Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
9 июня 2014, 18:30 • Политика

Затишье будет временным

План Порошенко не способен сохранить единую Украину

Затишье будет временным
@ Андрей Стенин/РИА «Новости»

Tекст: Петр Акопов

После встречи Владимира Путина с Петром Порошенко в Нормандии российский президент заявил, что приветствует намерение главы Украины немедленно остановить кровопролитие на востоке страны. Несмотря на воинственные заявления Порошенко во время субботней инаугурации, уже в воскресенье он сказал, что «мы должны уже на этой неделе прекратить огонь». Удастся ли это?

Раскол и гражданская война на Украине могут быть остановлены двумя способами – замирением воюющих сторон или внешним вмешательством. Россия исходит из того, что у Киева и Донецка еще есть шансы договориться и сохранить единое государство – даже несмотря на все уже произошедшее. Собственно говоря, именно для этого Путин и встречался с Порошенко – чтобы, как он сам потом подчеркнул, немедленно прекратилась карательная операция и тем самым были созданы условия для переговоров, сторонами в которых «должны быть не Россия и Украина – Россия не участница конфликта – а киевские власти и сторонники федерализации на Востоке». Порошенко вроде бы согласился с необходимостью остановить насилие – но проблема в том, что Киев не собирается разговаривать с Донецком, а хочет решить вопрос Новороссии с Москвой. А это означает, что сейчас можно надеяться максимум на перемирие.

Можно прогнозировать затишье на Востоке Украины к концу этой недели. Но это будет не мир, а лишь перемирие

Что говорил Порошенко по итогам встречи с Путиным? «Мы достигли договоренностей о трех вещах: на Украину приедет российский представитель, с которым мы обсудим первые шаги по мирному урегулированию ситуации и план, в котором предусматривается ряд шагов со стороны России и со стороны Украины. Кроме того, мы ожидаем отмены решения Совета Федерации РФ об использовании вооруженных сил РФ на территории Украины. А также планируем совместные действия по закрытию границ на участках, где идет вооруженный конфликт и постоянное пересечение украинских границ диверсантами».

То есть три пункта, если верить трактовке Порошенко. Прибытие представителя – посол Зурабов уже приехал в Киев, где принял участие как в инаугурации украинского президента, так и в первом заседании контактной группы по реализации мирного плана Порошенко. Совместные действия по закрытию границы – Путин уже поручил погранслужбе ФСБ «принять все необходимые меры по усилению режима охраны госграницы России с Украиной с целью исключить незаконные переходы». При этом Киев не контролирует от 100 до 200 километров границы – и совершенно непонятно, как он собирается совместить возвращение их под свой контроль и остановку боевых действий.

Отмена решения сената о предоставлении Путину права использовать войска на территории Украины. Третий пункт самый странный: предоставление президенту этого права не имеет срока действия, и крайне маловероятно, что оно будет отменено. Скорее всего можно предположить, что речь шла о том, что Путин пообещал не использовать это право – теперь, когда у Украины появился новый президент, и в случае прекращения силовой операции на Востоке. Но даже если вдруг Москва и пойдет на официальную отмену разрешения на использование войск (например, путем признания, что срок действия разрешения уже истек), то это будет сделано лишь с целью продемонстрировать миролюбие России – а вовсе не для того, чтобы дать Киеву возможность расправиться с Новороссией (к тому же новое разрешение может быть получено очень оперативно).

Что получается в сухом остатке? Москва ждет выполнения обещаний прекратить силовую операцию – и сам Порошенко уже объявил, что на этой неделе надо прекратить огонь. Правда, он как бы увязал это с вопросом границы – «поэтому прежде всего необходимо возобновить работу государственной границы, для того чтобы гарантировать безопасность каждого гражданина Украины, который живет в Донбассе». То есть получается, что, если Киеву не удастся до конца недели вернуть себе контроль над границей, Порошенко может сказать, что необходимо еще продлить сроки силовой операции. Но вероятность того, что за неделю вся граница вновь окажется под контролем центрального правительства, практически нулевая – так что можно предположить, что Порошенко все-таки прекратит огонь к концу этой недели. Чтобы продемонстрировать Путину свои мирные намерения – ведь иначе президент России просто заявит, что новый украинский президент продолжает карательную операцию и его руки в крови. Так что можно достаточно уверенно прогнозировать затишье на Востоке Украины к концу этой недели. Но это будет не мир, а лишь перемирие. Потому что дальше должны начаться переговоры – а вот их новая киевская власть пока что явно не собирается вести.

