Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
23 октября 2012, 22:05 • Политика

Опыт в приоритете

Госдума разрешила Путину оставлять чиновников до 70 лет

Опыт в приоритете
@ EPA/ИТАР-ТАСС

Tекст: Анна Аналбаева,
Екатерина Ермакова

Госдума приняла в первом чтении законопроект, поднимающий пенсионный возраст для чиновников категории «А» с 65 до 70 лет. В ходе обсуждения некоторые парламентарии засомневались, не связан ли законопроект с тем, что сам президент «ныне другой возрастной категории». Однако президента и глав регионов законопроект не касается.

Госдума во вторник рассмотрела в первом чтении законопроект, позволяющий высшим чиновникам по решению главы государства находиться на гражданской службе до достижения возраста 70 лет.

Я как раз являюсь лицом, которое замещает государственную должность в категории «руководитель». Я не знаю, на чью скамейку запасных вы готовы меня посадить

Напомним, документ был внесен на рассмотрение парламентариев в сентябре 2012 года президентом Владимиром Путиным в качестве поправок к закону «О государственной гражданской службе». В законодательстве уже закреплен такой подход в отношении судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета России. Предельный возраст их пребывания в занимаемых должностях составляет 70 лет. Самому Владимиру Путину сейчас 60 лет, но Конституция России не предусматривает возрастных ограничений для президента.

С докладом довольно кратко выступил полпред президента России в Госдуме Гарри Минх. Он напомнил, что сейчас достигшему предельного возраста пребывания на госслужбе чиновнику срок службы с его согласия может быть продлен, но только по решению работодателя и не свыше чем до достижения им 65 лет.

Минх отметил значимость законопроекта в силу «необходимости обеспечить сохранение высококвалифицированных опытных специалистов на государственной службе» и призвал депутатов его принять. Однако не все депутаты охотно согласились его с доводами.

«Госслужащие обиделись бы»

Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев (ЛДПР) спросил Минха о его отношении к введению обязательного медицинского освидетельствования для того, чтобы корректировать верхнюю планку в зависимости от состояния здоровья. «Мы же понимаем, что в 70 лет, допустим, мужчина может чувствовать себя на 50 лет, а может, соответственно, и на 100», сказал Савельев.

Минх со свойственной ему характерной вежливостью в отношении к депутатам парировал: «В вашем предложении есть рациональное зерно. Но оно уже учтено». По его словам, действующее законодательство уже предусматривает диспансеризацию госслужащих, которые в обязательном порядке проходят ее каждый год.

«В справке итоги диспансеризации формулируются очень просто. И они, Дмитрий Иванович, понятны любому годен для замещения должности госслужбы или не годен по медицинским показаниям», добавил Минх. С изменением терминологии, по его мнению, госслужащий выступал бы не субъектом правоотношения, а объектом, что «было бы достаточно обидно».

«Маленькая скамейка запасных»#{smallinfographicleft=447460}

В свою очередь член комитета Госдумы по вопросам собственности Николай Иванов (КПРФ) спросил Минха о возможности деполитизировать вопрос принятия чиновников на госслужбу. «Не секрет, что закон о продлении госслужбы связан с тем, что у правящей партии основного поставщика кадров маленькая скамейка запасных, но у других политических партий такие скамейки запасных есть. Взять хотя бы парламентские партии, сидящие в этом зале. Ни на каком уровне представителей этих партий на руководящие должности госслужбы не берут», возмутился он.

Представитель президента сказал, что госслужба уже деполитизирована: «С точки зрения запасных скамеек, неудобно на себе показывать что-то, но я за свою уже не очень короткую жизнь, например, ни разу не был членом ни одной из политических партий. Я как раз являюсь лицом, которое замещает государственную должность в категории «руководитель». Я не знаю, на чью скамейку запасных вы готовы меня посадить, тем более что я не в запасе».

«Президент ныне другой возрастной категории»

Вопрос возник и у зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николая Коломейцева (КПРФ): «Связана ли перемена в настроениях президента с тем, что президент ныне другой возрастной категории? Я вам напомню, что с этой же трибуны представитель президента нам с таким же пафосом уже доказывал, как полезно ограничить (срок госслужбы) 60 годами, потом – 65, теперь – 70». Минх не растерялся, заметив, что всегда выступает «с должным пафосом», а ранее менялись, скорее, формулировки закона, а не его суть.

Еще на одну важную проблему обратил внимание зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Сергей Иванов. По его мнению, с принятием закона «социального лифта будет намного меньше». «Никто никому дорогу переходить не будет. Когда мы говорим о социальных лифтах, то я все-таки предпочитаю, чтобы на лифтах катались более молодые люди», сказал Минх. А член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Анатолий Локоть (КПРФ) добавил: «Лифты работают этажи заняты».

«Ваши примеры холостые выстрелы»

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов («Справедливая Россия») указал, что предлагаемый законопроект не должен продолжать очень тревожную тенденцию – несменяемость элит. «Наша страна такое уже переживала. Мы помним период, который называется эпохой застоя, помним, что тех людей, которые состояли во власти, называли геронтократией», напомнил он.

