Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов 11 сентября – важнейший по последствиям день XXI века

«Несокрушимая свобода» положила конец романтическому глобализму с надеждой на единые правила, уважение к правам человека и малых стран, «невиданную личную свободу» и «свободу информации». Свобода раз и навсегда проиграла «безопасности», а безопасность – не обеспечив собственно никакой реальной физической безопасности – трансформировалась в контроль и принуждение.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Империя – это веротерпимость

Консервативные христианские силы на Западе, недовольные всей радужной повесткой – это если не союзники, то люди, с которыми можно и нужно работать. В этом отношении поддерживать хорошие отношения с западными исповеданиями, католиками, лютеранами, протестантами – в интересах России.

3 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Щадя свои чувства, мы отделяем себя от правды

Что испытывают те, кто бежал из зоны обстрелов, кто жил годами в аду, кто лишился дома и близких? Что испытывают парни, которые каждый день смотрят в глаза смерти? Что испытывают матери и жены, узнавшие, что их родных больше нет в живых?

30 комментариев
16 сентября 2013, 21:15 • Политика

«Лучше утилизировать на месте»

Вадим Козюлин: Химоружие предназначалось Израилю

«Лучше утилизировать на месте»
@ EPA/ИТАР-ТАСС

Tекст: Арсен Хизриев

«Химическое оружие неплохо охраняется, и сейчас, возможно, оно находится под спутниковым наблюдением, также я думаю, что оно «опекается» спецслужбами США и Израиля», – заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Вадим Козюлин. Он напомнил, что еще никто и никогда не проводил химическое разоружение в условиях гражданской войны.

«Образцы из окружающей среды, химические и медицинские образцы, которые мы собрали, представляют ясное убедительное доказательство того, что ракеты класса «земля-земля» с нервнопаралитическим веществом зарин были использованы в районе Гуты в Дамаске», – говорится на первой странице доклада, переданного в понедельник экспертами генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, передает РИА «Новости».

Тема гражданской войны отошла в тень, но она не исчезла

Ранее во вторник было объявлено, что эксперты ООН сочли убедительными доказательства применения химоружия в Сирии. Но мандат комиссии не предполагает определение виновных в химатаке.

В понедельник стало известно, что комиссия при ООН по расследованию возможных нарушений прав человека в Сирии проверяет данные не только о Гуте, но в целом о 14 случаях применения химического оружия в стране.

Профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО «ПИР-Центра» Вадим Козюлин пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД, каким может быть развитие событий и после того, как США и Россия в минувшую субботу заключили соглашение о химическом разоружении третьей страны – Сирии.

ВЗГЛЯД: Вадим Борисович, подписав было соглашение в Женеве, Лавров и Керри начали новый публичный заочный спор – теперь уже о том, должна ли в резолюции Совбеза ООН содержаться угроза удара по Сирии в случае, если Дамаск нарушит уже новое соглашение. Вы не опасаетесь, что США и союзники все же добьются в последний момент уступок от России и внесут в резолюцию Совбеза такую прямую угрозу?

Вадим Козюлин: Я думаю, что Россия и до этого отстаивала свою позицию и в более слабой ситуации. А сегодня ситуация вполне устойчивая. Предполагаю, резолюция будет такой, как предложит Россия.

Вадим Козюлин(фото: pircenter.org)

Вадим Козюлин (фото: pircenter.org)

ВЗГЛЯД: Каким образом может быть обеспечена безопасность персонала ООН возле складов химического оружия? Ведь воюющие стороны могут выбрать их в качестве мишени ради новой провокации?

В. К.: Там будут работать специалисты, в том числе российские специалисты. Провокации вполне возможны. Более того, они были ожидаемы и ранее, еще полгода назад, до применения химического оружия в Гуте и еще ранее. Было много сообщений о возможной «химической» провокации, в интернет была выложена переписка, касающаяся этой темы. Закрытая и якобы перехваченная. Одним словом, вопрос висел в воздухе. Было ожидаемо и закономерно, чтобы этим козырем кто-то воспользовался.

Химическое оружие неплохо охраняется, и сейчас, возможно, оно находится под спутниковым наблюдением, также я думаю, что оно «опекается» спецслужбами США и Израиля. Все, что связано с его перемещением, контролируется и отслеживается, я уверен, для инспекторов вполне возможно создать комфортные условия.

ВЗГЛЯД: Допустим, через полгода произойдет новая химическая атака. Какова вероятность, что США все же нанесут удар наперекор России, в обход Совбеза ООН?

