Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
9 апреля 2014, 10:31 • Политика

«Татары были отстранены от власти»

Заур Смирнов: Крымских татар устраивает конституция Крыма

«Татары были отстранены от власти»
@ qtmm.org

Tекст: Светлана Коробова,
Симферополь

«Последние 5–7 лет крымские татары вообще были отстранены от властных структур, и если они туда и попадали, то это было, скорее, не благодаря властям, а вопреки», – заявил газете ВЗГЛЯД Заур Смирнов, представляющий Меджлис в правительстве Крыма. Так он иллюстрировал призыв татар закрепить норму о «национальных квотах» в органах власти республики.

11 марта верховный совет Крыма принял постановление «О гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции в крымское сообщество», согласно которому татары получат 20% всех мест в республиканском парламенте, а также будут представлены в районных и городских советах.

Нужно занять такую тонкую позицию, чтобы представители других национальностей не ощущали, что кому-то дают в этом роде какие-то преференции

Однако давать такие обещания крымский парламент мог лишь до тех пор, пока полуостров не вошел в состав России. До 2003 года национальные квоты на выборы существовали в Дагестане, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Однако теперь их нет. В ряде республик (в том же Дагестане, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии) действуют лишь неписаные договоренности такого рода.

Видимо, осознав это, спикер крымского парламента Владимир Константинов уточнил на прошлой неделе, что квот при назначении чиновников все же не будет. Тем не менее, власти выполняют свои прежние обещания де-факто. На прошлой неделе в правительство ввели двух татар – в качестве представителей Меджлиса. Это бизнесмен Ленур Ислямов, владелец телеканала АТР, который стал еще одним первым вице-премьером, а также Заур Смирнов, глава ялтинского меджлиса, который теперь возглавил республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан. Они участвуют в подготовке новой конституции республики, которую намечено принять в парламенте уже в четверг. О том, как он намерен защищать права татар, Заур Смирнов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Заур Русланович, какие именно пункты вы непременно хотели бы включить в конституцию? По каким из них вы ожидаете наиболее жарких споров с русскими коллегами? 

Заур Смирнов: В принципе, нас устраивают все будущие пункты конституции Крыма, которые закреплены в постановлении тогда еще верховного совета от 11 марта... Жарких споров мы вообще не ожидаем, честно говоря. С коллегами по правительству могут быть дискуссии в рабочем порядке, но это абсолютно не носит какого-то характера споров – их я не предвижу в принципе.

ВЗГЛЯД: Будете ли добиваться, как требовали две недели назад в Меджлисе, чтобы вся республика считалась крымско-татарской? 

З.С.: Нет, ну в Меджлисе такого решения нет, не принимали его и на курултае. То, что говорят отдельные люди, я не комментирую.

ВЗГЛЯД: Почему вообще в Крыму нужна этническая составляющая в политике? Разве общей целью не является межнациональная гармония?

З.С.: Когда 23 года не учитывались интересы крымско-татарского народа, а в последние годы они вообще игнорировались, последствия этого мы будем еще испытывать. Мы вообще были отстранены от участия во власти. И у народа возникает ряд вопросов: а не обманете ли вы нас опять? Вы пропишете это где-то, чтобы были гарантии?

Последние 5–7 лет крымские татары вообще были отстранены от властных структур, и если они туда и попадали, то это было, скорее, не благодаря политике властей, а вопреки. Нужно занять такую тонкую позицию, чтобы представители других национальностей не ощущали, что кому-то дают в этом роде какие-то преференции. И те, кто испытывал эту дискриминацию на себе, должны видеть, что выход из ситуации есть. По крайней мере, мы его ищем.

ВЗГЛЯД: Станете ли вы добиваться, чтобы квоты для крымских татар были закреплены в конституции? 

З.С.: Конечно. Мы смотрели по другим субъектам РФ – есть такие примеры, где такие квоты закреплены в Основном законе. И хотелось бы, чтобы это было прогарантировано, чтобы это не зависело от какого-то чиновника – Заура Смирнова или еще от кого-то. Это должно быть гарантировано именно конституцией.

ВЗГЛЯД: Дискриминация татар при приеме на работу в органы власти раньше была, но она была неофициальной. Так, может, и искоренять ее стоит неофициально? Зачем забивать национальные квоты в текст конституции Крыма? Вы говорите, что квоты закреплены в конституции других российских провинций. Не могли бы вы привести примеры? Ни в Татарстане, ни в Карелии нет квот... Они были до 2003 года, а потом где и сохранились, то лишь как неписаная традиция... Неужели татары не могут добиться высоких постов сами по себе, если они успешные и образованные? Вот Рустам Темиргалиев достиг уровня первого вице-премьера – задолго до этих событий и безо всяких квот...

