21 января, вторник  |  Последнее обновление — 21:21  |  vz.ru
Разделы

Послание – это дорого, всерьез и надолго

Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
Почему именно сейчас? Потому что под тоскливый вой оппозиционных блогеров о том, как в России все плохо – в России неожиданно растет новое большое поколение школьников, и скоро их будет 19 миллионов. Подробности...

Таких не берут в демократию

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Бессмысленно задаваться вопросом, что больше разозлило нашу оппозицию – требование о суверенности претендентов на высшие государственные посты или перспектива получить парламент с расширенными полномочиями. Потому что обе эти «беды» для них одинаково губительны. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Европейский восток забурлит не меньше Ближнего

Алексей Токарев, к.п.н., старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
Россия появляется, когда надо разрешить сложный вопрос в двусторонних отношениях. Задача России не похитить участников из «клуба непослушаек» или организовать ему альтернативу, но сделать так, чтобы в игре, жестко управляемой воспитателем в лице США, было больше творчества. Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

    Извержение вулкана Тааль на Филиппинах

    12 января на Филиппинах начал извергаться вулкан Тааль, расположенный посреди одноименного озера в 100 километрах от столицы страны Манилы. В результате местные сейсмологи объявили четвертый, предпоследний, уровень опасности
    Подробности...

    Австралию охватили неукротимые лесные пожары

    Австралию охватили самые мощные за всю историю страны лесные пожары – их площадь составляет уже 10 миллионов гектаров. Это стало результатом рекордной засухи, притом что обычно этот сезон приходится на декабрь – март. 28 человек погибли, среди них трое пожарных, разрушено около шести тысяч зданий. Ущерб экономике страны оценивается в 3 млрд долларов США
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Объявлен состав нового правительства

        Главная тема


        Запад мешает россиянке стать главой государства в Африке

        искажение истории


        В Думе предложили запретить приравнивать действия СССР к действиям нацисткой Германии

        второй государственный


        Украинцы выступили за свободное использование русского языка

        учения НАТО


        Столтенберг заявил о рекордной численности американских военных в Европе

        Видео

        исторические споры


        Израиль подставил России плечо в конфликте с Украиной и Польшей

        учения НАТО


        Для нападения на Россию США подготовят «смертника»

        демографическая катастрофа


        Почему вымирает Прибалтика

        замена Чайки


        Генпрокуратуру возглавит охотник на серийных убийц

        Общечеловеческая практика


        Герман Садулаев: Поправка в Конституцию исправляет последствия холодной войны

        Еврейская проблема


        Алексей Алешковский: Память о Второй мировой работает только по-честному

        Всем надоело


        Игорь Мальцев: Чиновников переведут из разряда «бизнес» в разряд «служение»

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы участвовать во всероссийском голосовании по внесению поправок в Конституцию?

        Грузия увидела угрозу новой войны с Россией

        Большая часть абхазского участка железной дороги была восстановлена в ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи   25 августа 2015, 22:05
        Фото: Владимир Попов/РИА «Новости»
        Текст: Евгений Крутиков

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В Грузии назвали «агрессивными провокационными действиями» ввод в Абхазию железнодорожных войск РФ, которые заняты восстановлением железной дороги. В Тбилиси даже намекают, что это может закончиться войной, как в 2008 году, хотя есть и те, кто видит в этом задел на мирное будущее. С абхазской железной дорогой и впрямь связано много мифов, пора развенчать некоторые из них.

        Большая часть абхазского участка железной дороги, бывшей в СССР стратегическим объектом, давно восстановлена. Причем восстановлена не в ходе войны 2008 года и даже не сразу после нее, как принято считать, а в ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи, когда потребовалось массово завозить из Абхазии строительные материалы, в первую очередь щебень. Это было ближе, проще и дешевле, и именно структуры «Олимпстроя» занимались восстановлением железной дороги, а военные – в меньшей степени.

