Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

0 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
23 декабря 2016, 20:01 • Политика

«Мы должны идти к примирению, а не к разрыву»

Идея диалога и примирения стала главной для большой пресс-конференции Путина

«Мы должны идти к примирению, а не к разрыву»
@ Валерий Шарифулин/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Красной нитью через всю пресс-конференцию Путина прошла тема уважительного диалога государства и общества. Будьте взаимовежливы, думайте о других – эти призывы были восприняты как ключевые. Упрекнул Путин в нескромности глав госкомпаний, позволяющих себе «вызывающую» недвижимость. Напомним, что и в недавнем послании Путин подчеркивал, что общество отвергает подобный стиль жизни элит.

В пятницу состоялась очередная – двенадцатая по счету – большая пресс-конференция президента Владимира Путина. Традиционно большой блок вопросов касался внутренней политики – отношений власти, общества и крупного бизнеса.

Президент предлагает смягчать разногласия, решать их цивилизованным путем, а не погромами, не варварскими методами. Мы достигли такого уровня единства, который нужно беречь

В частности, глава государства отметил, что российским чиновникам и топ-менеджерам компаний с гоcучастием надо быть «скромнее и не раздражать людей». «Я согласен с вами, поскромнее надо, я много раз об этом говорил и надеюсь, что они услышат. Это касается и премий, и доходов. Нужно понимать, в какой стране мы живем, и не раздражать людей», – заявил президент, комментируя строительство чиновниками и сотрудниками госкомпаний «вызывающей» недвижимости.

Следует отметить, что ответ президента перекликается с одним из тезисов недавнего послания Федеральному собранию. Тогда Путин отметил: «Принципы справедливости, уважения и доверия универсальны. Мы твердо отстаиваем их – и, как видим, не без результата – на международной арене. Но в такой же степени обязаны гарантировать их реализацию внутри страны, в отношении каждого человека и всего общества. Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы все это ни исходило, и все больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение».

В то же время глава государства призвал прессу беречь частную жизнь известных людей, включая чиновников. «Сечин (глава Роснефти Игорь Сечин) вот компенсацию потребовал, и суд ее удовлетворил, – напомнил Путин, – Сечин, так же, как и все другие, которые в суды обращаются для защиты своих прав, что они должны делать? Они идут в суд, как в любом цивилизованном обществе... Зайду с другой стороны: то, что пресса пощипывает и чиновников, и представителей крупного бизнеса, в том числе с госучастием, это хорошо».

«В современном мире очень сложно что-то запретить»

Президент эмоционально воспринял вопрос о цензуре в искусстве. Во-первых, он напомнил, что запретить что-то в современном мире вообще нельзя, и Россия уж точно не будет и пытаться идти по такому запретительному пути. Однако в обществе должны быть выработаны внутренние самоограничения, определяющие, что допустимо, а что – нет. «Мы недавно об этом говорили на совете по культуре. Люди тоже задавали вопрос о запрете оперы «Иисус Христос – суперзвезда». В Омске, по-моему, показ не состоялся. А до этого состоялся. Устроители продали 46 билетов и сами отказались. Никто ничего не запрещал. Вообще в современном мире очень сложно что-то запретить», – рассказал Путин.

Отметим, что эта мысль президента тоже развивает один из тезисов послания Федеральному собранию: «И в культуре, и в политике, в средствах массовой информации, и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию».

«Идти к примирению, а не к разрыву»

Президент рассказал и о том, что встречался и с руководством «Ельцин Центра», и с режиссером Никитой Михалковым. Напомним, что в декабре развернулся спор вокруг «Ельцин Центра» – после того, как Михалков обвинил организацию в неверной подаче истории России, в «инъекции разрушения самосознания людей». В самой организации возмутились заявлениями Михалкова. Позже режиссер посетил «Ельцин Центр», отметив, что нужно говорить об этой организации еще жестче.

«Коллеги согласились со мной, что есть необходимость какие-то вещи более точно подать. Но знаете я против чего? Против того, чтобы какие-то вопросы бесконечно обострять», – заметил Путин. По его словам, сам тот факт, что разворачивается дискуссия, – это нормально, всегда кто-то придерживался либеральных взглядов, кто-то – традиционных. «У нас же всегда были почвенники и западники, но в условиях, когда мы сейчас вспоминаем события 1917 года и в следующем году будет отмечать столетие революционных событий, мы должны идти к примирению, а не к разрыву, не к нагнетанию страстей», – отметил Путин

Громкие дела

Главу государства спросили о громких обвинениях в отношении бывших глав МЭР и ФТС Алексея Улюкаева и Андрея Бельянинова. «Бельянинов? В отношении него не было никакого дела. Всякие доследственные действия, обыски, нечто подобное – это было выброшено в СМИ, и я считаю это недопустимым, это наносит ущерб деловой, да и личной репутации человека», – заявил президент.

Что касается Улюкаева, Путин сообщил, что не разговаривал с ним после возбуждения дела и считает «достаточными данные, предоставленные следствием, для отстранения его в связи с утратой доверия». «Далее посмотрим, что будет», – добавил Путин. Он рассказал, что следит за результатами расследования убийства политика Бориса Немцова, поддерживает следствие – согласен со всеми его действиями. По его словам, следователи будут и дальше работать над выявлением всех обстоятельств и изобличением преступников.

