Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

5 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
4 декабря 2013, 21:55 • Политика

От трех до пяти

Проект масштабной амнистии одобрен главой государства

От трех до пяти
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Арсен Хизриев

Владимир Путин в целом одобрил проект амнистии, подготовленный в СПЧ. При этом амнистия, указал президент, не распространится на виновных в преступлениях против представителей власти. И депутаты, и эксперты призвали избежать «повальной амнистии». О том, кто именно может выйти, сказал омбудсмен Лукин: «Те, кто получил три-пять лет».

В среду президент Путин поддержал подготовленный Советом по правам человека проект амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции, которое отмечается 12 декабря. Подготовить проект Путин поручил СПЧ еще в конце сентября.

Я согласен с вашим предложением в целом. Мы доработаем этот документ вместе с депутатами Госдумы, и вас прошу самым активным образом включиться в эту работу

Проект представил глава совета Михаил Федотов в присутствии уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. «Я согласен с вашим предложением в целом. Мы доработаем этот документ вместе с депутатами Госдумы, и вас прошу самым активным образом включиться в эту работу», – сказал Путин Федотову и Лукину.

При этом глава государства заявил, что «амнистия может распространяться только на тех лиц, которые не совершили тяжкие преступления и преступления, которые связаны с насильственными действиями в отношении представителей власти». По словам президента, он имел в виду прежде всего сотрудников правоохранительных органов.

После разговора с президентом Федотов выразил глубокое удовлетворение оценкой со стороны главы государства работы, проделанной советом, по подготовке проекта амнистии. Он рассказал, что амнистия может коснуться 100 тыс. человек, она будет носить широкий характер – все, что не исключено в законопроекте, попадает под нее. Он также не исключил, что она коснется бизнесмена Михаила Ходорковского, участниц группы Pussy Riot и блогера Алексея Навального. По его словам, Ходорковский и участницы группы совершили «ненасильственное преступление». А в беседе с ИТАР-ТАСС Федотов пояснил, что у Навального условный срок, судя по тому варианту амнистии, который обсуждался, он попадет под амнистию. «Что касается обвиняемых по «болотному делу», то тут выводы делать рано, ведь еще нет приговора суда, и попадут ли они под амнистию, будет зависеть от того, как суд квалифицирует их действия», – пояснил Федотов.

Как известно, СПЧ еще в начале октября одобрил вариант широкой амнистии, которая распространялась бы как на фигурантов «болотного дела», так и на осужденных за хулиганство участниц Pussy Riot. Но в начале ноября представители МВД, Генпрокуратуры и члены Общественной палаты настаивали на том, чтобы амнистия не распространялась на осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за крупные хищения.

Высказывались предположения, что под амнистию может попасть экс-глава Минобороны Анатолий Сердюков, подозреваемый в халатности, которая повлекла за собой ущерб государству на 56 млн рублей. Но адвокаты указывали, что Сердюков даже не проходит пока обвиняемым, поэтому амнистия его не касается.

#{help=652234}По словам Федотова, законопроект об амнистии впервые коснется иностранных граждан: он предусматривает снятие запрета на въезд в Россию для иностранцев-нарушителей. «Мы постарались включить в наши предложения такие нормы об амнистии, которые раньше никогда не применялись. Например, мы предлагаем снять запрет на въезд в РФ в отношении тех иностранцев, которые потеряли возможность въехать к нам в связи с тем, что были привлечены к административной ответственности за нарушение миграционных правил», – сказал он.

Как напомнил Федотов, если иностранец выдворяется за пределы страны, то автоматически на пять лет лишается права снова въехать в РФ. «Мы предлагаем снять этот запрет именно в порядке амнистии», – сказал Федотов.

Владимир Лукин во время встречи с президентом заявил, что амнистия может затронуть почти все общественно значимые дела. «Другое дело, что там есть некоторые персонажи, которые, как считает суд или следствие, совершали насильственные действия против правоохранительных органов», – сказал Лукин «Интерфаксу».

Лукин уточнил, что амнистия, по его мнению, может затронуть 30–50 тыс. человек, а не 100 тыс. Он также не согласился с Федотовым по поводу того, попадет ли Ходорковский и участницы Pussy Riot под амнистию. По его словам, «дамы из этой группировки (Pussy Riot) – они досиживают свой срок уже».

«Конечно, амнистия может вступить в силу не раньше, чем она вступит в силу, а вступит в силу она тогда, когда будет принята Госдумой», – указал правозащитник, очевидно, имея в виду, что процедуры, связанные с подготовкой проекта, внесением его в парламент и принятием займут больше времени, чем те сроки, которые осталось отбыть в заключении этим осужденным.

О шансах на амнистию Ходорковского омбудсмен высказался также отрицательно. «Там же в амнистиях содержится простая формула – те, кто получил три-пять лет», – сказал он.

Как правило, тюремное заключение не превышает такие сроки, когда речь идет о преступлениях небольшой или средней тяжести. «Это категория граждан, она независима от того, какие она совершала нарушения», – добавил правозащитник. Журналисты задали Лукину уточняющий вопрос: «А те, кто 14 лет?» – подразумевая отбывающего такой срок Ходорковского. Омбудсмен ответил: «14 лет – это не три-пять лет». Фактически Лукин дал понять, что противопоставляет сроки заключения, назначаемые за тяжкие и особо тяжкие преступления, от 10–15 лет, на которые амнистии не распространяются, и нетяжкие или средней тяжести – три-пять лет.

Под амнистию не попадет также фигурантка дела Оборонсервиса Евгения Васильева по схожей причине с Сердюковым: еще нет не только приговора суда, но и признания Васильевой вины.

