Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
24 июня 2014, 22:30 • Политика

«1 француз и 99 загадочных «прочих»

Вячеслав Зарубин: Первыми из Крыма были депортированы немцы

«1 француз и 99 загадочных «прочих»
@ PD-RUSSIA/wikipadia.org

Tекст: Светлана Сергиенко,
Симферополь,
Галина Зарщикова

«Самыми первыми с территории полуострова Крым в начале Великой Отечественной войны были высланы этнические немцы», – заявил газете ВЗГЛЯД историк Вячеслав Зарубин, комментируя 70-летие депортации народов, живших на полуострове. Он рассказал о том, как НКВД проводило эту операцию и каких народов она коснулась больше всего.

Во вторник в Крыму отметили траурную дату – 70-летие депортации представителей армянской, болгарской и греческой общин (их изгнание выпало на 24–27 июня 1944 года). Днем памяти жертв депортации в Крыму признано 18 мая, когда выселяли татар, но для разных народов даты были разными. Так, для немецкой общины Крыма это 18 августа 1941 года. А для итальянской общины – 29 января и 8–10 февраля 1942 года.

Остальные представители депортированных народов справляются своими силами, уступая напористости крымских татар и их присвоенному праву называться титульной нацией Крыма

Напомним, спустя месяц после возвращения Крыма в состав России президент Владимир Путин 21 апреля издал указ «О реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Указ предполагает содействие в создании и развитии национально-культурных автономий, иных общественных объединений и организаций народов, пострадавших от массовых репрессий 40-х годов.

Это тот документ, который Крым ждал 70 лет, заявила агентству «Крыминформ» новый крымский сенатор Ольга Ковитиди. «Я являюсь членом семьи депортированных, и подписание указа для меня чрезвычайно важное событие. Президент России Владимир Путин сделал за месяц то, что Украина не смогла сделать за 23 года», – подчеркнула Ковитиди.

Документ определяет конкретные мероприятия, направленные на развитие культурных, духовных и социальных аспектов каждого из депортированных народов, отметила она. «В указе присутствуют все ранее депортированные народы Крыма. Это говорит о том, что крымские татары, армяне, греки, немцы и болгары будут сегодня вместе решать те вопросы, которые являются для них социально важными», – добавила Ковитиди.

Как писала газета ВЗГЛЯД, в мае, в преддверии 70-й годовщины депортации одного из пострадавших от репрессий народов – татарского, Владимир Путин также обсудил с представителями татарской общины пути решения проблем Крыма.

О том, как 70 лет проходила сталинская депортация трех крымских народов, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал зампред республиканского комитета Крыма по охране культурного наследия, бывший депутат Верховного совета Крыма (1991–1994 гг.), профессор-историк Вячеслав Зарубин.

ВЗГЛЯД: Вячеслав Георгиевич, известно, что от этнических чисток при Сталине пострадали в первую очередь крымские татары. Почему намного меньше известно о депортации других крымских народов?

Вячеслав Зарубин(фото: monuments-crimea.gov.ua)

Вячеслав Зарубин (фото: monuments-crimea.gov.ua)

Вячеслав Зарубин: Сегодня особыми правами на понятие депортированных обладают именно крымские татары: они все эти годы организовывали акции протеста, занимались самозахватами земельных участков. При этом в подавляющем большинстве они уже воспользовались правами на бесплатное получение земли.

А вот депортированных греков и армян в Крыму оказалось намного меньше, нежели татар, при этом, даже организовав национальные общины и общества, они действуют вполне цивилизованными методами, не предъявляя крымской власти никаких ультиматумов все эти годы. В местах компактного проживания депортированных греки представлены всего несколькими улицами – там они отстроили десятки своих домов. Армяне практически не предъявляют своих прав на возмещение имущества и выделение им бесплатных земельных участков – обходятся помощью за счет диаспоры, живущей в разных странах мира.

То же можно сказать и об остальных представителях депортированных народов, которые справляются своими силами, уступая напористости крымских татар и их присвоенному праву называться титульной нацией Крыма.

Можно отметить, что с переходом полуострова в состав России, по заявлению руководителя Немецкого общества Крыма, около 450 семей немцев из семей депортированных изъявили желание вернуться и обустроиться на полуострове.

ВЗГЛЯД: Какой из этносов первым подвергся ссылке?

В. З.: Если брать историческую правду, самыми первыми с территории полуострова Крым в начале Великой Отечественной войны были высланы этнические немцы. Слишком стремительное наступление гитлеровской армии летом 1941 года вынудило сталинский режим провести акцию, которая вошла в комплекс мер по организации обороны полуострова, – операцию по выселению немцев. В директиве Ставки это звучало так: «очистить немедленно территорию полуострова от местных жителей-немцев и других антисоветских элементов». В итоге из Крыма было выселено 52 тысячи человек немецкой национальности.

