Игорь Караулов Игорь Караулов Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

2 комментария
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

3 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

15 комментариев
18 апреля 2012, 22:05 • Политика

«Все пойдет вразнос, полетит вся Африка»

Евгений Сатановский: Вслед за Суданом "полетит" вся Африка

«Все пойдет вразнос, полетит вся Африка»
@ РИА "Новости"

Tекст: Анна Аналбаева

«Мы наблюдаем очередную африканскую резню, где европейским и западным соседям по планете оставляют роль шута горохового», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Евгений Сатановский. Так он прокомментировал прогнозы экспертов о том, что война двух Суданов может стать новым поводом к размолвке Запада и России.

22 человека погибли только во вторник в ходе очередного боя, вспыхнувшего между войсками Судана и Республики Южный Судан (РЮС) на границе двух стран, передает ИТАР-ТАСС. Об этом сообщил представитель правительства южан.

В этом мире двойные стандарты – это стандарт, а единственный союзник Соединенных Штатов – это Соединенные Штаты

Напомним, в июле прошлого года южная часть Судана объявила свою независимость со столицей в Джубе. Создание нового государства лоббировали США. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, поддержать сепаратистов лично приезжал голливудский актер Джордж Клуни, и даже едва не погиб там от малярии. В связи с отсутствием решения о разделении нефтяных ресурсов и неполной демаркацией границ отношения южан и северян с тех пор быстро ухудшались.

На прошлой неделе войска РЮС вторглись в спорную нефтеносную провинцию Хеглиг и захватили ее. Джуба настаивает на том, что данная территория, на которой добывается около половины всей нефти Судана (около 115 тыс. баррелей в день), принадлежит Югу. Напротив, Стокгольмский международный суд признал над ней суверенитет Севера.

Агрессию осудил генсек ООН и некоторые западные лидеры, но весьма скупо, а западная пресса и вовсе не обратила на вторжение особого внимания. Директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказал газете ВЗГЛЯД о том, что будет означать война двух Суданов для Африки, Ближнего Востока, а также для отношений Запада и России.

ВЗГЛЯД: Евгений Янович, может ли Южный Судан рассчитывать на поддержку США, которые раньше активно помогали южанам в их борьбе с «диктаторским режимом» на Севере? Или эта поддержка не такая уж и незыблемая?

Евгений Сатановский: Во-первых, никакой незыблемости никогда и ни у кого не бывает. В этом мире двойные стандарты – это стандарт, а единственный союзник Соединенных Штатов – это сами Соединенные Штаты. Полагаться никогда и ни на кого нельзя вне зависимости от того, Соединенные Штаты это или Советский Союз, или Китай, или даже Господь Бог.

#{interviewpolit}Во-вторых, «диктаторский режим в Хартуме» формулировка, несомненно, правильная. Но проблема заключена в том, что диктаторский режим в Джубе, а также диктаторские режимы по всей остальной Африке, Ближнему и Среднему Востоку ничем не отличаются в худшую сторону от диктаторского режима в Хартуме.

Там не существует демократии западного типа, если только не брать отдельно взятые Израиль и Кипр, которые несут в себе европейскую модель демократии. Откуда там не диктаторские режимы? Конечно, завоевывая независимость, одни диктаторы воюют против других. Или, если угодно, племенные вожди или политические авантюристы воюют против диктаторов, чтобы выкроить себе страну и самим стать диктаторами. И это как раз случай Южного Судана.

В-третьих, если в стране такие запасы нефти, как в Южном Судане, то, безусловно, ее будут поддерживать. И совершенно необязательно, что только американцы. Например, в Кению сейчас для южносуданской армии Китай осуществляет достаточно серьезные поставки вооружений, потому что порядка 5% нефти Китая притекает из Южного Судана. И то, что их транспортируют через территорию обоих Суданов, не делает Южный Судан менее интересным для Пекина.

ВЗГЛЯД: Но ведь провинция Хеглиг, которую захватила южносуданская армия, по международному праву не принадлежит южанам? Они уверены, что мир признает этот захват?

Е.С.: Безусловно, нефтеносный район Хеглиг по всем международным нормам, согласно любым картам и вообще правилам игры, установленным ООН, это не их территория. Это территория Судана. И в этом плане президент Судана Омар аль-Башир абсолютно прав. Называй его диктатором или не называй, но он подвергся агрессии со стороны бывших провинций, которые недавно стали независимым государством.

Теперь эти бывшие провинции (Южный Судан) пытаются добиться дальнейшего раскола Судана. Точно так же, как и Судан пытается сделать все, чтобы развалить Южный Судан. Хартум и Джуба здесь абсолютно в равном положении. Как говорил Иосиф Виссарионович Сталин по поводу правого и левого уклона: «Оба плохи».

ВЗГЛЯД: Будет ли Запад и, в частности, США пытаться надавить на южан с целью достижения мира?

Е.С.: Скорее всего, нет. Будет говориться много разных слов на тему того, что нужно пропорционально применять силу и не применять ее непропорционально. Но пока что перевес на стороне Джубы. Даже авиация Хартума потерпела там серьезный урон. Суданская армия мобилизуется, проводятся лихорадочные действия, чтобы отразить агрессию... Мы наблюдаем очередную африканскую резню, где европейским и западным соседям по планете оставляют роль шута горохового.

Запад ни на кого не может оказывать давление. Каким образом можно оказывать давление на еще не ставшую страной территорию, которая нафарширована вооруженными до зубов боевиками? При этом боевики принадлежат к разным, часто имеющим кровавую историю отношений, племенным группам со слабейшим контролем центральной власти над ситуацией на местах. Это ситуация, при которой каждый политик воротит, что хочет.

