы все еще исходим из возможности провести откровенный разговор двух лидеров. Который может стать первым шагом к большому прорыву.

Этой тактики можно придерживаться еще некоторое время, но только в случае, если атаки на Трампа по «русской линии» станут слабеть. Если же в ближайший месяц мы не увидим снижения градуса антитрамповской русофобии в США, то нам стоит переходить к новой, активной тактике.

То есть к тому, что может быть названо вмешательством во внутренние дела США. Не в том смысле, который вкладывают в это дирижеры кампании про «русское вмешательство» с их «русскими хакерами», «компроматом на Трампа», послом Кисляком и прочей чушью – а к активному участию Владимира Путина во внутриполитической борьбе в США. Участию, конечно, словесному – а другого и не надо.

Президент России может начать комментировать те упреки, которые выдвигают в адрес как самого Трампа, так и его людей. Понятно, почему это не делается сейчас – Путин вообще очень редко высказывается о внутренней политике других стран. Но нынешняя ситуация уникальна: российская карта разыгрывается одновременно и во внутриполитических, и во внешнеполитических целях. Кроме того, противники Трампа сами сделали Владимира Путина полноценным участником американской внутренней политики, тем самым предоставив ему полное право комментировать происходящее в ней.

Так что логика «не навреди» уже может быть через какое-то время отставлена в сторону. Хуже Трампу все равно не будет – а вот помощь оказать вполне возможно.

Раз уж Кремль изображают участником американского шоу – пора сделать так, чтобы едкие комментарии Путина били по тем, кто пытается демонизировать Трампа и Россию. Враги Трампа и России сами сделали Владимиру Путину бешеную рекламу в США, сами наделили его фантастическим влиянием, так что нужно быть готовым к тому, что наш президент не преминет воспользоваться предоставившейся возможностью. Ведь любимый прием Путина – оборачивать силу противника против него самого.

..............