Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
11 августа 2015, 08:00 • Политика

Шестнадцать лет для правителей России не срок

Шестнадцать лет для правителей России не срок
@ Сергей Субботин/РИА «Новости»

Tекст: Петр Акопов

Прошло 16 лет с появления Владимира Путина на вершине власти – 9 августа 1999 года он был назначен и. о. премьера. Высшая власть и ответственность были возложены на 46-летнего подполковника в отставке, о котором тогда практически ничего не знал народ. Чтобы понять, что же успел сделать Путин, лучше сопоставить это с тем, что получалось за такой же срок у его предшественников.

Тысячелетняя история России знает несколько десятков правителей – и за исключением последних ста лет все они были монархами: великими князьями, царями или императорами. За тысячу известных нам лет правления двух царских династий, Рюриковичей и Романовых, 22 правителя правили дольше 16 лет – в среднем по два на каждое столетие. Что неудивительно – учитывая, что на трон часто попадали в достаточно юном по нынешним меркам возрасте. Но и смертность «при исполнении обязанностей» тогда была повышенная.

Переломный, сложнейший этап в истории России требует сильного и опытного руководителя

Шестнадцатилетнюю планку преодолел уже первый правитель, Рюрик – впрочем, о нем мало что известно, даже годы его правления (862–879) подвергаются сомнению. Его преемники Олег (879–912) и Игорь (912–945) правили каждый по тридцать три года, вполне былинная цифра. То есть 16 лет у власти стали ровно половиной от их общего правления. Из-за скудной информации летописей трудно выделить то, что ознаменовало именно этот период их княжения – но ясно, что вещий Олег уже давно подчинил радимичей и древлян, сталкивался с хазарами, но еще не ходил в поход на Царьград, а Игорь воевал с печенегами, но тоже еще не вступил в войну с Византией.

Внук Игоря, Владимир Святой, тысячелетие смерти которого отмечается в этом году, правил 35 (по летописям, впрочем, все 37) лет – и к 16 годам своего княжения уже успел сделать главное в своей жизни: крестить Русь и разгромить хазар. При этом ему было всего 36 лет – и впереди у него было два десятилетия у власти, за время которых на западе от Руси возникла единая Польша, а с юга усиливали набеги печенеги.

Владимир оставил сильное государство – и даже вражда между его сыновьями не погубила его. Лишь на время его «окаянный» сын привел в Киев поляков и печенегов, но потом другой, «мудрый» Ярослав, вернул себе киевское княжение. Ярослав стал достойным сыном своего отца – и правил, как и он, в общей сложности 37 лет. Возвращение на киевское княжение состоялось в 1019-м, так что как раз спустя 16 лет, в 1035-м, Ярослав был на пороге одного из главных своих достижений – полного разгрома печенегов. Тогда же, после смерти еще одного брата, Ярослав получает контроль над большей частью русских княжеств и возвращается из Новгорода, откуда он правил, в Киев. Ярослав правит одним из сильнейших государств тогдашней Европы, перероднившись со многими ее монархами и оказывая серьезное влияние на геополитическую ситуацию.

После Ярослава долгое правление досталось лишь его внуку Святополку Второму – начиная с 1093 года он правил 20 лет. И успешно воевал с половцами, которых добили уже при его преемнике и двоюродном брате Владимире Мономахе. Мономах наследовал киевский престол уже в возрасте 60 лет – и правил всего 12, достигнув солидного по тем векам возраста. Но больше уже не было киевских князей, правивших хотя бы столько же лет – между его потомками началась борьба, в ходе которой Киев переходил из рук в руки. Его влияние постепенно стало падать – центр силы в Руси смещался на северо-восток.

И следующим великим князем, преодолевшим рубеж в полтора десятилетия, стал уже сын Юрия Долгорукого – Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, правивший во Владимире с 1176 года. За 36 лет своей власти он превратился в самого сильного правителя на раздробленной тогда Руси. Казалось, что и его сын Юрий Всеволодович будет править долго и успешно.

И действительно, в 1234 году, после 16 лет своего княжения, Юрий разбивает крестоносцев на реке Омовже, у Юрьева. Но спустя три года с востока приходят монголы – и зимой 1238 года вся семья князя погибает при падении Владимира, а сам он будет убит в битве месяц спустя. Большая часть Руси попадает в зависимость от завоевателей – и за княжеским ярлыком приходится ездить в Орду.

Да и междоусобицы продолжаются – и неслучайно поэтому следующий князь, перешагнувший 16-летний рубеж, появится больше чем через столетие. И это будет знаменитый Дмитрий Донской. Как раз через 17 лет после занятия им владимирского престола и случилась победа на Куликовом поле. После нее князь правил еще девять лет – и в момент его смерти в 1389-м ему было всего 38.

После Донского традиция долгого правления возобновляется – его сын Василий Первый правит 36 лет, так и не сумев, правда, за этот срок отбиться от напиравших литовцев. Впрочем, московская Русь все еще платит дань орде, хотя Москву татары взять уже не могут.

