Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

2 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
7 ноября 2014, 12:36 • Политика

«Нам оправдываться не в чем»

Москва обвинила США в утечке информации по ядерному саммиту

«Нам оправдываться не в чем»
@ Reuters

Tекст: Марина Балтачева,
Мария Трубина

МИД России объяснил отказ нашей страны участвовать в чикагском саммите по ядерной безопасности 2016 года. Это разъяснение стало необходимым после утечки информации в американские СМИ. Но, подчеркивают в МИДе, России оправдываться не в чем: значимость саммита вызывает сомнения. Кроме того, как поясняют эксперты, Белый дом использует этот формат для продавливания своей позиции по «атомному» вопросу.

США нарочно организовали утечку о позиции России по ядерному саммиту 2016 года, чтобы поставить Россию в положение оправдывающегося. Об этом в пятницу заявил замглавы МИД России Сергей Рябков, будучи в Вене на консультации по иранской ядерной проблеме.

Если бы большинство стран – участников саммита были подконтрольны России, то США отказались бы аналогичным образом

Ранее стало известно, что Россия отказалась участвовать в подготовке саммита по ядерной безопасности, который должен пройти в США в 2016 году, будучи несогласной с установленной на нем процедурой принятия решений и содержанием повестки дня. Сначала об этом сообщило со ссылкой на дипломатические источники Associated Press, а затем подтвердил российский МИД.

Как подчеркнул Рябков, «нам тут оправдываться не в чем». Замминистра иностранных дел разъяснил: «Никакой фронды, никакого политического сигнала на фоне происходящего сейчас в российско-американских отношениях с учетом нынешней конъюнктуры здесь нет...». «Не случись украинского кризиса и того, что с ним связано, все равно наше решение было бы аналогично», – подчеркнул Рябков.

Он добавил, что США о позиции России узнали далеко не на днях. «Мы этот наш подход объяснили нашим американским коллегам давно, – пояснил замглавы МИД России. – Мы не собирались предавать его огласке. Если бы цель была послать какой-то демонстративный политический сигнал, мы бы первым делом пошли к микрофону. Но мы действовали обычным дипломатическим путем».

Во внешнеполитическом ведомстве заявили, что «Россия всегда выступала за укрепление физической ядерной безопасности». В МИДе подчеркнули, что с 2010 года Россия «принимала активное участие в подготовке и проведении соответствующих саммитов, стремилась последовательно продвигать итоговые решения этих форумов на различных многосторонних площадках».

«Не хотят улучшать репутацию Обамы»

О том, что решение России якобы продиктовано антиамериканскими настроениями, в один голос стали заявлять не только СМИ, общественность, но и политики США. Так, отставной американский сенатор-республиканец Ричард Лугар, говоря о будущем саммите, отметил «трудный период» российско-американских отношений, передает ТАСС. «Только сегодня мы читали в прессе о том, что россияне не приедут на конференцию по ядерной безопасности, устраиваемую президентом (США Бараком) Обамой... (Они) не хотят улучшать репутацию нашего президента, соглашаясь участвовать в такой встрече», – уверен Лугар.

Однако причины не в политической конъюнктуре, а в объективных обстоятельствах, поясняют в Москве. Замглавы МИД Рябков подчеркнул, что одной из причин стало «исчерпание по сути дела повестки дня задолго до нынешних осложнений в российско-американских отношениях».

«К настоящему времени большая часть политических обязательств, взятых на себя участниками предыдущих саммитов, выполнена, а в деле укрепления физической ядерной безопасности достигнут значительный прогресс, – подчеркивают в МИДе. – Тем самым политическая повестка дня саммитов практически исчерпана. В этой связи мы поделились с американскими коллегами своими сомнениями относительно «добавленной стоимости» форума».

Замглавы МИД Рябков, в свою очередь, добавил: «То, что сейчас изобретается в этой области, нам представляется достаточно искусственным. Концепции сырые. Они требуют как минимум долгого дипломатического процесса, осмысления».

Политика дискриминаций и привилегий

Также Рябков напомнил, что одна из причин отказа России участвовать в саммите – «откровенная» дискриминация одних участников, большинство из которых будут отстранены от участия в разработке итоговых документов, и привилегированность других, в частности США, Южной Кореи и Нидерландов. «Не можем согласиться с тем, что произвольно сформированные рабочие группы ограниченного состава, как это запланировано в Вашингтоне, будут готовить руководящие документы для таких международных организаций и инициатив, как ООН, МАГАТЭ, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, Глобальное партнерство и Интерпол», – разъясняют в МИДе.

Действительно, на предыдущих ядерных саммитах участники еще раз утвердили, что за соблюдением действующего режима ядерного нераспространения, который основывается на Договоре о нераспространении ядерного оружия (1968), прежде всего следит МАГАТЭ. Теперь же получается, что работа экспертов агентства будет зависеть от решений неких рабочих групп.

При всех этих условиях стремление США наделить себя максимальными привилегиями по меньшей мере удивляет, отметили в нашем МИДе: «Обращаем внимание и на то, что сами США до сих пор не присоединились к соответствующим международно-правовым инструментам в этой сфере – Конвенции о физической защите ядерного материала и Поправке 2005 года к ней, а также Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Несмотря на это, Вашингтон пытается брать на себя роль основного и привилегированного «игрока» в данной области».

На «политической малой родине» Обамы

Саммит по физической ядерной безопасности пройдет в Чикаго в 2016 году и станет уже четвертым по счету. Первая такая встреча прошла в Вашингтоне в 2010 году, вторая – в Сеуле в 2012-м, местом проведения третьего стала Гаага в 2014 году.

Наблюдатели обращают внимание на то, что саммиты по ядерной безопасности начали созываться по инициативе США в годы президентства Обамы и стали важным элементом внешней политики нынешнего хозяина Белого дома. Чикагский саммит пройдет уже после истечения последнего президентского срока Обамы, но в том городе, где стартовала политическая карьера 44-го президента США. Российские же дипломаты и специалисты-атомщики намерены сосредоточиться на работе в уже сложившемся формате под эгидой ООН, а точнее МАГАТЭ (в частности, на подготовке очередной конференции высокого уровня по этой проблеме под эгидой агентства, запланированной на тот же 2016 год).

Эксперт в области атомной безопасности, профессор, доктор технических наук Игорь Острецов полагает: демарш российской стороны вызван стремлением Вашингтона создать механизмы, которые позволили бы принимать решения по ядерной проблематике в обход Совбеза ООН (где у России как у постоянного члена есть право вето). «Принимать какие-либо решения по ядерной безопасности без участия России совершенно бессмысленно», – подчеркнул эксперт в комментарии газете ВЗГЛЯД.

«Если страна – постоянный член Совбеза ООН накладывает вето на решения саммита, такие решения нелегитимны. Очевидно, Запад предлагает принимать решения не в рамках Совбеза ООН, а в рамках данного саммита, в котором права вето очевидно нет и решение принимается большинством голосов, – поясняет свою точку зрения Острецов. – В таком случае решения стран-участниц, в своем большинстве подконтрольных НАТО, становятся обязательными и для России». По мнению эксперта, данное решение для России абсолютно правильное. «Если бы большинство стран – участников саммита были подконтрольны России, то США отказались бы от участия аналогичным образом», – полагает Острецов.

..............