Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
22 марта 2012, 20:35 • Политика

«Как нужно «стучать» – громко или потише?»

Медведев допускает создание бюро по борьбе с коррупцией

«Как нужно «стучать» – громко или потише?»
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

Круг чиновников, обязанных публиковать декларации о доходах, может быть увеличен, долю государства в экономике стоит сократить, а в интернете должен быть создан единый ресурс, где будут публиковаться сведения о наказании коррупционеров. Такие предложения озвучил президент Медведев на совещании, посвященном борьбе с коррупцией.

В четверг президент Медведев встретился с членами рабочей группы по формированию «открытого правительства». На аналогичной встрече неделю назад обсуждалась кадровая реформа государства. Эта же встреча была посвящена борьбе с коррупцией. Беседа прошла в ситуационном центре управления ГИБДД по Москве. Как заметил Медведев, место было выбрано неслучайно, поскольку в ГИБДД «есть бытовая коррупция».

«В тюрьму не попадут»

#{smallinfographicright=494923}Медведев признал, что первая кампания по декларированию доходов чиновников дала нулевой эффект и у него «нет уверенности» в эффекте второй кампании. По словам Медведева, такие сведения уже предоставляют 1,2 млн человек. В прошлом году было проведено 233 тыс. проверок соответствующих сведений и выявлено приблизительно 22,5–23 тыс. случаев предоставления неверных или неполных сведений о доходах.

«Часть людей была уволена, – приводит ИТАР-ТАСС слова Медведева. – Люди, которые подают декларации, должны понимать, что, скорее всего, они в тюрьму не попадут, но что их хотя бы уволят – и все, придется жить по другим законам».

Отметим, что в четверг один из тех, кого касается кампания по декларации доходов: губернатор Кировской области Никита Белых – посетовал в своем «Твиттере», что забыл указать в отчете один их своих заработков. В итоге декларацию ему вернули на исправление. «Вот черт! Вернули сведения о доходах и имуществе! Не указал деньги, полученные за сдачу крови, – 900 рублей! Они не облагаются, но указывать надо!» – поделился губернатор. Отметим, что губернаторы обязаны представить декларации о доходах до 30 апреля.

Медведев считает также возможным увеличить круг чиновников, обязанных публиковать декларации о доходах. «О ком есть информация? Информация есть о президенте, членах правительства, губернаторах, о Федеральном собрании. Это скорее наиболее заметные люди. Но есть заместители министров, есть заместители губернаторов, руководители законодательных органов. Можно публичность в этом плане расширить», – пояснил он.

#{smallinfographicleft=487770}Напомнив о законопроекте о декларации чиновниками расходов, который он недавно внес в Госдуму, Медведев уточнил, что данные о покупках чиновников будут публиковаться в открытом доступе только в ответ на публичное обращение. Медведев признал, что эта мера не станет панацеей от коррупции, «но так мы существенно снижаем поле для маневра». Медведев допускает и введение контроля за финансами чиновников, уходящих в бизнес, однако такая мера не должна превратиться в «охоту на ведьм»

«Эти годы не потратили зря»

Президент заявил, что в обществе необходимо культивировать нулевую терпимость к любой коррупции, в том числе и бытовой. По словам Медведева, преступниками считаются как взяткополучатели, так и взяткодатели, однако для массового сознания россиян мелкая взятка считается вполне допустимым явлением. Он заявил, что, когда поднял проблему коррупции «на самый высокий уровень» и было принято решение о блоке законопроектов, «ни у кого иллюзий не было – ни у меня, ни у общественности, ни у наших граждан, что за несколько лет эту проблему радикально минимизировать не удастся». «Но я считаю, что мы эти годы не потратили зря», – добавил президент.

В дальнейшем он призвал вести борьбу с коррупцией по пяти направлениям. Это «сокращение государственного вмешательства в экономику, борьба с так называемой большой коррупцией, меры по снижению коррупции при государственных закупках, снижение уровня бытовой коррупции, а также общественный контроль».

Участники встречи предложили принять план по сокращению присутствия государства в экономике. Он предусматривает составление обоснованного перечня активов, которые необходимо оставить в госсобственности, и списка по приватизации остальных активов с конкретными сроками, формами продажи и ответственными лицами. Как передает РИА «Новости», ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев* отметил, что государство должно объяснить общественности, зачем оно вмешивается в экономику в каждом конкретном случае. Он уверен, что те функции, которые будут признаны нецелесообразными, «должны быть либо переданы в саморегулируемые организации, либо ликвидированы».

«Многие страны пошли по этому пути»

В свою очередь директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко предложил создать особый федеральный орган по борьбе с коррупцией, который будет наделен функциями по контролю за деятельностью высших должностных лиц, защите свидетелей и временному отстранению от должности подозреваемых. «Многие страны пошли по этому пути... Опыт показывает, что в той ситуации, в которой находится Россия, борьба с коррупцией не может вестись без создания такого органа», – сказал он.

У этого органа, считает Алексашенко, должны быть полномочия по приостановке действия нормативных актов в случае, если они будут признаны способствующими коррупции.