Следом за немцами в начале войны, когда Керченский полуостров был временно освобожден Красной армией, из Крыма депортировали итальянцев, проживавших в районе Керчи. Надо сказать, что до войны их в этом регионе проживало около 1500 человек, там существовал даже итальянский колхоз имени Сакко и Ванцетти.

#{ussr}ВЗГЛЯД: В мае 1944 года произошла депортация крымских татар, о которой говорится очень много по сей день, а вот после настала очередь других национальных групп. Какие были поводы у сталинского руководства высылать армян и болгар?

В. З.: Нарком внутренних дел Берия так докладывал Сталину: «После выселения крымских татар в Крыму продолжается работа по выявлению и изъятию органами НКВД СССР антисоветского элемента... На территории Крыма учтено проживающих в настоящее время болгар – 12 075, греков – 14 300, армян – 9 919» (а в 1939 году среди жителей полуострова было: болгар – 15 353, 1,4% ко всему населению, греков – 20 652, 1,8%, армян – 12 873, 1,1%).

А вот потом следовало и само «обвинительное заключение»: «В период немецкой оккупации значительная часть болгарского населения активно участвовала в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба и продуктов питания для германской армии, содействовала германским военным властям в выявлении и задержании военнослужащих Красной армии и советских партизан, получала «охранные свидетельства» от германского командования. Немцами организовывались полицейские отряды из болгар, а также проводилась среди болгарского населения вербовка для посылки на работу в Германию».

О греках же Берия сообщал: «Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывали содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т. д.». Вот вам и все «обвинения», которые явно не тянут на коллаборационистские.

Об армянах Берия докладывал так: «Армянское население проживает в большинстве районов Крыма. Крупных населенных пунктов с армянским населением нет. Организованный немцами Армянский комитет активно сотрудничал с немцами и проводил большую антисоветскую работу».

ВЗГЛЯД: Армянский этнос, как известно, нацисты считали «дружественным». Они даже решили сформировать Армянский легион СС.

В. З.: В Симферополе существовала немецкая разведывательная организация «Дромедар», возглавляемая бывшим дашнакским генералом Дро (Драстамат Канаян), который руководил разведывательной работой против Красной армии и в этих целях создал несколько комитетов для шпионской и подрывной работы в тылу Красной армии, для содействия организации добровольческих армянских легионов. Армянские национальные комитеты при активном участии прибывших из Берлина и Стамбула эмигрантов проводили работу по пропаганде идеи независимой Армении.

Кроме того, существовали так называемые армянские религиозные общины, которые, кроме религиозных и политических вопросов, занимались организацией среди армян торговли и мелкой промышленности. Эти организации оказывали немцам помощь, особенно «путем сбора средств на военные нужды Германии».

Армянскими организациями и был сформирован так называемый Армянский легион, который «содержался за счет средств армянских общин». И вывод Берии был следующим: «НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков, армян». Причем это относилось и к партизанам, подпольщикам, к лицам, совершенно не запятнавшим себя сотрудничеством с оккупантами. 2 июня 1944 года Сталин подписывает секретное постановление о  «дополнительном» выселении 37 тысяч человек «немецких пособников» из числа болгар, греков и армян».

Кстати, среди 330 высланных в 1944 году из Крыма немцев, австрийцев, венгров, румын, итальянцев, проживавших на тот момент в Крыму, был один француз, а также около 1000... проституток. И это не были в прямом смысле  проститутки – это были женщины, сожительствовавшие с немцами во время оккупации. К тому же среди высланных с полуострова в 1944 году вместе с крымскими татарами оказались местные турки и цыгане, некоторая часть караимов.

ВЗГЛЯД: А как в НКВД обходились со смешанными семьями?

В. З.: Существовало в статистике НКВД понятие «и другие» – это и были члены смешанных семей. Например, если муж был армянином, а жена – русской, оба учитывались как армяне. А если муж – русский, а жена – армянка, оба считались «другими».

В то же время в июне 1944 года Берия «выявил» в Крыму 310 семей местных жителей турецкого, греческого и иранского подданства, у которых оказались просроченные турецкие, греческие и иранские паспорта. Их депортировали как «нежелательных» в один из районов Узбекской ССР.

Так, на март 1949 года среди спецпоселенцев крымского контингента, не входивших в состав «других», насчитывалось 2882 представителя различных национальностей, в том числе 1917 русских, 340 украинцев, 311 цыган, 30 караимов, 27 немцев, 27 поляков, 25 туркмен, 20 турок, 17 евреев, 12 белорусов, 10 калмыков, 9 чехов, 7 молдаван, 5 лезгин, 3 австрийца, 3 латыша, 3 эстонца, 3 казаха, 2 албанца, 2 ассирийца, 2 кабардинца, 2 башкира, 2 венгра, 2 румына, 1 азербайджанец, 1 француз и 99 загадочных «прочих».