Окончательное оформление великой Руси происходит при внуке Василия – Иване Третьем, которого за его вклад в становление и объединение нашего государства давно уже пора называть Великим. Иван правит 43 года – и хотя к моменту его прихода к власти в 1462 году Византия уже почти десять лет как уничтожена, именно при нем Москва становится «Третьим Римом», что символически проявилось в браке с Софьей Палеолог. На 16-й год его правления приходится знаковое событие – покорение Новгорода московской властью с ликвидацией веча и посадника. Впереди у Ивана будет и война с Литвой, и борьба с ересью «жидовствующих», и расширение на Север и Восток, походы на Урал и в Сибирь.

Внук Ивана, Иван Четвертый, формально может считаться самым долгоправившим русским правителем – если считать от его провозглашения великим князем Московским и всея Руси в 1533 году до смерти в 1584-м, то получится более полувека. Но реально Иван Грозный стал править с 1547-го – когда ему исполнилось 17 лет и он был венчан на царство как первый русский царь. Даже в этом случае получается 37 лет правления (вот, кстати, какое-то мистическое для Рюриковичей число) – более чем достаточно.

Если считать так, то 16 лет самодержавия Грозного пришлись на 1563 год – а это короткий промежуток между ликвидацией «избранной рады» (когда царь правил, прислушиваясь к мнению советников-соратников) и введением опричнины. Царь давно уже успел взять Казань и Астрахань, присматривался к Кавказу, вовсю шла Ливонская война. Именно в эти годы окончательно вызревает у бояр недовольство царем – что и приведет его спустя два года к отъезду в Александровскую слободу, откуда он пошлет грамоту с отречением от престола. И начнет опричнину – сформировавшую новый служивый класс и полноценную самодержавную власть.

После Смутного времени на трон избрали Романовых – и за три века правления династии большинство из них легко перешагивали 16-летний рубеж. Впрочем, в 1629-м, когда первый из них, Михаил Федорович, достиг этого рубежа, ему было лишь 33 года и в основном правил его отец, патриарх Филарет.

Сын Михаила Алексей стал царем в 1645-м, и на 31 год его правления пришлись такие важнейшие события, как возвращение Киева в Россию и церковный раскол. К 1661 году, шестнадцатому году правления Алексея, оба этих процесса еще были в движении. Война за Левобережную Украину с поляками еще шла – начавшаяся после обращения запорожцев о вхождении в Россию в 1654 году, она закончится лишь в 1667-м – а сам раскол еще не стал свершившимся фактом.

У Петра Первого, чье правление формально началось в десятилетнем возрасте, фактическая власть оказалась лишь в 17, в 1689-м. На шестнадцатом году руководства страной, в 1705-м, Петр уже вовсю шел от поражения к победе в Северной войне со шведами – до Полтавы оставалось четыре года, но армия реформировалась, был основан Петербург и взята Нарва. Кстати, именно в 1705-м была основана первая в России гимназия – осуществлялся один из пунктов петровской программы европеизации и модернизации страны. Правление Петра – 36 лет, так близкие к рюриковичским 37.

Для дочери первого императора, Елизаветы, семнадцатый год ее мирного в целом правления выдался военным – Россия, вовлеченная в общеевропейскую Семилетнюю войну, отправила армию в Пруссию. Успех, достигнутый в итоге, через четыре года – со взятием русскими Берлина – после смерти Елизаветы был отменен ее преемником, «немцем на престоле» Петром Третьим.

А вот свернувшая его супруга, чистокровная немка Екатерина Вторая, за 34 года своего правления, напротив, использовала все возможности для достижения побед. К 1778-му, 16-му году ее царствования, война у турок уже была выиграна и Крым оказался под российской опекой, первый раздел Польши совершен – впереди были новые войны и новые разделы, и рост могущества России, и расширение ее территории. Россия оказалась максимально вовлечена в европейские дела.

Внук Екатерины Александр стал императором после заговора против его отца – и в самую горячую для Европы пору. Но спустя 16 лет, в 1817-м, все уже было позади – война выиграна, Венский конгресс создал, как ему казалось, прочные основы мирного порядка в Европе, которые будет хранить «Священный союз». Воевать, казалось, больше не с кем и незачем – за исключением юга, где стычки с горцами предвещали кавказскую войну. Александр Первый стал самым могущественным монархом в тогдашнем мире – соперником могла быть только стремительно поднимавшаяся Англия, способствовавшая убийству его отца (бросившего ей вызов).

Брат Александра, Николай Первый, к 16-му году своего правления занимался внутренними реформами – финансовой, крестьянской. К этому времени он еще не убедился в крахе «союза европейских монархий» – хотя игра России в европейские балансы сил уже приносила ей убытки. Так, как раз в 1841-м мы потеряли полученное от турок право блокировать прохождение любых иностранных военных судов в Черное море (полученное нами за восемь лет до этого обязательство Стамбула не пропускать никакие военные суда тех стран, которые воюют с Россией, было благодарностью за помощь в спасении султана от поражения в войне с Египтом). Николай не подозревал, что спустя 12 лет через проливы на нас пойдут английские и французские эскадры, а спасенная нами за несколько лет до этого Австрия предательски забудет про свои союзные обязательства.