Медведев допустил возможность создания подобного бюро по борьбе с коррупцией, но не отдельно, а только внутри правоохранительной системы, в частности Генпрокуратуры, иначе «создание чего-либо инородного либо превратится в неработающую структуру, неработающий орган, либо превратится, извините, в бюро по сведению счетов между различными кланами и группировками». Также он не против создания специальной коллегии Верховного суда по коррупционным делам. «Если речь идет о таком коллективе, который включает в себя весьма уважаемых и профессиональных судей, для рассмотрения каких-то особых дел, особо резонансных, то я не могу это (создание коллегии) исключить», – сказал Медведев.

#{crime}Когда на заседании зашла речь о парламентских расследованиях, то Медведев заявил, что они должны проводиться по серьезным делам, а не по запросу отдельных депутатов, лоббирующих свои интересы. «Если мы его заводим – а его нужно чаще заводить, чем мы это делали в последние годы, – он должен идти по абсолютно фундаментальным, серьезным делам, а не по требованию некоторого количества депутатов, которые либо что-то решили для себя, либо продвигают какие-то свои политические интересы», – сказал Медведев.

Вдобавок Медведев предлагает создать единый ресурс, через который пресса могла бы получать информацию о наказании чиновников за злоупотребления. «Дел возбуждается достаточно много... Но, несмотря на то что возбуждаются и реализуются через приговоры, информация до людей не доходит», – сказал президент.

Когда один из участников заседания предложил платить за информацию о преступлениях, в том числе коррупционной направленности, он предложил обсудить эту тему. «Почти библейская тема – можно ли «стучать» за деньги, хорошо это или плохо, как нужно «стучать» – громко или потише? Вы знаете, у меня нет ответа на этот вопрос», – сказал Медведев, отметив, что у него, как у любого человека, идея доноса за деньги «вызывает скорее вначале чувство отвращения».

«С другой стороны, когда я начинаю смотреть на опыт так называемых передовых государств, это помогает. Но делается это там все-таки в меньшей степени за деньги, а просто от осознания того, что кто-то рядом с тобой ведет себя не по правилам, безнравственно, незаконно, поэтому денежную составляющую я бы здесь не гипертрофировал», – сказал президент.

«Иначе вся борьба бессмысленна»

Медведев признал наличие кризиса доверия между властью и обществом. «Он был и в советские времена, в 90-е годы мы вообще почти ничему не верили, и в нулевые годы то же самое, и сейчас. Это общественный феномен неверия», – сказал Медведев.

Это недоверие, уверен он, можно устранить убеждением. «Открыто общаться, вступить в диалог на любом уровне: на президентском уровне, на правительственном уровне, на уровне министерств, губернаторов, руководителей муниципальных образований», – добавил президент.

Добавим, что в четверг фонд «Общественное мнение» обнародовал результаты опроса, согласно которым россияне сомневаются, что власти хотят бороться с высоким уровнем коррупции. Как передает «Интерфакс», по мнению 81% респондентов, уровень коррупции в стране высокий (в 2010 году так считали 75%). Как «средний» его оценивают 11% россиян, а как «низкий» – 2%. 33% респондентов уверены, что власти не хотят успешно бороться с коррупцией, а 30% полагают, что власть, наоборот, хочет, но не может победить. Полные пессимисты – 16% – считают, что «руководство страны не хочет и не может успешно бороться с коррупцией».

В то же время 43% россиян допускают, что в какой-то ситуации сами могут дать взятку, 39% не представляют для себя такой возможности. Тех, кто берет взятки, осуждают 67% россиян (не осуждают 24%).

Участвовавший во встрече с президентом первый заместитель секретаря Общественной палаты Михаил Островский рассказал газете ВЗГЛЯД, что самой важной для него темой дискуссии стало скорейшее создание новой системы борьбы с коррупцией.

«На мой взгляд, главное из звеньев этой системы – это функции гражданского общественного контроля. Он должен быть всеобъемлющим – от контроля за правильностью деклараций чиновников до участия гражданского общества в различных формах: общественные советы, «открытое правительство», Общественная палата и масса других форм», – сказал Островский, пояснив, что контроль, прежде всего, должен быть сконцентрирован на деятельности органов власти и на корпорациях с государственным участием.

Как напомнил Островский, чиновник чиновника не проконтролирует, «а общество заинтересовано в таком контроле, оно это может».  Эта мысль «очень активно звучала в различных вариациях» на встрече. Кроме того, Островский убежден, что в обществе нужно утверждать понятие того, что коррупция сама по себе на любом уровне – это аморально и безнравственно. «Пока это не утвердится на уровне семьи, на уровне граждан, вся борьба бессмысленна», – считает участник заседания.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Ольга Крыштановская, социолог
Ольга Крыштановская, социолог
Нет такой «кнопки», на которую можно нажать – и коррупция сразу исчезнет. <a href="http://actualcomment.ru/news/39683.html" target="_blank"><b>Читать далее</b></a>
..............