Операция по выселению болгар, греков, армян и иноподданных завершилась 27 июня 1944 года. Людям давали несколько часов на сборы, а далее в товарных вагонах под охраной автоматчиков их отправляли в ссылку.

4 июля Берия доложил Сталину, что выселение из Крыма татар, болгар, греков, армян закончено. Всего выселено 225 009 человек, в том числе татар – 183 155, болгар – 12 422, греков – 15 040, армян – 9621, немцев – 1119, иноподданных – 3652 человек. Из «резюме» следовало: «При проведении операции по выселению на местах и в пути происшествий не было». После высылки из Крыма по фронтам были изданы специальные приказы об увольнении из рядов Красной армии бойцов национальностей, подлежащих высылке, и направлении их на спецпоселение. Это касалось всех, кроме старших офицеров, не являвшихся политработниками.

По данным на март 1949 г., из числа крымских спецпоселенцев, ранее служивших в Красной армии, было: греков – 559, болгар – 582, армян –  574, других – 184. Так, к октябрю 1948 года на спецпоселение дополнительно поступило 7219 человек – репатрианты, демобилизованные и прочие.

Президиум Верховного Совета СССР 27 марта 1956 года издал указ «О снятии ограничений в правовом положении с греков, болгар, армян и членов их семей, находившихся на спецпоселении», поскольку эти ограничения «в дальнейшем не вызываются необходимостью».

Однако устанавливалось, что снятие данных ограничений  не влечет за собой возвращения гражданам указанных национальностей имущества, «конфискованного при выселении, и что они не могут возвращаться на местожительство в Крымскую область», о чем с бывших спецпоселенцев были взяты даже расписки.

Комментарии экспертов

Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, доктор исторических наук, профессор
Рубен Сафрастян, директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, доктор исторических наук, профессор
Мой дед в 1949 году подвергался ссылке, вернулся только в 1955-м. Многие армянские семьи – будь то в Крыму, будь то в другом месте – почувствовали, что такое депортация, многих семей это коснулось. Но молодежь вряд ли хорошо это себе представляет, надо об этом больше писать.<br> Армяне в Крыму жили давно, еще со Средних веков, и сыграли большую роль в жизни полуострова, главным образом в культурной жизни. Депортация нанесла ущерб общине, но следы остались, и памятники остались – как свидетельство огромного вклада в жизнь Крыма.<br> Депортация – это часть политики репрессий, которую применяли в СССР, в том числе, конечно, и депортация народов – не только армян.<br> Указ президента России об устранении последствий депортации способствует тому, что жизнь армян будет возрождаться, армяне, как и прежде, будут играть большую роль в жизни Крыма // ВЗГЛЯД.РУ

Александр Искандарян, директор Института Кавказа (Ереван), политолог
Александр Искандарян, директор Института Кавказа (Ереван), политолог
Крым – это земля, на которой армяне живут издревле. На территории Крыма сохранились средневековые армянские памятники – довольно ранние и очень ценные, на территории Крыма творили деятели общеармянской культуры, там жили и работали люди, которые объединяли армянскую и русскую культуру. Да Айвазовский, например, этнический армянин, а в то же время и крымчанин, и в то же время внес огромный вклад в развитие российской живописной школы и маринистики вообще. В Крыму и сейчас живут армяне, есть и армянские школы, насколько я знаю. И если будет возможность сохранять и развивать все это наследие, то, конечно же, это здорово.<br> 21 апреля Путин издал указ «О реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Вообще возможность развития национальных культур, народов, в том числе диаспорных, на территории разных государств, в том числе и в России, естественно, надо оценивать чрезвычайно положительно. Армяне – нация, в огромной степени живущая в диаспорах. За пределами Армении армян живет больше, чем в ее пределах, поэтому в Армении приветствуют возможность развивать структуру, язык, сохранять памятники. Это очень важно, когда армяне пытаются это делать в разных странах.<br> К выселению людей и вообще к любым наказаниям людей по групповому признаку, то есть не за совершенные ими преступления, а за этничность, за принадлежность той или иной нации, когда выселяли вместе с детьми, стариками и так далее, относиться можно единственным образом. Депортация – это преступление.<br> Депортация армян была совершена в ряду других депортаций. Если говорить о Крыме, то это татары, болгары, греки и армяне. Были сосланы и северокавказские народы – карачаевцы, чеченцы, ингуши, калмыки. Выселялись и поволжские немцы, и корейцы… Сегодня в Армении, конечно, есть люди, которые об этом знают, но я бы не сказал, что это знание широкое. В отличие от народов, которые выселялись целиком, такие как чеченцы, ингуши и так далее, у которых память о выселении сохранилась массовая. Армяне были выселены только из одного региона, и сказать, что это так уж широко известно в современной Армении, не могу // ВЗГЛЯД.РУ
..............