        «Буквально неделю назад резкое осуждение вызвала поездка нескольких абхазских парней – представителей «золотой молодежи» в Тбилиси на Суперкубок «Барселона – Севилья»

        Военные наладили после войны 2008 года (ключевое слово – после) первоначально снабжение, но не более того. В рамках военного снабжения этого уровня дороги хватало, а более она не была способна ни на что. Сейчас паника в Тбилиси связана только с тем, что подряд на дальнейшие работы получили именно железнодорожные войска РФ, а не гражданская организация. Мол, они дорогу-то восстановят, но «случайно» и на нашей стороне тоже.

        Первая электричка, пошедшая из Сухума в сторону России летом 2011 года, была праздником. О ней для Первого канала даже сняли документальный фильм. Но в реальности полноценное железнодорожное сообщение с Россией стало возможным, повторимся, только после сочинской Олимпиады. Тогда же начал ходить и поезд Сухум – Москва.

        РЖД долго отказывались от проектов в Абхазии в силу их нерентабельности. Завиральный проект постройки нового тоннеля для железной дороги из Северной Осетии в Южную был заблокирован именно РЖД как не просто убыточный, а вовсе бесполезный. Что до абхазской дороги, финансовая и политическая целесообразность ее восстановления имеет конкретное ограничение, вокруг которого сейчас и разгорелся локальный скандал.

        Дорога была восстановлена и доведена ровно до того участка, который требовался для «Олимпстроя» и мог хоть как-то себя окупать. То есть до Очамчиры. От Очамчиры (между прочим, базы подводных лодок) до грузинской границы через проблемный Гальский район никто даже не думал ничего восстанавливать.

        Ни о какой «абхазской железной дороге» речь не идет и сейчас. Весь вопрос в участке в 33 километра от порта Очамчира до реки Ингури, то есть до грузинской границы. В этом копеечном, крошечном по масштабам и РЖД, и Минобороны участке. Причем военное ведомство РФ в лице Железнодорожных войск выступает лишь подрядчиком, а не заказчиком. Так было, например, и с постройкой объездной трассы в Ростовской области вокруг украинской границы. Поезда из южных регионов России вынуждены были дважды пересекать украинскую границу на пути в Москву, а железнодорожные войска успешно обеспечили постройку объездной ветки.

        Причем даже в эпоху «Олимпстроя» восстановление абхазской железной дороги вызывало множество вопросов о расходовании средств в самой Абхазии. Это частная история, если смотреть из Москвы, но в сегодняшней Абхазии, где началась масштабная кампания по борьбе с коррупцией, это очень болезненный вопрос. Нынешнее руководство республики пытается бороться с преступностью на всех уровнях: от злоупотреблений сотрудников госохраны и езды в нетрезвом виде до крупных коррупционных схем. Другое дело, насколько это получается. Но это тот фон, на котором вокруг небольшого участка железной дороги разворачиваются политические битвы.

        Стоит подчеркнуть, что восстановление гальского участка автоматически не приводит к возобновлению транзита с Грузией. С технической точки зрения на грузинской стороне железной дороги еще больший бардак. В Мегрелии железнодорожного сообщения не существует: поезда ходят до Сенаки, где поворачивают на Аджарию. Оценить качество заросшего травой участка мегрельской трассы очень трудно. Так что экономический прорыв для Закавказья в случае восстановления гальского участка – миф. Грузинская сторона сперва должна привести в порядок Мегрелию, что без посторонней помощи она сделать не в состоянии.

        Бесконечные псевдоэкономические планы роста за счет транзита в Абхазии носят сезонный характер. Как, впрочем, и в Осетии, где довольно долго бытовали идеи превратить страну в рай за счет взимания платы с армянских дальнобойщиков. Так, собственно, и было в 90-е годы, только с применением автоматов и без достойного повода. Вот и в Абхазии есть устойчивая лоббистская группа, которая проталкивает идеи возобновления железнодорожного сообщения с Грузией с целью получения выгоды именно с армянского транзита. Ее атомный двигатель – несколько депутатов парламента, армяне по национальности, а также пара «олигархов» армянского происхождения из Сочи, которые активно участвовали в предвыборной кампании президента Хаджимба. Впрочем, не только в его – здесь нет политической концентрации на какой-то отдельной фигуре. Лоббистское давление оказывалось и на других кандидатов в президенты, и тема железной дороги, преподнесенной именно в форме «армянского транзита», обсуждалась широко и бурно.