 

Кроме того, Путин пообещал разобраться с приговором за государственную измену, который был вынесен жительнице Сочи Оксане Севастиди. По словам журналистов, она осуждена только за то, что в 2008 году, накануне войны в Южной Осетии, отправила своему грузинскому знакомому СМС о том, что видит поезд с военной техникой в Сочи. При этом президент подчеркнул, что не вправе вмешиваться в правосудие, поскольку судебная власть в России независима.

«Возможно, но нецелесообразно»

Прессу очень интересовало, возможны ли в новом году досрочные президентские выборы. Путин ответил коротко: «Я вам сразу скажу – возможно, но нецелесообразно». Однако журналист «Коммерсанта» все же попытался уточнить, намерен ли Путин участвовать в президентских выборах в 2018 году. «Провокатор какой, – пошутил Путин и добавил: – Время созреет, я буду смотреть на то, что происходит в стране, в мире, и исходя из того, что мы сделали, будет принято решение о моем участии или неучастии в будущих выборах президента Российской Федерации».

#{interviewpolit}Своей же главной целью на посту главы государства он назвал благополучие страны. «Цель – благо России. А как ее достичь? Экономикой надо заниматься, социальной сферой, обеспечением обороноспособности и безопасности», – сказал Путин.

«Путин предлагает решать разногласия»

Завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков считает, что общий тон президента, язык тела, его слова свидетельствуют о том, что острая фаза начавшегося в 2014 году кризиса позади.

«У президента есть все основания полагать, что мы выходим на повышающий тренд, все проблемы поддаются решению, и власть готова решать эти проблемы», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. Попытки внешних сил сломить Россию провалились, «привели к тому, что Россия сосредоточилась, консолидировалась». «Президент дважды в ходе пресс-конференции подчеркнул тезис о том, что страна сильнее любого потенциального агрессора. Эта фраза говорит не только о военной силе и геополитическом положении. Я услышал в этой фразе утверждение, что Россия обретает новую силу духа, силу понимания того, что мы сами побороли очень опасную тенденцию, это открывает перед нами новые возможности, в том числе для решения внутренних проблем», – уверен Леонид Поляков.

Как считает эксперт, Путин осознает естественность разных точек зрения по поводу наших исторических фигур и событий в культурной и духовной жизни. «Президент предлагает смягчать разногласия, решать их цивилизованным путем, а не погромами, не варварскими методами. Мы достигли такого уровня единства, который нужно беречь. Если возможно избежать новых расколов, то нужно это делать. Давайте беречь достигнутое и, сохраняя свое право на высказывания, все-таки думать о последствиях, которые могут возникнуть», – сказал эксперт.

По его словам, патриотизм – это не пиар-ход, а единственное условие нашего объединения. «От этой позиции президент не уходит. Все его комментарии на любые вопросы о внешней и внутренней политике мотивированы именно этой позицией. Все должны понимать, что мы прежде всего работаем на благо страны», – подытожил он.

Показал «полное владение ситуацией»

Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев отмечает, что по сравнению с прежними большими пресс-конференциями президента нынешняя отличалась очень спокойной стилистикой. «Стилистика была абсолютно мирная и спокойная, никакого алармизма, никакой большой духоподъемности, призывов. Это демонстрирует полное владение ситуацией», – считает Олег Матвейчев.

По его словам, многие ответы прозвучали «в примирительном духе». «О чем говорил президент? Не провоцируйте друг друга, например, как в случае с «Ельцин Центром». Одни сначала про Грозного наговорят какую-нибудь ерунду, затем Никита Михалков выходит в СМИ. Все столкнулись... А президент говорит: давайте не будем этого делать, будем скромнее, как в случае с Сечиным, давайте не провоцировать, давайте не делать пощечины общественному вкусу. А решать вопросы за столом переговоров», – пояснил Матвейчев газете ВЗГЛЯД.

По его словам, во внешней политике происходит то же самое – примирительный дух. «Основной месседж президента – будьте взаимовежливы, будьте скромнее, думайте о других, решайте вопросы в конструктивном ключе. Зачем было Западу действовать перед евромайданом с позиции силы на Украине, когда мы могли бы сесть за стол переговоров по поводу европейской ассоциации Украины? И не было бы никакого Майдана, не было бы никаких вопросов с Крымом, Донбассом, не было бы никаких санкций... Зачем нужно было передавливать и идти нахрапом?» – риторически спрашивает Матвейчев.

Он обратил внимание на обиженный тон, которым задавали некоторые вопросы журналисты. «Когда человек набирает воздуха в рот и начинает доказывать какую-то правду-матку, что есть несправедливость – вот на Ямале мы драйвер развития, а у нас изымают деньги в другие регионы. Но президент аккуратно осаживает: ребята, давайте не забудем, кто весь Ямал построил, где делаются трубы. Они делаются в Свердловской области, а рабочие едут со всех концов страны, даже с Украины. А в Великую Отечественную войну мы умирали за то, чтобы эти газовые месторождения достались не великой Германии, а остались под суверенитетом России. И весь этот пафос, что мы кого-то кормим, отходит на второй план», – считает Олег Матвейчев.

..............