В. К.: Зарекаться, что завтра не произойдут события, которые могут дать повод США нанести такой удар, было бы слишком опрометчиво. Процесс разоружения длинный и сложный, каждый специалист подчеркивает, что очень сложно выполнить чисто технически, история длинная, сюжеты в ней разные. Сегодня главная тема – это химическое оружие. А тема гражданской войны отошла в тень, но она не исчезла, завтра Башара Асада смогут обвинить снова, может быть, найдутся даже какие-нибудь «свидетельства геноцида» и так далее.

ВЗГЛЯД: Кировский губернатор Никита Белых уже предсказал, что Россия не будет у себя уничтожать химическое оружие Сирии. Напомним, что именно в Кировской области находится соответствующее предприятие. Совпадает ли мнение губернатора с позицией Москвы? Можно ли нейтрализовать это оружие в соседних странах: в Турции, Иордании? Или там надо строить для этого заводы с нуля? Какова сейчас боевая обстановка вдоль границ Турции и Иордании? Реально там сейчас возить снаряды с зарином?

В. К.: Известно, кто утилизирует сегодня химическое оружие: в первую очередь это Россия. Технологии используются не только российские, но и зарубежные. Опыт находится достаточно большой, технологии и специалисты имеются. Это достаточно дорогая операция. Сейчас возникнет вопрос, кто будет готов за это платить и кто будет этим заниматься, поскольку в стране идет война, что увеличивает опасность для персонала. Химического оружия у Сирии накоплено достаточно много, учитывая фактор гражданской войны и непредсказуемость военной фортуны – все возможно.

Думаю, что очень сложно уничтожать это оружие на нашей территории. Химическое оружие довольно старое. Лучше всего его утилизировать на месте, ведь, учитывая фактор террора, нужно будет обеспечить охраной всю железную дорогу. Что касается соседних государств, то я думаю, они не готовы взять на себя такой риск или же потребуют гигантских компенсаций за свою помощь. Но опять-таки, никто никогда не делал этого в условиях гражданской войны.

ВЗГЛЯД: По уставным документам ОЗХО Дамаску полагаются какие-то меры наказания? Ведь он уже много лет назад подписал конвенцию о запрещении химического оружия, еще неделю назад отказывался подтвердить официально его наличие у себя, а теперь вдруг изменил свою позицию на 180 градусов?

В. К.: Формально – да. Но сегодня задача не обвинить, а решить проблему. Дамаску уже выдвинут ряд обвинений, перевешивающих сокрытие информации – информации, которая касается вопросов национальной безопасности прифронтового государства.

ВЗГЛЯД: Керри заявил, что не все из 45 объектов, связанных с химическим оружием в Сирии, находятся на территории, которую контролирует Башар Асад. Это косвенно означает признание того факта, что боеприпасы с зарином могут быть и в руках повстанцев?

В. К.: Да.

ВЗГЛЯД: Во вторник инспекторы ООН заявили, что зарин, который был применен в Гуте, доставила ракета класса «земля-земля». Доказывает ли это вину правительственных войск?

В. К.: Поскольку там идет война, оружием могли воспользоваться и террористы. Скорее всего, речь идет о ракетах типа «Скад», химическое оружие изначально предназначалось для Израиля, и ради этих целей было развернуто большое количество «Cкадов» разных моделей, от древних до самых современных.

Вполне возможно, что одна из таких установок была захвачена и использована оппозицией. В принципе, есть и переносные системы, использующие ракеты «Кассам», вплоть до того, что могли быть использованы системы РСЗО – типа «Катюши». Они не требуют серьезной пусковой установки, некоторые из них можно запускать буквально с листа шифера. Надо понимать, о чем речь, по типу осколков специалисты могут точно установить оружие.

Комментарии экспертов

Лев Федоров, президент Союза «За химическую безопасность», доктор химических наук
Лев Федоров, президент Союза «За химическую безопасность», доктор химических наук
Американцы раздолбали уже столько стран, что верить им на слово тяжело. Керри косвенно признал, что часть химического оружия находится уже в руках у повстанцев. Губернатор Белых, сказав о том, что Россия не будет уничтожать химическое оружие Сирии на своей территории, проявил исключительный рационализм, потому что Россия уничтожает свое собственное химоружие лет 20. Нам хватило этих хлопот. Зачем нам уничтожать чужое оружие на своей территории? Например, иракское химоружие американцы уничтожали на территории самого Ирака. // ВЗГЛЯД
..............