Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
22 января 2013, 19:56 • Политика

«Достаточно сложная каста»

Госдума рассмотрит альтернативы прямым выборам глав регионов

«Достаточно сложная каста»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

В среду Госдума рассмотрит закон, позволяющий регионам самим решать, как избирать себе глав – прямым голосованием или через утверждение в парламенте. Эксперты уверены, что большинство предпочтет прямые выборы, а парламентскую модель выберут там, где присутствует этнокультурное многообразие, прежде всего в республиках Северного Кавказа.

В среду Госдума рассмотрит закон, позволяющий регионам самим определять порядок избрания своих лидеров. Профильный комитет ранее рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

Возможность избрать другую модель – это страховка от дестабилизации в тот момент, когда такая дестабилизация становится реальностью

Как писала газета ВЗГЛЯД, в середине ноября Институт социально-экономических и политических исследований, которым руководит бывший замглавы кремлевской администрации Дмитрий Бадовский, подготовил доклад, рекомендовавший изменить механизм выборов глав национальных республик и «сложных регионов». Для того чтобы избежать дестабилизации, в докладе предлагались четыре разных алгоритма.

«Мы не исходим из того, что все эти четыре модели нужно обязательно предлагать и что, например, если вводить альтернативный способ избрания, помимо прямых выборов губернаторов, то нужно предоставлять именно такую широкую палитру вариантов на выбор», – пояснил Бадовский.

В середине декабря на встрече президента Владимира Путина с Советом законодателей спикер парламента Северной Осетии Алексей Мачнев пожаловался главе государства, что возвращение выборов губернаторов порой приводит к «накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и угрозе безопасности».

Мачнев предложил ввести схему, при которой парламентские партии предлагают президенту двух-трех кандидатов, а тот выносит эти кандидатуры на рассмотрение местного законодательного органа власти. «Может быть, Алексей Васильевич (Мачнев) и прав. Не готов в деталях ответить на все вопросы, это требует специального рассмотрения, дискуссии», – признал тогда Путин.

Через несколько дней  представители всех фракций внесли в Госдуму законопроект, согласно которому губернатора могут не только избирать не на всеобщих выборах, а назначать депутаты законодательного собрания из числа кандидатов, представленных ранее президенту России партиями, обладающими своими фракциями в федеральном или региональном парламенте. Согласно документу, партии предлагают по три кандидата, из которых, в свою очередь, уже президент выбирает три кандидатуры. Одну из них затем и избирает местный парламент.

«Прямые» губернаторские выборы после долгого перерыва прошли в стране 14 декабря. Они состоялись в пяти регионах, и везде победили представители «Единой России».

«Когда конфликты уйдут на второй план»

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов называет «разумной» идею закона, указав, что в России представлены разные субъекты и «в некоторых случаях парламентская модель является достаточно эффективной и адекватной».

«Речь прежде всего идет о республиках Северного Кавказа, где представлено несколько этнических групп, которые могут консолидироваться только в рамках парламентской модели. Этнокультурные конфликты, которые в свое время раздирали этот регион, были связаны с борьбой за власть», сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.

Наиболее проблемным регионом Абзалов считает Дагестан, где представлено «множество этнических групп».

«Достаточно сложная каста в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Опять же в Северной Осетии, которая была почти инициатором этого решения. На данном этапе консолидирующая – парламентская – модель позволила бы построить эффективные политические институты и в долгосрочной перспективе, когда этнокультурные конфликты уйдут на второй план, перейти к модели прямых выборов», заметил Абзалов.

Эксперт напомнил, что такая модель принята в целом ряде стран с крупными этническими группами, например, в Бельгии существует ротация, которая позволяет, как отметил Абзалов, «сохранить позиции для разных этнических групп».

«Это как страховка»

А проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков указывает, что в случае принятия законопроекта большинство регионов все равно захотят проводить выборы самостоятельно, «но в некоторых регионах, в критических нарастаниях какого-то противостояния может быть принята другая модель».

По его словам, к таким относятся регионы со сложным этнонациональным составом. «Это как туристическая страховка – ее берут, но не собираются пользоваться. Но в критический момент эта страховка может очень сильно помочь. Возможность избрать другую модель – это страховка от дестабилизации в тот момент, когда такая дестабилизация становится реальностью», сказал Марков газете ВЗГЛЯД.

Эксперт не согласен с мнением, что формирование губернаторского корпуса путем прямых выборов – чуть ли не единственная демократическая модель. Он пояснил, что в большинстве европейских стран руководители провинций назначаются, как, скажем, на Украине или во Франции и Германии, либо избираются региональным парламентом.

Что касается Дагестана, где главные высокие посты распределены между представителями этнонациональных групп, то такие процессы Марков назвал «ливанской моделью». «Мы видим, что эта модель успешно работала в Ливане лет 30 до тех пор, пока она не была взорвана извне палестино-израильским конфликтом», отметил эксперт.

Тем не менее, Марков посетовал на слишком слабый уровень дискуссии, которая успела состояться по поводу внесенного законопроекта, «хотя такая возможность была сформулирована достаточно давно – 3 месяца  назад». «Такой закон принимать надо, но желательно, чтобы общественная дискуссия продолжалась еще какое-то время», полагает Марков.

«Если регионы будут укрупняться»

Первым предложивший идею Дмитрий Бадовский во вторник, как сообщала газета ВЗГЛЯД, выступил в поддержку проекта.

«Вопрос о непрямых выборах губернаторов неоднократно ставился, в том числе и представителями самих регионов, в частности республик, сказал эксперт. В России есть ряд регионов, где существуют исторически сложившиеся проблемы, требующие соблюдения баланса интересов национальных групп. Практика показывает, что требуются дополнительные механизмы, которые помогли бы обеспечивать этот баланс».

«У нас есть территории, где прямые выборы губернаторов никогда не проводились. Классическим примером является тот же Дагестан. Там традиционно существовали модели, близкие к парламентской форме правления», сказал политолог.

При этом оптимальным является рамочный характер предлагаемого законопроекта, отмечает эксперт. «Федеральный законодатель исходит из того, что закон будет рамочным. Модель выбора губернаторов регион выбирает сам. Никто никому ничего не навязывает», сказал Бадовский.

Механизм может быть востребован также и в случае укрупнения регионов, заметил политолог. «Если в будущем какие-то регионы будут укрупняться, а это возможно, то в процессе укрупнения возможен переходный период для соблюдения баланса. Эта альтернативная модель тоже может стать интересным политическим механизмом для таких регионов», полагает эксперт.

Комментарии экспертов

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Новеллы направлены на обеспечение стабильности и контрольных позиций федерального центра в национальных республиках, особенно в тех из них, где есть серьезная почва для конфликтов: либо внутренних, либо конфликтов с федеральным центром. Преимущество законопроекта в том, что он учитывает региональное разнообразие России. Вполне очевидно, что в России есть субъекты Федерации, где прямые губернаторские выборы могут быть фактором серьезного политического кризиса. Прежде всего, к их числу относятся некоторые национальные республики Северного Кавказа.<br> Конфликты в ряде республик могут быть спровоцированы рядом факторов, в том числе когда фактически складывается модель этнического пропорционального представительства. Речь идет о ситуациях, когда есть две титульные национальности и когда голосование четко привязано к этническим мотивам, соответственно, в этих субъектах власть формируется по квотному принципу и избрание губернатора на основе принципа большинства может быть фактором конфликта между основными этническими группами // ИТАР-ТАСС
..............