«Призываю всех, кто незаконно взял в руки оружие, сложить его, – заявил Порошенко, представляя в субботу свой план мирного урегулирования. – В ответ гарантирую, во-первых, освобождение от уголовной ответственности тех, на чьих руках нет крови украинских воинов и мирных людей. И тех, кто не причастен к финансированию терроризма. Во-вторых – контролируемый коридор для российских наемников, которые хотят вернуться домой. В-третьих, мирный диалог». При этом Порошенко сказал, что никакого диалога не может быть «ни со «стрелками», «абверами», «бесами» или другой нечистью», «сегодня нам нужен легитимный партнер по диалогу. Говорить с бандитами мы не будем. На повестке дня – вопрос о досрочных местных выборах». То есть Киев по-прежнему не собирается признавать руководителей Донецкой и Луганской народных республик даже в качестве стороны для переговоров. Порошенко хочет провести выборы в этих регионах и уже с избранными руководителями разговаривать и договариваться – но это полный абсурд. Ни провести выборы, ни победить сопротивление Киев не может – а, продолжая представлять все происходящее на Востоке как дело рук «российских наемников», Порошенко фактически отказывается от переговоров. То есть он не хочет сохранить Украину? Похоже, что да.

Иначе бы он не говорил в субботней речи о том, что «ни с кем не может быть компромисса в вопросах Крыма, европейского выбора и государственного устройства. А все остальное должно обсуждаться и решаться за столом переговоров». Формально эти его слова касались отношений с Россией – но ведь именно курс на евроинтеграцию и унитарное государственное устройство и раскололи само украинское общество. Немалая часть населения Украины хочет сближения с Россией, а не с Европой, считает необходимой федерализацию страны, потому что не хочет, чтобы ему навязывали чужую идентичность. Некоторые из них уже с оружием в руках отстаивают свои права. И вот им-то Порошенко говорит о том, что «Украина была, есть и будет унитарным государством» и «никто не имеет права вето на европейский выбор Украины»? И это после полугода смуты в стране и двух месяцев боев на ее востоке?

При этом позиция Порошенко абсурдна вне зависимости от того, какой версии событий на Востоке он придерживается. Если он считает, что во всем виновата Россия и это она подняла восстание в Новороссии, то с чего бы теперь Москва отказалась от намерения любой ценой не допустить атлантизации Украины? Испугавшись угроз Запада? Убедившись в том, что, как говорит Порошенко, «наш народ никогда не был таким сильным, как сейчас»? Напротив, увидев, что новый украинский президент форсирует евроинтеграцию, не считаясь ни с мнением большой части своих жителей, ни с позицией России, Москва будет еще жестче вести себя с новой властью.

А если Порошенко все-таки понимает, что причиной восстания Новороссии стала ситуация на самой Украине, то почему он сразу же отпугивает самопровозглашенные республики? Донецк и Луганск и так не согласны идти на переговоры без отвода украинских войск с их территории (на что Порошенко не пойдет), так зачем же заявлять о том, что их лидеры – бандиты и никакого обсуждения евровыбора и федерализации (хотя сейчас уже речь может идти только о конфедерации) быть не может?

Этому есть два объяснения – Порошенко уже смирился с потерей Новороссии или же он рассчитывает задавить восстание. Первый вариант абсурден и невозможен для пятого и последнего президента Украины. А реализация второго нереальна – но это означает, что вслед за еще не наступившим перемирием нас ждет новая война.

..............