Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
13 марта 2012, 21:35 • Политика

«Декларация о расходах – полная ересь»

Михаил Барщевский: Декларация о расходах – полная ересь

«Декларация о расходах – полная ересь»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Костюкова

«Главным основанием для обращения о конфискации будет невозможность со стороны чиновника объяснить, на какие деньги он приобрел то или иное имущество», – заявил газете ВЗГЛЯД полпред правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский. Он полагает, что со временем государство сможет отслеживать все расходы всех своих служащих.

Во вторник президент Медведев провел заседание совета по противодействию коррупции. Он сообщил, что подписал национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг. Текст документа размещен на сайте Кремля.

Можно, конечно, потребовать декларирование расходов на ресторан и сапожную мастерскую, но, по сути, контролировать все эти расходы никто не сможет

Медведев пояснил, что важным шагом в противодействии коррупции станет законопроект о контроле за расходами госслужащих, который уже подготовлен в Кремле. По словам Медведева, в соответствии с законопроектом власти смогут истребовать данные об источниках денег чиновника в случае, если «сумма одноразовой сделки, совершенной чиновником или членами его семьи, превышает трехгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы».

Напомним, что согласно данным Росстата, средняя зарплата федеральных чиновников в 2011 году составляла 62,6 тыс. рублей. Таким образом, трехлетний заработок среднего госслужащего превышает 2,2 млн рублей.

Медведев уточнил, что уголовное наказание может быть применено к чиновникам, только если будет доказано преступное происхождение денег. В противном случае действует презумпция невиновности. Зато несоответствие доходов и расходов, если чиновник не может его объяснить, будет теперь основанием для увольнения. Кроме того, возможна даже конфискация имущества, но, правда, лишь по решению суда.

Работу над проектом глава государства велел завершить к 22 марта, а пока и Национальный план, и законопроект – вынести на широкое общественное обсуждение.

Один из участников заседания, полпред правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, в интервью газете ВЗГЛЯД предположил, что «потолок» в сумме трехлетнего дохода еще может измениться в ходе дискуссий вокруг проекта. Он уверен, что причиной для конфискации станет общая стоимость крупных покупок, приобретенных чиновником в течение года, превышающая трехгодовой доход госслужащего.

ВЗГЛЯД: Михаил Юрьевич, трехлетний оклад чиновника – это не слишком ли высокий порог для контроля за расходами? Ведь доходы многих из них за три года превышают 2 млн рублей...

Михаил Барщевский: На совещании этот вопрос возник. Решение по нему не принято. Но, скорее всего, трехгодовой доход чиновника станет нарастающим итогом всех его покупок в течение года. То есть если чиновник в течение года купил «Ауди»,  «Мерседес», квартиру и пакет акций. И таким образом, если только за один год стоимость покупок, которые подлежат контролю, превысила его трехгодовой доход, в этом случае чиновник будет обязан отчитаться о том, откуда у него такие деньги.

ВЗГЛЯД: Но не кажется ли вам, что список покупок чиновника, которые будут контролироваться государством, несколько заужен? Почему, к примеру, не контролировать покупку драгоценностей, антиквариата или произведений искусства?

М.Б.: Я совершенно согласен с президентом в том плане, что нет хуже ситуации, чем когда принимается закон, который не действует. Проверить весь поток расходов любого человека просто невозможно.

Поэтому список вроде бы заужен, но, с другой стороны, нужно с чего-то начинать. Кроме того, за этим списком приобретений можно осуществить контроль. Можно, конечно, потребовать декларирование расходов на ресторан и сапожную мастерскую, но, по сути, контролировать все эти расходы никто не сможет. Объем информации будет такой, что все компьютеры России нужно будет переключить на сбор и проверку подобной информации.

Другое дело, если со временем мы перейдем к тому, что большую часть платежей россияне будут осуществлять с помощью кредитной карты, тогда такой контроль можно будет вести. А так как пока мы все платим исключительно наличными, контролировать можно лишь то имущество, которое регистрируется официально.

ВЗГЛЯД: А почему бы все же не заставить чиновников самих декларировать не только доходы, как раньше, но и расходы?

М.Б.: Декларация о расходах – это химера и полная ересь, потому что основные покупки, например, недвижимости или автотранспорта, декларируются в декларации о доходах и имуществе. Если чиновник приобрел акции, машину или дом, он уже обязан все это указать. Контроль над расходами позволяет сотрудникам кадровой службы спросить у чиновника, откуда у него на все это деньги.

ВЗГЛЯД: Но ведь спрашивать будут коллеги – сотрудники кадровой службы. Почему не поручить проверку деклараций посторонним, например, сотрудникам прокуратуры или Следственного комитета?

М.Б.: Да, для начала – кадровая служба. И если кадровая служба выявит несоответствие доходов и имущества госслужащего, то тогда руководитель этого ведомства имеет право уволить сотрудника, а также обратиться в прокуратуру для подачи иска о конфискации в доход государства того имущества, в отношении которого чиновник не может объяснить происхождение денег.

Кадровая служба уже давно имеет право проверять наличие имущества у чиновника. Новостью здесь является лишь то, что теперь она сможет пригласить чиновника и потребовать объяснить, на какие деньги сделаны те или иные покупки. В этом случае чиновник будет обязан представить своему руководству документы, подтверждающие легальность тех или иных приобретений.

ВЗГЛЯД: Но ведь чиновник всегда может занизить стоимость покупки, указав в декларации, что он приобрел квартиру не за 15 млн, а только за пять. Как в этом случае кадровый отдел сможет заподозрить неладное?

М.Б.: Он не будет указывать ничего в своей декларации, кроме той стоимости, которая указана в договоре купли-продажи. Контроль будет осуществляться исходя не из его слов, а из номинальной стоимости покупки.

ВЗГЛЯД: А каким будет механизм конфискации? Кто будет ее инициатором?

М.Б.: Генеральная прокуратура должна будет обратиться в суд. Главным основанием для обращения о конфискации будет невозможность со стороны чиновника объяснить, на какие деньги он приобрел то или иное имущество. Других оснований не нужно.

..............