Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

3 комментария
Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

13 комментариев
6 августа 2012, 20:30 • Политика

Вторая холодная война

Россия создаст в Арктике цепь военных баз

Вторая холодная война
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Гриценко

Россия создаст в Арктике базы для боевых кораблей, предупредил секретарь Совбеза Николай Патрушев. Предполагается, что военные объекты появятся на российском Крайнем Севере вдоль Северного морского пути. Эксперты нашли это решение крайне своевременным и перечислили порты, где именно могут появиться опорные пункты ВМФ.

Россия создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей и пограничных служб. Об этом в понедельник сообщил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, выступая на совещании в Красноярске.

Поэтому такая база должна появиться где-то на середине Северного морского пути

«Сформирован перечень ключевых объектов двойного назначения в удаленных районах арктических морей по трассе Северного морского пути, которые необходимо развивать в интересах обеспечения временного базирования боевых кораблей Военно-морского флота и Пограничной службы ФСБ России», – цитирует его РИА «Новости».

Патрушев добавил, что завершается проработка вопросов, предусматривающих защиту национальных интересов России в Арктике. «Решены многие вопросы с возвращением авиации в Арктику, однако по ряду мер работа затягивается», – рассказал он.

Россия стала не первой страной, анонсировавшей создание в Арктике военных баз. Так, в начале года о своем намерении построить арктическую базу на острове Корнуоллис объявила Канада. «Это стало бы важнейшим событием для Арктики и способствовало бы укреплению канадского суверенитета на севере», – комментировали эту идею канадские власти. Военное присутствие всех арктических стран в последние годы активно расширяется.

Еще в феврале прошлого года Минобороны пообещало сформировать особые «арктические бригады». Первую из них предполагается разместить на Кольском полуострове, в поселке Печенга.

Как писала газета ВЗГЛЯД, позднее в сентябре глава правительства Владимир Путин потребовал создать пограничную инфраструктуру в Арктике, чтобы «существенно укрепить нашу военную и пограничную безопасность» и защитить природные ресурсы. Было объявлено, что в ближайшие девять лет на обустройство границы направят 134 млрд рублей, эти деньги «должны сработать максимально эффективно».

В ноябре власти объявили, что к 2015 году на севере появятся 10 новых аварийно-спасательных центров: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре. Впрочем, тогда не сообщалось, что центры могут играть и военную роль. Глава МЧС Сергей Шойгу поручил тотчас направить вертолеты и технику в Мурманск и Дудинку, где первыми будут построены комплексы.

Другие приполярные страны также готовятся усилить свое военное присутствие в Ледовитом океане. Еще в 2009 году Дания объявила о создании особого арктического военного командования, а также сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. В следующем году Норвегия перенесла ставку своего командования за полярный круг, а США и Канада начали проводить в Арктике регулярные военные учения.

Власти Канады еще в 2007 году пообещали открыть в Резолют-Бей новый армейский центр по подготовке войск к ведению боев в арктических условиях, а также построить глубоководный порт на северной оконечности острова Баффин-Айленд. Правда, из-за финансового кризиса планы эти реализованы пока не были. Глава МИД Канады Лоуренс Кэннон заявлял ранее газете ВЗГЛЯД, что военное присутствие его страны в Арктике пока расширяться не будет.

После заявления Патрушева наблюдатели сделали вывод, что все или многие из упомянутых 10 центров будут иметь «двойное назначение». Как напомнил в разговоре с газетой ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга запаса Константин Сивков, в Арктике выявлены большие запасы нефти и газа, на которые претендуют сразу несколько стран.

«Чтобы удержать за Россией этот регион, нужна адекватная военная сила, способная обеспечить отражение любых попыток раздела Арктики военным путем. Слаборазвитая коммуникационная сеть в наших северных широтах делает морской транспорт самым надежным. Поэтому создание системы базирования флота является основой устойчивости группировок вооруженных сил – как морских, так и наземных. А также основой обеспечения экономического развития этих регионов», – полагает Сивков.

Что касается мест размещения баз, то, пояснил эксперт, они «могут появиться в местах, где имеются достаточно крупные населенные пункты, например в Диксоне».

Можно предположить, что первоначально будут развернуты пункты маневренного базирования, которые смогут обеспечивать снабжение кораблей топливом и боеприпасами, возможно, проводить мелкий корабельный ремонт. В дальнейшем они могут наращиваться и быть доведены до уровня настоящей базы», – считает Сивков.

С ним согласен руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. Он считает, что оптимальным местом для подобных баз стали бы устья великих сибирских рек. «Северному флоту до Урала и Тихоокеанскому до Таймыра идти слишком долго. Поэтому такая база должна появиться где-то на середине Северного морского пути. Видимо, на Енисее, возможно, в Дудинке. Или на Лене», – считает он.

По словам эксперта, отсутствие портов в этом регионе и в других остается одной из главных проблем российского флота. «Российские суда ничуть не хуже американских или английских. Наши суда рассчитаны на 40–50 лет эксплуатации, но из-за отсутствия причалов их двигательные установки постоянно работают и изнашиваются уже за 10 лет», – посетовал он.

..............