Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
26 сентября 2012, 13:33 • Политика

На защите чувств

Россияне поддержали ужесточение наказания за богохульство

На защите чувств
@ РИА "Новости"

Tекст: Анна Аналбаева,
Ольга Гриценко

В Госдуму внесен законопроект, серьезно ужесточающий наказание за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь. Власти назвали появление документа реакцией на запрос общества: идею усиления наказания за богохульство поддерживает подавляющее число россиян, включая большинство атеистов. А наблюдатели замечают, что, вставая на защиту религиозных чувств, Россия следует мировому тренду.

В среду в Госдуму был внесен законопроект, ощутимо ужесточающий наказание за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь.

В России никогда не было крестовых походов, Православная церковь никогда их не устраивала

Как пояснил глава комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, документ предусматривает введение наказания за такие преступления в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, до 200 часов обязательных работ или даже 3 лет тюрьмы.

Законопроект также вводит новый состав правонарушений в Административный кодекс – публичное осквернение или порча религиозной богослужебной литературы, знаков или эмблем, что будет караться штрафом от 30 до 50 тыс. рублей.

Напомним, в настоящее время административная ответственность за оскорбление чувств верующих достигает 1 тысячи рублей. Что в нынешних реалиях, отмечали ранее законодатели, уже потеряло свою актуальность. «Сегодня один икону чернилами облил, другой синагогу изрисовал, а судить его можно разве что за хулиганство. В других странах их бы осудили за оскорбление чувств верующих, но у нас такой статьи нет», – комментировал ранее идею газете ВЗГЛЯД один из разработчиков нового документа, первый зампред профильного комитета Сергей Попов.

Россияне уже выступили в поддержку принятия подобных мер. Согласно результатам опроса, обнародованного в среду Всероссийским центром изучения общественного мнения, 82% жителей страны полностью поддерживают идею ужесточения наказания за богохульство. Законопроект оказался востребованным даже среди атеистов, 76% из которых выступают за появление изменений в законе.

Участницам Pussy Riot вынесен приговор: два года колонии общего режима. Как вы его оцениваете?



Результаты
428 комментариев

Тот же опрос развенчивает и опасения о том, что защита чувств верующих может ущемить интересы атеистов. Так, согласно данным ВЦИОМ, 87% неверующих россиян – столько же, сколько и православных – признались, что они не ощущают никакого давления и притеснений из-за своей религиозной позиции.

Именно общественным запросом объяснили в Кремле появление законопроекта в парламенте. «Это понятная реакция Госдумы, которая учитывает общественные настроения, возникшие на фоне последних событий, связанных с оскорблением чувств верующих и, в частности, с событиями, спровоцированными Pussy Riot. Депутаты учли общественный запрос, который подтверждается последними социологическими исследованиями. Депутаты также изучили международный опыт. В частности, в таких странах, как Германия, Испания, Финляндия, действуют подобные законодательные акты, защищающие права верующих», – заявил в среду «Интерфаксу» высокопоставленный источник в Кремле.

Как у других

Аналогичного мнения придерживаются многие наблюдатели. «Значительная часть граждан поддерживает такое ужесточение. Более того, даже значительная часть людей, которые не относят себя ни к одной из религий,  все равно уважает религиозные обряды и считает, что это является сферой личных интересов, в которые не должны вторгаться», – рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, добавив, что Россия в этом отношении следует мировому тренду.

Серьезное наказание в религиозной сфере, по его словам, характерно для целого ряда современных государств. «Поэтому наши законодатели черпают опыт, например, в той же самой Германии, где очень жесткое законодательство по вопросам свободы вероисповедания и неприкосновенности священных религиозных ритуалов. То есть там даже есть наказание за прерывание ритуального обряда», – отметил Абзалов.

Тем более, пояснил политолог, события последних недель показали, что в целом ряде стран религиозный вопрос является одним из ключевых. «То есть серьезное смешивание политической и религиозной составляющих может стать детонатором для общественно-политических взрывов. Россия в этом отношении наиболее подвержена рискам, связанным с возникновением этнических и религиозных конфликтов, ведь у нас представлены все конфессии. Несомненно, попытка сбалансировать этот процесс и провести разделение политической и религиозной составляющей для всех конфессий является одним из условий сохранения религиозного мира», – убежден он.

«Эта инициатива является своевременной, правильной и адекватной реакцией на последние события, произошедшие в нашей стране и за рубежом. Эти события показали, что игры с таким «тонким» материалом, как религиозные чувства, общественно опасны. Они вызывают экстремистские настроения, влекут за собой человеческие жертвы. Поэтому деяния, которые можно квалифицировать как оскорбление чувств верующих и разрушение святынь, должны, конечно, рассматриваться как уголовные преступления», – в свою очередь заявил газете ВЗГЛЯД  заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.

Практика такого рода, отметил он, существует в ряде других стран. «В Испании, Италии, Израиле, даже в Сингапуре предусматриваются уголовные наказания и тюремные сроки за оскорбления чувств верующих. В этом смысле наши законодатели вполне в цивилизованном русле находятся. Я думаю, что время пришло, чтобы ввести закон, который в дальнейшем сможет остановить многих, кто захочет устраивать провокации и оскорблять чувства религиозных групп в нашей стране. Она  является многоконфессиональной, и верующие действительно нуждаются в защите от посягательств на их права», – добавил политолог.