        территория СССР

        Саакашвили превратился в политического бомжа
        Украинский генштаб в трех российских дивизиях заблудился
        Украина готова раздать свою энергетику почти даром
        Литовцы обнаружили, что "русские не приходят, да и не собираются"
        Порошенко был вынужден оправдываться перед Грузией
        Не участвующие в лоббистских играх группы апеллировали к политической ситуации и исторической памяти. Мол, Абхазия как государство и абхазы как этнос не заинтересованы в быстром восстановлении общения с Грузией. Буквально неделю назад резкое осуждение вызвала поездка нескольких абхазских парней – представителей «золотой молодежи» в Тбилиси на Суперкубок «Барселона – Севилья». Да, каждый хотел бы посмотреть на Месси и прочих гениев мяча живьем, но не при таких же обстоятельствах. Может, все прошло бы спокойно, если бы ребята не столь активно выкладывали в социальных сетях фото с Мтацминды и прочих знаковых точек Тбилиси. Старшее поколение, прошедшее войны, этого, мягко говоря, не поняло, но в абхазском обществе, в отличие от югоосетинского, есть и инструменты толерантности: молодежь получила возможность высказать свое мнение и даже получила поддержку. Смысл аргументации тех, кто выступил в поддержку парней, оказался куда более интересным, чем простые оправдания. Да, они поехали в Грузию. А чем, собственно, Грузия отличается от такой же соседней – через море – Турции? Это чужая страна, а эти парни родились и выросли после войны и ни слова по-грузински не знают. Они поехали в Тбилиси на футбольный матч ровно так же, как могли поехать в Турцию, Бельгию или Испанию. Просто ФИФА жребием выбрала именно Тбилиси, а он ближе.

        Это новый, неожиданный психологический поворот: Грузия уже воспринимается просто как чужая страна. Нечто подобное довольно быстро сложилось между Сербией и Хорватией – спокойное восприятие бывшего агрессора и военного противника как просто соседней страны, в которую можно при желании съездить. При этом можно понять и условно «старое» поколение, которое участвовало в войне за независимость и такую позицию просто психологически принять не в состоянии.

        Сейчас экономические аспекты потенциального возобновления работы 33-километрового участка дороги до грузинской границы оценить невозможно. С грузинской стороны сообщения нет. Транспортировать масштабные грузы в Армению пока не представляется возможным. Понятно, что такого рода проекты не рассчитаны на окупаемость через пару лет. Но никто не может поручиться и за то, как именно будет функционировать снабжение Армении не то что через годы, а через дни.

        В любом случае для Абхазии споры вокруг дороги носят второстепенный характер. В решении этого вопроса от Сухума практически ничего не зависит, и все сводится к выяснению обстоятельств получения кредита и фамилиям подрядчиков. А это частный вопрос, причем переходящий по наследству от одного президента к другому. Каждый новый президент начинает с отрицательной характеристики проекта, но, придя к власти и столкнувшись с ранее неизвестными ему силами, меняет свое мнение на прямо противоположное.

        Но без радикальных решений на грузинской стороне восстановление стратегической дороги невозможно, а значит, оно невозможно в принципе. Грузия ровно так же не заинтересована в восстановлении регулярного общения с Абхазией, как и Сухум. Разного рода «толерантные» и пацифистские высказывания – лишь шумовой фон. Стратегические перспективы восстановления дороги чуть ли не Ирана – не более чем идеологическая химера. Никто не знает, в каком состоянии железнодорожный участок на границе Карабаха и Ирана в районе Мегри и как технически восстанавливать там структурное движение. Может, два поезда в неделю можно пустить и сейчас, но не есть ли это все «восстановление Шелкового пути»?

        Виртуальный спор на виртуальную тему – очень распространенная вокруг Абхазии и Южной Осетии тематика. Значительная часть политической жизни двух республик именно так протекает. А медийные волнения вокруг бессмысленных и неосуществимых проектов – проблема тех, кто инспирирует эти медийные войны.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............