Член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Сергей Каргинов (ЛДПР) предложил изменить критерии и говорить не о возрасте, а об эффективности. «Если человек эффективен, неважно, в каком возрасте он находится. Главное какую пользу он приносит структуре, в которой работает», уверен он.

Полпред главы государства тогда сказал депутатам: «Те примеры, которыми вы сегодня оперируете, вообще не про то, о чем законопроект. Ни президент, ни руководители субъектов России не являются госслужащими в смысле этого законопроекта. Это лица, замещающие соответствующие госдолжности. К ним этот законопроект не относится, и ваши примеры все-таки являются примерами холостых выстрелов».

В итоге обсуждение законопроекта длилось почти час. По итогам голосования Госдума в первом чтении все-таки приняла поправки в закон о государственной гражданской службе в России.

«Поступательное развитие государства»

Член комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко («Единая Россия») в разговоре с газетой ВЗГЛЯД заявил, что президентская инициатива «целиком и полностью укладывается в идеологию поступательного развития нашего государства на основе опыта, знаний и, в том числе, инновационных подходов».

«Разговор сейчас касается отдельных руководителей высшего кадрового звена, которые являются действительно очень ценным человеческим материалом, управленческой командой. Но в целом кадровая проблема существует», сказал Тимченко.

Причем, по его мнению, проблема подготовки и переподготовки кадров органов власти и на региональном, и на федеральном уровне в последнее время усиливается. «Один из тезисов предвыборной программы Путина как раз вопрос, касающийся дальнейшего совершенствования систем и формирования кадрового резерва: обучение, подготовка, воспитание все это входит в стратегию нашего государства», - напомнил он.

Говоря же о социальном лифте, Тимченко заявил, что если человек является высоким профессионалом, то независимо от его возраста и политических мировоззрений он всегда будет востребован во власти. «В данном случае разговор может идти не о возможности воспользоваться социальным лифтом, а о том, что человек должен сам раскрывать себя. Он должен показывать, что способен решать самые высокие цели, самые высокие задачи, предлагать самые интересные правительственные программы и их реализовывать», заключил он.

Старейшины планеты

Напомним, что среди зарубежных государственных лидеров по-прежнему остается немало политиков в возрасте, хотя средний возраст политиков в последние десятилетия явно снизился. Кстати, для многих стран, как и для России, характерна ситуация, при которой президент заметно старше премьер-министра.

Итак, в Португалии правит 73-летний президент Анибал Силва. Президенту Индии Пранабу Мукерджи и вовсе 76. В ту же категорию «за 70» входят: премьер-министр Италии Марио Монти (69 лет), президент Сингапура Тони Тан (72 года), немецкий президент Йоахим Гаук (72 года) и австрийский Хайнц Фишер (74 года). По 71 году Вацлаву Клаусу из Чехии и Ивану Гашпаровичу из Словакии. 77 лет президенту Уругвая Хосе Мухике.

А лишь год назад пост главы правительства Италии оставил «кабальеро» Сильвио Берлускони, прославившийся своими сексуальными подвигами, сейчас ему 76 лет.

Впрочем, это еще не самые возрастные лидеры. Как отмечает «Комсомольская правда», президенту Греции Карлосу Пульясу 82 года. Еще больше президенту Италии Джорджо Наполитано 87 лет, причем он стал главой государства только в 80 лет. А замыкает тройку долгожителей 89-летний президент Израиля Шимон Перес, который за свою 65-летнюю политическую карьеру дважды становился премьер-министром страны в 61 и в 72 года. Кстати, в 73 года главой израильского правительства стал Ариэль Шарон.

История изобилует примерами, когда настоящими национальными лидерами становились политики, приходившие к власти в весьма солидном возрасте. Так, Шарль де Голль впервые стал президентом Франции только в 68 лет. На второй срок он переизбрался в 75, а сложил полномочия лишь в 1969 году, в возрасте 78 лет, оставшись в сознании нации лидером, вернувшим Франции ее геополитическое величие.

Другой французский лидер, Франсуа Миттеран, впервые стал президентом, когда ему было 64, переизбрался на второй срок в 71 и покинул свой пост, будучи самым пожилым президентом Франции, в 78 лет и 7 месяцев. Он провел у власти целых 14 лет. Вторым по продолжительности пребывания в Елисейском дворце стал Жак Ширак. Тот выиграл свои вторые выборы только в 69, а провел у руля Французской Республики в общей сложности около 12 лет.

В том же 69-летнем возрасте пребывал на момент избрания главой государства самый старый президент в истории США Рональд Рейган. На второй срок Рейгана избрали в 73, и высшую должность в стране он оставил лишь в 77 лет. Другой американский президент, Дуайт Эйзенхауэр, впервые избрался в 62 года, а завершил свой второй президентский срок в 70. В 69 лет ушел в отставку Гарри Трумэн. Так же, как и Эйзенхауэр, он провел в Белом доме два полноценных президентских срока.

Легендарный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль избирался на эту должность дважды, и оба раза в солидном возрасте: в 65 и в 77 лет.

Но рекордсменом остается глава тихоокеанского государства Самоа Малиетоа Танумафили II. Он скончался в мае 2007 года в возрасте 94 лет, будучи старейшим главой государства мира. Танумафили считается одним из прародителей островной независимости Самоа.

..............