Член Общественной палаты России Шафиг Пшихачев уверен, что законопроект необходимо поддержать. «Тот факт, что 82% респондентов поддерживают идею ужесточения наказания за оскорбление чувств верующих, вселяет оптимизм. Но понять нужно одно: наказание за оскорбление чувств верующих, за порчу святынь и так далее – это не наказание ради наказания», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

По его словам, в любой религии нет наказания ради наказания. «Наказание в традиционных религиях имеет цель, чтобы человек осмыслил свой поступок, если до того он, к сожалению, не осмыслил, не задумывался над тем, что он делает», – уверен он.

Пшихачев также отметил, что «можно было бы остановиться, не поддерживать этот закон, если бы сейчас некоторые граждане нашей страны в политическую игру не вплели оскорбление религиозных чувств». «Надо разделить это все, нельзя смешивать. Есть политическая игра, которая не сегодня придумана. Можно в нее играть, но при этом не доходя вообще до оскорбления человека. К сожалению, сейчас целенаправленно оскорбляются религиозные чувства для того, чтобы взбудоражить, именно задеть человека, чтобы он почувствовал боль и отреагировал», – заключил он.

Нашла поддержку инициатива депутатов и у самих религиозных деятелей. Так, заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Вадим Квятковский согласился с тем, что законодательство в этой области необходимо регулировать. «И общество, и государство, и религиозные организации впервые столкнулись с такой сложной ситуацией на примере кощунственной акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Сейчас верующим и всем людям здравомыслящим совершенно очевидно, что произошло кощунство, что это недопустимо и повторяться такие вещи не должны, их нужно пресекать», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Когда шел процесс по этому делу, отметил Квятковский, стало совершенно очевидно, что российское законодательство имеет пробелы в этой сфере. «Было же очень много споров о том, какое должно быть наказание, по какой статье их судить. Поэтому, прежде всего, это следствие неопределенностей и пробелов нашей законодательной системы. Те определения, которые включены сейчас в законопроект, абсолютно  разумны, они более определенные, чем те, которые существуют сейчас», – уверен он.

Говоря об ужесточении наказания, Квятковский отметил, что «там достаточно дифференцированный подход: за что-то денежный штраф, за что-то – административное наказание, за какие-то серьезные преступления – уголовное». «В России никогда не было крестовых походов, Православная церковь никогда их не устраивала. Их не было во многом благодаря тому, что власть всегда находила правильный баланс интересов, например, представителей разных религий», – напомнил он.

По его мнению, сейчас действительно среди оппозиции много людей злонамеренных по отношению к верующим. «То есть совершенно четко мы можем сказать, что лидеры оппозиции и их последователи крайне агрессивны, некорректны по отношению к религии и верующим людям. Но их (от общего числа – прим. ВЗГЛЯД) немного, и задача государства состоит в том, чтобы найти правильный баланс», – подытожил он.

Ни за что пострадавшие

Напомним, в последние месяцы многие стали свидетелем того, к каким последствиям может привести оскорбление религиозных чувств. Так, после появления в интернете снятого в США фильма «Невинность мусульман», уничижающего пророка Мухаммеда, по всему миру прокатилась волна нападений на американские дипломатические миссии и массовых волнений среди мусульман. В России даже стали говорить о необходимости признать фильм экстремистским.

На фоне громкого процесса над группой Pussy Riot чаще стали совершаться акты вандализма и в самой России. Во вторник стало известно, что в Царском селе неизвестные спилили поклонный крест, установленный на месте, где якобы был похоронен Григорий Распутин. Аналогичный случай был зафиксирован на днях в Архангельске.

16 сентября 62-летний Юрий Пиотровский, придя в храм Христа Спасителя, облил часть иконостаса черной жидкостью, которая была предварительно идентифицирована как чернила, но впоследствии оказалась краской.

29 августа из храма в Петербурге на Васильевском острове были украдены мощи Александра Невского, Николая Чудотворца и Петра и Февронии. В полиции сообщили, что сумма ущерба храму составила около 350 тыс. рублей.

Происходящее ранее вынудило Госдуму принять специальное заявление в защиту религиозных чувств. «Убийства духовных лидеров, насилие в отношении верующих, спиливание крестов, разрушение храмов, кощунственные хулиганские акции, вандализм на кладбищах, нанесение оскорбительных надписей – все эти действия направлены на разрушение многовековых духовно-нравственных основ России, дискредитацию традиционных ценностей и, по сути, служат возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны. Государственная дума отмечает необходимость усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь, а также подчеркивает важность неотвратимости наказания за подобные действия», – отмечалось в документе.

Комментарии экспертов

Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Я являюсь одним из соавторов законопроекта. Разрабатывая его, мы как раз опирались на общественное мнение. Мы изучили практику международных стран в этой области и направили заключения в Верховный суд и правительство. Посмотрим, какие будут отзывы, и будем дальше работать // ВЗГЛЯД.РУ
..............