ВЗГЛЯД: Значит, в этом проявляется лицемерие Запада? Одних агрессоров он сурово карает, а когда агрессором оказывается его союзник, то не обращает внимания...

Е.С.: Не является, потому что вся политика не только Запада, но и наша, это сплошное лицемерие. Является ли селедка рыбой, если есть хвост и плавники? Да это и так понятно. Политика, как говорил Уинстон Черчилль, это грязное занятие для пожилых мужчин. Есть свои подлецы, есть чужие. Это прискорбно, но что я могу сделать?

ВЗГЛЯД: Новая война, вслед за Сирией, станет новым поводом для ссоры Запада и России, которая традиционно поддерживает связи с Хартумом? 

Е.С.: Почему каждая очередная резня полевых командиров и бандитов на планете может нас рассорить? И кто сказал, что мы ссоримся? Мы продаем газ и нефть на Запад. Недавно было подписано на сотни миллиардов долларов соглашение британской нефтегазовой компании Exxon Mobil с Роснефтью о взаимном обмене активами. Это абсолютно уникальное соглашение, по которому они приходят в Арктику и на Черноморский шельф, а мы в Мексиканский залив.

ВЗГЛЯД: Вы упомянули, что Китай, который раньше общался только с северянами, теперь активно налаживает связи и с южанами. Значит, он тоже ссориться с Западом из-за этой войны не будет?

Е.С.: Ни о какой ссоре речи быть не может. Китай – один из игроков мировой политики. Он конкурент Америки, но он один из главных инвесторов, один из главных производителей, один из главных и так далее игроков во всем.

ВЗГЛЯД: Считается, что армия Севера лучше, но она пока рассредоточена по другим мятежным провинциям, где поднимают голову сепаратисты. Сможет ли Хартум быстро оттянуть войска с других фронтов и нанести контрудар по южанам?

Е.С.: Ему не нужно оттягивать со всех фронтов, иначе там все рухнет. Посмотрим еще.

Судан неминуемо идет к распаду, но не потому, что в стране кризисная ситуация, хотя отделение Юга, в котором сосредоточено 75% нефтяных ресурсов Судана, это очень тяжелый удар. Захват Хеглига, что является вообще половиной от того, что осталось, это еще более тяжелый удар. Но Судан так и так идет к развалу. В Кордофане, в штате Голубой Нил, в Дарфуре и в других провинциях ситуация куда как плоха.

Идут разговоры, что, если Судан продолжит разваливаться, и населенные африканцами регионы окончательно отвалятся, то в конце концов остатки арабского Судана воссоединятся с Египтом, как это и было когда-то англо-египетским Суданом. Это и Египту было бы очень полезно.

С 15 января прошлого года, когда официально в рамках ООН были зафиксированы результаты отделения Южного Судана, границы в Африке и на Ближнем Востоке, которые англичане и французы проводили по меридианам и параллелям, перестали существовать. Их больше нет. Теперь отделяются кто и что угодно.

Вот от Мали отделяется туарегский Азавад. Завтра от Ирака отделится Курдистан. Это нормально. Сейчас все пойдет вразнос. Не только Судан. Полетит вся Африка. Нигерия и Заир тоже понимают, что расколются. С Анголой и Мозамбиком будут проблемы. Наверное, только с островом Маврикий, с Сан-Томе и Принсипи, конечно, не будет проблем. Там раскалываться не на что.

Комментарии экспертов

Вениамин Попов, бывший посол России в Тунисе и Ливии, руководитель Центра партнерства цивилизаций
Вениамин Попов, бывший посол России в Тунисе и Ливии, руководитель Центра партнерства цивилизаций
В этом регионе прослеживается тенденция некоторых стран Запада по принципу «разделяй и властвуй». С большими государствами сейчас трудно справляться. Кончилась эпоха доминирования Запада. По этой причине лучше разделить большие государства на несколько маленьких. С ними легче справляться, и ими легче манипулировать. Сначала Судан разделили, теперь столкнули два Судана и обескровили их под нефтяным прикрытием. Ливия также на грани распада находится. Жертвой этих планов стало и государство Мали. Неизвестно, какие следующие государства станут жертвами такого же замысла. То же самое происходит в Египте. В Международном Республиканском Институте американские неправительственные организации нашли план раздела Египта на четыре государства. Одно будет христианское, другое – произраильское, третье – само в Каире и, наконец, последнее, в верхнем Египте – полунубийское. Однако война как средство решения спорных вопросов в 21 веке изжила себя. Нужно садиться за стол переговоров, хоть это и долгий процесс. Надо договариваться. В этом плане я всегда привожу фразу советского министра иностранных дел Андрея Громыко по случаю ирано-иракской восьмилетней войны, который говорил: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны». Это должно быть законом. Нормой международного права. Это очень многое говорит и о Сирии. Только если Совет Безопасности будет единым в действиях, только тогда есть какая-то надежда на успех. Сейчас они вроде действуют совместно. Было даже заявление председателя о том, что в случае продолжения войны санкции применят к обеим сторонам. Это очень важная вещь. Сегодняшняя наше вето с Китаем по Сирии, необходимость совместных действий, которая сейчас проявляется все больше и больше, это конец, черта под однополярным миром. Сегодня мир стал многополярным. Если вы хотите добиться результата, нужно это делать только на базе коллективных действий главных членов международного сообщества // VZ.RU
..............