Николай умрет в ходе Крымской войны, а его сыну Александру понадобится как раз 16 лет, чтобы добиться отмены ее самого унизительного итога – запрета держать российский флот в Черном море. Это произойдет в 1871-м, когда в разгаре будут и внутренние реформы Александра Второго – уже будут запущены земская и судебная, начнется формирование системы среднего образования, будет дорабатываться военная. Убийство царя спустя 10 лет станет первым сигналом будущей страшной смуты – а скоропостижная, спустя всего 13 лет правления, смерть его сына Александра Третьего добавит к объективным трудностям управления страной и субъективные.

Николай Второй хотел процветания для России – но сначала война, а потом и смута оставили его один на один с требованиями ограничить свою власть. Под давлением в том числе и правящей семьи – а многие великие князья стали англофилами или франкофонами, предпочитая жить за границей – царь пошел на учреждение Думы. Дума провоцировала продолжение смуты, революции – и только после двух роспусков удалось прийти к какому-то подобию совместной работы, во многом благодаря жесткой позиции премьера Столыпина, способного и деятельного государственника.

В 1910-м, после 16 лет правления Николая Второго, Столыпин еще был премьером – но через год его убьют, а еще через три страна окажется втянутой в мировую войну. Романовы потеряют власть и жизнь, Россия распадется – чтобы быть собранной железной рукой большевиков.

Всего лишь два правителя за советские годы правили больше 16 лет – что, впрочем, неудивительно для 74-летнего отрезка истории. На Сталина и Брежнева в общей сложности пришлось 47 лет, почти две трети всей истории СССР.

Сталин, конечно же, стал вождем не в 1924-м, а спустя несколько лет – но логично считать его правление со смерти Ленина, тем более что в любом случае за последующие пару лет он точно стал «первым среди равных». Таким образом, 16 лет приходится на 1940-й год – критическое время как для самого Сталина, так и для СССР. Сталину к этому времени только исполнилось 60 (это, кстати, самый великовозрастный правитель в нашей истории к этому времени – Александру Второму, самому «старому» из монархов, к 16-й годовщине правления было 53 года), за его плечами огромный опыт, от ссылок до Кремля, его власть никем не оспаривается, и все силы уходят на подготовку к войне, которой невозможно избежать.

Да война уже и идет – в Финляндии, крайне тяжелая для нас. Сколько осталось до большой войны, никто не знает. Но спустя несколько месяцев Сталин отклоняет предложение Гитлера разделить Британскую империю, пойти вместе на восток. И, пытаясь оттянуть начало войны, до последнего не хочет допустить мысль о нападении Германии.

Сталин был у власти еще 13 лет – за которые привел страну к победе в страшной войне, организовал ее быстрое восстановление и как мог русифицировал большевизм, стремясь приблизить теорию к практике. Проживи он еще несколько лет – и запущенный им процесс обновления кадров и модернизации экономической теории социализма мог привести к очень плодотворным результатам.

Но вместо этого система осталась на том уровне понимания законов общественного устройства (действительно уникального, созданного впервые в мире), которое сложилось к началу 50-х. Экономический потенциал был – и страна успешно развивалась до тех пор, пока «кадры решали все». А как только отборные кадры закончились, пошел брак – Горбачев. Но до этого еще был Брежнев – из старой, нормальной закалки.

Брежнев правил 18 лет – и 17-й год его правления начался в октябре 1980-го. Только что прошла Олимпиада, бурлила Польша, шла война в Афганистане. Разрядка, которой он столько занимался в 70-е, была похоронена. Брежневу было уже 73 года, он был болен – и уже несколько лет как хотел уйти, но соратники, такие же, как он, ветераны из сталинского призыва во власть конца 30-х, не соглашались. Не было молодой смены – присматриваемый им в качестве преемника Федор Кулаков внезапно умер, и на его место – не в преемники, а в ЦК – был переведен из Ставрополя Горбачев. После пересменки Андропова и Черненко Горбачеву хватило шести лет в Кремле, чтобы похоронить СССР.

Когда Путин пришел к власти, никто не мог предугадать, что он будет на вершине так долго. В первую очередь он сам ни за что бы не поверил в это. Но переломный, сложнейший этап в истории России – когда внутренние противоречия, связанные с распадом страны и отказом от одного социального строя и нащупыванием пути к другому, накладываются на шторм и перестройку всего мирового порядка – требует сильного и опытного руководителя. Это не какая-то прихоть «элиты» (к тому же временной и переходной), а требование времени и самой России. От первого лица всегда зависит очень многое – а в такие времена тем более.

..............