Не смогут рассчитывать на амнистию и 30 активистов «Гринписа», которых обвиняют в хулиганстве на нефтеплатформе «Приразломная» в Печорском море. Об этом сообщил юрист «Гринписа» Антон Бенеславский. «Если говорить формально, то хулиганство – это тяжкое преступление, часть 2 статьи 213 УК РФ. И второе – это как раз по составу части второй – сопряжено с сопротивлением представителям власти. Поэтому амнистия не распространяется на «тридцатку», – сказал он.

Поскольку амнистия не коснется тех, кто применял насилие по отношению к представителям власти, она не затронет большинство фигурантов нашумевшего «болотного дела». Всем, кроме одного, фигурантам инкриминируют участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ), применение насилия в отношении представителей власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ).

Член СПЧ, бывший зампред Конституционного суда Тамара Морщакова считает, что делать выводы о том, подпадают ли под амнистию обвиняемые по делу о массовых беспорядках на Болотной площади, преждевременно. «В постановлении об амнистии должно быть указано, на какие именно статьи и части статей Уголовного кодекса она не распространяется. Президент их не перечислил, – пояснила Морщакова. – Не совсем ясно, имел ли президент в виду все тяжкие преступления или только тяжкие преступления в отношении сотрудников правоохранительных органов».

В заочную дискуссию вмешался пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, который дал понять, что пока рано говорить о том, что амнистия будет распространяться на тех или иных конкретных лиц. «Я полагал бы чрезвычайно преждевременным говорить о том, что амнистия распространится на те или иные конкретные фамилии, на тех или иных конкретных лиц. В настоящий момент об этом говорить опрометчиво и неверно. Документ будет доработан, и четкие критерии будут определены, причем определены они будут, как и сказал президент, в диалоге представителей администрации вместе с парламентом», – сказал Песков, добавив, что «президент принял решение, что сам будет вносить законопроект об амнистии».

#{smallinfographicleft=427277}В Госдуме намерены до Нового года рассмотреть проект амнистии, подготовленный СПЧ, а также еще 11 аналогичных проектов, внесенных на рассмотрение палаты ранее, о чем РИА «Новости» собщил глава думского комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников.

Это же мнение выразил и первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин. «Совершенно очевидно, что амнистия не должна распространяться поголовно на всех, – подчеркнул Вяткин. – Она не должна касаться тех, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления, насильственные преступления».

По мнению депутата, амнистия не должна распространяться на коррупционные преступления и преступления против детей. Было бы логичным, считает зампред, распространить действие амнистии на тех, кто нарушил закон впервые или совершил преступление небольшой или средней тяжести, не связанное с применением насилия. «Мы должны уходить от практики повальных амнистий», – считает парламентарий.

Он напомнил, что к юбилею Победы в Великой Отечественной войне были амнистированы «те, кто эту Победу ковал на фронте, не все подряд». «Амнистия как акт гуманизма должна затрагивать тех, кто действительно не совершал серьезных преступлений, – убежден единоросс. – Предложение президента мы поддерживаем. И будем внимательно дорабатывать законопроект, который будет внесен в Госдуму, исходя их тех тезисов, которые были озвучены президентом». 

Главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко тоже считает, что амнистия должна соотноситься с уровнем преступности и угрозами безопасности в стране, ее надо проводить выборочно и осторожно.

«Сама по себе амнистия, как это представляют наши правозащитники, – «взяли и всех выпустили на волю» – это безумие. Амнистия должна соотноситься с уровнем преступности и угрозами безопасности в стране. Если мы до сих пор не решили проблему с преступностью, то амнистию надо производить выборочно и осторожно. Я противник либеральных рассуждений о тотальной амнистии», – сказал Ципко газете ВЗГЛЯД.

Ципко считает цифру в 100 тыс. амнистированных, о которых говорит Федотов, несколько завышенной. «Это очень много, на мой взгляд. Я бы сотню тысяч не выпускал. Поймите, среди этих преступников могут быть мошенники, которые оставили без квартир людей, сделали людей бездомными, вынудили их на самоубийство. Если вы начнете выпускать всех мошенников – как это воспримут в обществе? Я человек не жестокий, но я против массовых амнистий», – сказал Ципко.

Эксперт призывает внимательно отбирать амнистируемых. «Смысл амнистии должен быть гуманитарным, она должна помочь тем людям, для которых преступление не является «специальностью». Амнистия не должна привести к рецидиву. На мой взгляд, огромное значение имеет то, кого выпустят, надо следить за общественным резонансом», – сказал он.

Ципко считает, что масштабные амнистии, проводимые во времена СССР, при сегодняшних условиях неоправданны. «Массовые амнистии, которые были при Маленкове и Хрущеве, в советское время понятны. Сидели сотни тысяч несчастных колхозниц, которые украли три жмени зерна. Тогда это было великое дело, а сейчас, когда у нас раскрываемость менее 50%, амнистия не должна приобретать характер 53-го года. Это были времена моего детства, я все это прекрасно помню», – пояснил он.

Эксперт еще раз подчеркнул, что Россия отличается от стран Запада своей криминогенной обстановкой, и призвал к ужесточению, а не к смягчению антикриминальных мер. «К сожалению, мы не Западная Европа. У нас убийств на 10 тыс. населения в 10 раз больше, чем в Евросоюзе, преступности – в четыре раза. Пока люди не будут чувствовать неотвратимости наказания, мы вообще не решим проблему», – сказал Ципко.

«Поэтому я бы говорил бы не только об амнистии, но еще более серьезно о борьбе с преступностью и выдвигал бы широкомасштабную программу, посвященную этому», – подытожил он.

..............