Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
14 июня 2012, 20:40 • Политика

После Якеменко

Молодежную политику ожидают значительные перемены

После Якеменко
@ ВЗГЛЯД

Tекст: Анна Аналбаева
Юрий Югов

Состоявшаяся накануне отставка Василия Якеменко с поста руководителя Росмолодежи, вероятно, означает и существенное изменение государственной политики в этой области. Эксперты оценили деятельность Якеменко на этом посту и рассказали, что необходимо делать в этой сфере в дальнейшем.

Дмитрий Медведев накануне освободил Василия Якеменко от должности руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Это дало повод экспертам подытожить молодежную политику последних лет и обсудить, какие ей необходимы перемены.

Не надо строить единую централистскую модель, в которой группа уже немолодых папиков в Москве будет определять, по поводу чего собираться молодым людям где-нибудь в Новосибирске

Глава Фонда эффективной политики, бывший консультант кремлевской администрации Глеб Павловский считает, что стиль работы Якеменко сейчас уже неактуален.

По его словам, проекты середины прошлого десятилетия «создавались совершенно в другой обстановке, когда существовала колоссальная недооцененность феномена Путина со стороны общества, с которой связаны источники нынешнего раскола».

«Эти проекты принадлежали прошлой эпохе и имели, на мой взгляд, помимо всего прочего, довольно большие тактические и управленческие ошибки, которые надо учесть», – сказал Павловский газете ВЗГЛЯД.

«Чтобы как-то компенсировать разрыв между невероятной харизмой Путина и вялой пассивностью общества, власть пошла по пути создания политических протезов, дополнительных программ, компенсирующих недостаток», – пояснил он, отметив, что тогда этот вариант казался простым.

«Сегодня же тактика политического протезирования, когда в ответ на какие-то вызовы и угрозы срочно создаются политические проекты под ключ, основанные на достаточно узких активах, а не на расширении базы и активизации сил самого общества, мне кажется ошибочной. Мне кажется, этот путь подлежит пересмотру», – добавил Павловский.

«Личностный рост «Селигера»

Другие эксперты призывают не забывать и успехи политики Якеменко. Леонид Поляков, завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики, считает, что Якеменко стоит поблагодарить за одну только организацию летних лагерей на Селигере.

«Я сам неоднократно туда ездил с лекциями, помню наши встречи, наше общение, серьезный разговор, дискуссии, глаза этих ребят и девушек... Понимаете, туда удавалось собрать – без преувеличения собственной роли – довольно представительную когорту профессионалов: политиков, представителей творческой интеллигенции, музыкантов, художников, писателей, – напомнил эксперт. – Ребята из самых разных районов страны, где общение немножко беднее, могли там пообщаться с людьми, подискутировать со своими сверстниками».

Поляков напомнил, что лагерь играл роль в политической мобилизации: «Туда приезжала в основном молодежь, которая поддерживает Владимира Путина и Дмитрия Медведева». Но главное, по мнению эксперта, это личностное развитие участников «Селигера».

«Я знаю, как важно, чтобы тебе в юности дали возможность стать тем, кем ты хочешь стать, открыть любые горизонты, не зажать, не задавить. За одно только это начинание Якеменко его стоит искренне поблагодарить», – подытожил политолог.

«Возвращаться не планирую»

Напомним, Якеменко с 2000 года возглавлял движение «Идущие вместе», а с 2005 года – движение «Наши». Росмолодежью он руководил с октября 2007 года. После отставки Якеменко пообещал «Интерфаксу» активно заняться партстроительством. «На госслужбу возвращаться не планирую, во всяком случае, в ближайшие пять лет. Полностью хочу посвятить себя конструированию проекта «Партии власти», – сказал Якеменко. Он добавил, что заявка на регистрацию партии будет подана в Минюст не ранее сентября.

При этом до конца июня Якеменко планирует разместить в интернете так называемую «аутсорсинговую платформу», с помощью которой около тысячи потенциальных членов партии и заинтересованных лиц смогут обсудить ее идеологию и тактику. Затем, к концу лета, планируется открытие специальной партийной и гражданской школы, добавил бывший глава Росмолодежи.

Якеменко уточнил, что планирует с новой партией участвовать в выборах всех уровней. «На госслужбу если я и попаду, то только на выборную должность через такие выборы», – подчеркнул он.

«Молодежь – это субстанция»

Уход Якеменко дал повод экспертам обсудить, какой станет новая молодежная политика.

Бывший сотрудник администрации президента, бывший глава политического департамента «Единой России», политолог Алексей Чадаев считает, что молодежная политика вообще как таковая не нужна, а если и нужна, то она не могла «устареть», поскольку неизбежно будет расти из «вчерашнего».

«Первое. Будущее создается вчера. Единственный источник, из которого мы черпаем ресурсы для построения чего-либо в будущем, – это наше прошлое, – пояснил Чадаев. – Второе. Я не знаю, кто такая молодежь... Молодежь – это тоже какая-то субстанция, которая где-то плавает, и по отношению к ней нужно применять некую политику». «Александру Македонскому было столько же лет, сколько и нынешним старшеклассникам и первокурсникам, когда он полмира завоевал. Вряд ли ту политику, которой он занимался, кто-то рискнет назвать молодежной», – добавил он. 

Альтернатива политическим симуляторам

Павловский отметил, что во власти сегодня есть довольно много действующих лиц, у которых вне зависимости от партийной принадлежности может быть и будет разная политика. «Сегодня мы имеем дело с реальной конкуренцией за молодежь, реальными машинами мобилизации, реальной повесткой, вокруг которой можно мобилизовать молодежь», – пояснил он.

По его мнению, молодежная политика зависима от общей политики и стратегии, поэтому власть сейчас стоит перед выбором одной из двух стратегий: либо общенациональное примирение вокруг новой вдохновляющей повестки дня и новой индустриализации, либо  стратегия раскола, поляризации, взаимного ожесточения, символом которой сегодня многими объявлен господин Бастрыкин.

Павловский также обратил внимание на то, что молодежная политика в Москве и, например, в Самаре не может быть одной, и уж тем более молодежная политика в республиках Кавказа и в центральной России должна быть разной. 

«Молодежная политика в принципе должна быть отдельной, и лучше, если она, ее идеи и даже, быть может, повестки будут формироваться на региональном уровне. Особенно это верно для крупных городов», – подчеркнул он.

«Здесь необходимо с самого начала закладывать именно городской, региональный уровень в качестве основного, а не строить единую централистскую модель, в которой группа уже немолодых папиков в Москве будет определять, по поводу чего собираться молодым людям где-нибудь в Новосибирске», – заключил Павловский.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов ключевым вопросом в молодежной политике называет ее цели. «Задачей государства должно быть то, чтобы молодежь не воспроизводила такие патерналистские потребительские подходы, которые есть у более старших поколений, а адаптировалась к современным реалиям, развитию деловой активности и так далее», – сказал Виноградов.

Политолог видит еще одну задачу, связанную с демаргинализацией молодежи, с минимизацией случаев поведения, которое отклоняется от общественных норм. 

«Это создание у молодежи ощущения, что есть перспективы и для развития страны, и для собственного развития, собственной экономики, собственного бизнеса. Но не факт, что эта задача по силам сегодняшнему достаточно громоздкому государственному аппарату», – признал эксперт.

..............