З.С.: Есть подобные аналоги федеральных субъектов, и нужно посмотреть их опыт. Хотя я сейчас точно вам не скажу, где именно они есть... Но я могу, в принципе, сказать, что есть и другие нормативно-правовые акты, в которых можно такие нормы прописать. Не само назначение лиц на должности, а представительство.

Мы не говорим только об исполнительных органах власти, там, где проходят назначения, – думаю, здесь в большей степени речь идет о представительных органах. То есть мы говорим о неких национальных округах, где компактно живет народ. Чтобы могли проживающие там люди определенной национальности гарантированно делегировать своих представителей, будь то сельский совет, городской или республиканского уровня совет.

Но представительство национальное в органах представительной власти, в депутатских корпусах, это каким-то образом должно быть прописано.

В Крыму в 90-е годы татары, немцы, болгары и греки имели в верховном совете гарантированные представительства по национальным округам. Они избирали своих депутатов – 16 человек из 100 всех депутатов. Такой механизм, думаю, мог бы спокойно рассматриваться, это ничьих бы прав не ущемило и не нарушило бы законы, касающиеся назначений на должности в органы государственной власти.

ВЗГЛЯД: То есть вы не требуете квот среди чиновников, в силовых структурах, хотя это и обсуждалось при принятии постановления 11 марта? Спикер парламента Владимир Константинов на той неделе заявил, что квот все же не будет. «Люди будут назначаться по профессиональному признаку. Это не вопрос о том, например, что я – крымский татарин, значит, меня надо назначить на должность. Такого не будет», – сказал он, выступая в Госсовете...  

З.С.: Я об этом и говорил, я прекрасно знаю, что такое государственная служба, где перед любым чиновником в первую очередь выставляются определенные требования в связи с проведением конкурса.

Мы четко понимаем, что есть те должности, прежде всего госслужба, которые предусматривают проведение конкурсов, где в первую очередь оцениваются профессиональные качества. И, конечно же, там не может быть прописана национальная принадлежность.

ВЗГЛЯД: А нужны ли тогда уж и квоты для украинцев? По статистике, их в Крыму не меньше 10 процентов...

З.С.: В первый раз такой вопрос слышу. Но, думаю, если такие мнения будут относительно квот для украинцев, будем и их рассматривать.

ВЗГЛЯД: Разве недостаточно, что власти будут поддерживать татарскую культуру? Способствовать сохранению и развитию языка, обычаев? Вернут отнятые когда-то мечети и медресе...

З.С.: Этого может быть достаточно. Сейчас мы готовим программу обустройства татар, которая будет частью федеральной программы или может быть отдельной программой. Когда эти тезисы перейдут в нормативные акты, если они пройдут через Госсовет, либо они будут приняты на уровне правительства Федерации, тогда, конечно же, гарантий будет достаточно.

Тогда от нас, чиновников, потребуется исполнять те позиции, которые прописаны, и люди будут иметь полное право спрашивать с нас исполнения. А сегодня мы должны это прописать и утвердить.

ВЗГЛЯД: Попросите ли вы денег для своего телевидения? 

З.С.: Конечно, будем, и здесь не только телевидение – мы будем просить, чтобы наши национальные средства массовой информации поддерживались федеральным бюджетом. Насчет канала АТР я не могу сказать, это сегодня коммерческий канал, частный. Но, как вариант, такой подход тоже не исключен. Есть у нас и радио «Мейдан», есть крымско-татарская редакция государственной телекомпании «Крым», есть порядка 10 периодических изданий.

Что касается СМИ, здесь мы, конечно, определимся: если это коммерческие – здесь могут быть какие-то дотационные вливания. Если это чисто государственные или общественные СМИ, тогда, конечно, надежда на бюджет. Я думаю, здесь все будет нормально.

ВЗГЛЯД: Возможно ли, по вашему мнению, разрешить через конституцию вопрос с землей, проблемы самозахватов и «полян протеста»? 

З.С.: Думаю, что это уровень не конституции, а уже подзаконных актов, которые нужно принимать правительством Крыма и Госсоветом. Другой вопрос, что в конституцию возможны предложения о понятии коренных народов или вопросы о принадлежности недр Крыма. Что-то такое, возможно, будет. А что касается обеспечения землей как участками, то это не вопрос конституции.

Что касается земельных вопросов, мы ожидаем их решения в ближайшее время. Не только ожидаем – несколько раз было озвучено, что по земле будет абсолютно конструктивный подход. В каком-то одностороннем порядке это решить невозможно – без учета интересов всех, кто здесь работает и живет, это бессмысленно.

..............