Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
22 июля 2015, 16:02 • Политика

В противостоянии с Россией Британии мешает демократия

В противостоянии с Россией Британии мешает демократия
@ PA Wire/Press Association Images/ТАСС

Tекст: Антон Крылов

«Громоздкие демократические процессы ставят Запад в невыгодное положение в вопросе противостояния России», – провозгласил глава МИД Великобритании и призвал подумать, как справиться с этой «трудностью». В том, что руководитель британской дипломатии позволяет себе такие речи, заключается одна из причин кризиса в отношениях между РФ и Западом.

Похоже, вслед за набившими оскомину «британскими учеными» мемом** могут стать и британские политики. Глава МИД Соединенного Королевства Филип Хэммонд назвал главного врага, мешающего западному миру оперативно реагировать на вызовы времени. Это, оказывается, демократия.

Тэтчер не произносила фразы «россиян следует сократить до 15 миллионов человек, обслуживающих скважины и рудники», это миф

Выступая на заседании межпартийного комитета по вопросам внешней политики, Хэммонд, в частности, сказал: «Мы должны подумать о том, как противостоять противнику, у которого властью принимать решения обладает один человек, – я слышал, говорят о том, что сейчас власть более концентрирована, чем во времена Леонида Брежнева, тогда по крайней мере было Политбюро».

Тут самое показательное не то, что глава МИДа походя называет Россию противником, и даже не его уверенность в том, что в России фактически сформировалась абсолютная монархия. Поражает и даже несколько пугает источник информации, на который ссылается высшее должностное лицо британской дипломатии. «I have heard it said» – «я слышал, говорят».

С момента, когда палата лордов обратила внимание на катастрофически низкий уровень британской внешнеполитической экспертизы, прошло почти полгода. Но про «концентрацию власти в России» говорят уже даже не эксперты, а официальное лицо – пусть и в неофициальной обстановке. Неудивительно, что Россия и Запад не могут понять и услышать друг друга, раз уж пусть и не самостоятельная, но все еще довольно влиятельная Британия ориентируется в своей внешней политике на источник «говорят».

Также Хэммонд подчеркнул, что «РФ чрезвычайно быстро преуспела в изучении новых технологий, например в области кибертехнологий». Вряд ли он имеет в виду боевых человекоподобных роботов, скорее всего, речь идет о страшных «русских хакерах», про которых так любят писать некоторые СМИ вперемешку со статьями об НЛО и чудовищах со дна океана.

Показательно, что Financial Times, опубликовавшая высказывания Хэммонда, не нашла в своих архивах таких статей (все-таки серьезное издание) и дала гиперссылку на материал про американскую систему глобального слежения за интернетом. Ведь то, что США вскрывают компьютеры по всему миру, есть подтвержденная фактами информация, тогда как «вездесущие русские хакеры» – прежде всего миф.

Не так давно в оппозиционных СМИ прошла серия однотипных статей, в которых российский высокопоставленный чиновник был подвергнут критике за то, что мимоходом упомянул в интервью несуществующее высказывание Маргарет Тэтчер (фразы «россиян следует сократить до 15 миллионов человек, обслуживающих скважины и рудники» она действительно никогда не произносила, это миф). Но в британском случае ситуация не то что аналогичная, а куда более серьезная: глава МИДа, человек, отвечающий за обслуживание внешнеполитической повестки, ориентируется при принятии решений на источник «говорят» и на бульварную прессу. Единственное, что немного успокаивает в данной ситуации, – внешняя политика Лондона давно определяется из Вашингтона, хочется надеяться, что Госдеп использует для работы более серьезные источники.

Издержки народовластия

Впрочем, источники вдохновения британской внешней политики тоже не самое интересное из того, что есть в статье FT. Оказывается, рассказывая о воображаемой системе принятий решений в России, Хэммонд ее не критиковал. Он завидовал. Нарисованная им картинка должна была проиллюстрировать то, как тяжело Британии в частности и НАТО в целом бороться с ИГИЛ* (которое, отметим, сам Запад и породил, уничтожив политический режим в Ираке и существенно ослабив его в Сирии).

«Мы как нация и как часть НАТО должны думать о том, как реагировать на вызовы с учетом нашего громоздкого процесса принятия решений. Мы должны получить согласие от широкого круга участников: прессы, парламента, общества», – посетовал глава британского МИДа.

Получается, что, по версии Хэммонда, если бы не демократические процедуры, Британия уже давно свергла бы законно избранного президента Сирии Башара Асада, разгромила ИГИЛ и вообще правила бы морями, как это было в XIX веке. Но пресса, парламент и общество – мешают. А вот российскому руководству (по версии опять же британской дипломатии) эти факторы не мешают, и оно может творить что угодно, тогда как скованный условностями демократии Запад – не может.

При этом Россия в XXI веке всего один раз применила войска для защиты мирного населения в Южной Осетии и один раз бескровно добилась вывода украинских войск из решившего сменить юрисдикцию Крыма. НАТО за тот же период закончило раздробление Югославии на минимально возможные части, уничтожило государственность в Ираке и Ливии, а также придвинуло свои базы максимально близко к российским границам.

Страшно представить, что могли бы себе позволить правительства западных стран, если бы не так мешающие Хэммонду ограничительные факторы в лице прессы, парламента и общества.

В существование подобных факторов в России глава МИД Великобритании, получается, не верит. И это еще одна проблема во взаимоотношениях России и Запада. Безусловно, в отличие от парламентской британской демократии, в РФ создана президентская, а в чем-то даже суперпрезидентская республика. Но всерьез считать, что российское руководство может творить что угодно, невзирая на мнение прессы, парламента и общества, – это не просто ошибка. Это полное непонимание происходящего. Ведь высокие рейтинги действующей власти вызваны не тем, что она делает что хочет, а тем, что нынешняя политика государства соответствует ожиданиям граждан страны.

Версия про «оболваненных пропагандой» россиян, безусловно, очень удобна, но аудитория интернета уже три с лишним года превышает аудиторию Первого канала. Желающий найти точку зрения, альтернативную государственной, сделает это без особого труда.

Непонимание вызывает страх, а страх – неадекватные действия, на которые Россия вынуждена соответствующим образом реагировать, что приводит к дальнейшей эскалации обстановки.

Сложно сказать, как оперативно исправить эту угрожающую мировой стабильности ситуацию, но, наверное, для начала было бы неплохо, чтобы министры не руководствовались в своей работе источником «говорят» и бульварной прессой.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............