Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
11 октября 2012, 10:55 • Политика

«Москва – город моей юности»

Эне Эргма: Главная проблема с Россией – отсутствие доверия

«Москва – город моей юности»
@ wikipedia.org

Tекст: Ирина Апалькова,
Таллин

«Мы попытались наладить отношения с руководством Государственной думы, но пока что наши попытки отклоняются», – заявила газете ВЗГЛЯД председатель парламента Эстонии Эне Эргма. Наибольшей проблемой в отношениях с Россией она назвала отсутствие обоюдного доверия, особенно в высших политических кругах. Тем не менее спикер призналась в теплых чувствах к русскому народу и к Москве – городу, где прошла ее юность.

Одним из наиболее сложных вопросов в отношениях Таллина и Москвы остается договор о границе. Эстония – единственная страна Евросоюза, не имеющая соответствующих соглашений по всему периметру своей границы. В 2005 году стороны были близки к заключению договора и даже обменялись подписями под документами. Но в процессе ратификации рийгикогу (парламент) добавил преамбулу, в которой упомянул Тартуский мир.

Женщин общественное мнение оценивает более критично, чем мужчин. Широко распространено мнение, что женщина-политик, чтобы выделяться, должна быть железным человеком

В четверг премьер-министр Эстонии Андрус Ансип сообщил, что правительство приняло к сведению рекомендацию парламента начать с Россией консультации по пограничному договору. «Мы все исходим из того, что пограничный договор нужен как Эстонии, так и России», - сказал Ансип. Напомним, такую рекомендацию парламент направил кабинету министров во вторник.

Как передает «Интерфакс», премьер пообещал, что МИД Эстонии займется этим вопросом. Напомним, что Тартуский мирный договор был заключен в 1920 году с Советской Россией, согласно ему государственные границы были несколько иными, к примеру, нынешний Печорский район Псковской области принадлежал Эстонии. После этого Госдума отказалась ратифицировать документ.

После этого политические контакты двух стран, по сути, были заморожены. Отношения еще более испортились весной 2007 года – после нашумевшей истории вокруг «Бронзового солдата».

Сегодня в Эстонии с теплотой вспоминают первого президента РФ Бориса Ельцина, звучат даже призывы поставить ему памятник или открыть мемориальную доску. Однако эксперты отмечают, что на самом деле отношения с Россией никогда не были по-настоящему хорошими – ни тогда, в 90-е, ни сейчас. Плодотворное сотрудничество на межгосударственном уровне сегодня налажено разве что в области культуры.

Осложняют отношения с Москвой и трения между эстонской и русской общинами внутри республики. Как известно, значительная часть жителей республики по-прежнему лишены гражданства. Наиболее актуальным в данный момент для русскоязычной общины остается вопрос сохранения гимназического образования на русском языке. Согласно начатой в прошлом году реформе в гимназиях 60% предметов должны преподавать по-эстонски (раньше школа могла сама решать, объем образования на русском мог достигать 100%). Возникшее движение в защиту русских школ власти нередко обвиняют в том, что оно финансируется Москвой для дестабилизации обстановки в Эстонии.

Эне Эргма – ученый-астрофизик, которая, придя в политику, сразу заняла высокий пост спикера и вот уже без малого 10 лет руководит работой парламента Эстонии (рийгикогу). Она признается едва ли не в любви ко всему русскому, свободно говоря по-русски, но входит в партию «Союз отечества и республики», которую многие считают откровенно русофобской.

В интервью газете ВЗГЛЯД Эне Эргма рассказала о своем видении тех проблем, из-за которых две соседние страны постоянно обмениваются колкостями.

ВЗГЛЯД: Г-жа Эргма, каковы, на ваш взгляд, самые большие проблемы в отношениях Эстонии со своим восточным соседом?

Эне Эргма: Наибольшей проблемой является отсутствие обоюдного доверия, особенно в высших политических кругах. На уровне так называемого обычного человека ситуация другая, что показывает постоянно растущее число российских туристов, приезжающих в Эстонию.

Совместно со спикерами северных стран и стран Прибалтики мы попытались наладить отношения с руководством Государственной думы России, но пока что наши попытки отклоняются. Видимо, руководство Госдумы не желает встречаться со спикерами стран Прибалтики и обсуждать актуальные темы в двусторонних отношениях.

ВЗГЛЯД: Можно ли отметить хоть какие-то успехи на этом направлении?

Э. Э.: Об увеличении количества туристических поездок я уже говорила, здесь интерес двусторонний. И естественно, что интерес соседей друг к другу, как и общение друг с другом, растет. Совместная работа в области культуры была очень успешной. Много совместных проектов между музыкантами, художниками, театрами, работниками киноиндустрии. Надеюсь, что в этом направлении продолжится интенсивная работа. Конструктивной и результативной была работа и между несколькими ведомствами, в качестве примера можно было бы привести погранохрану или государственный контроль.

#{ussr}ВЗГЛЯД: Как известно, пограничный договор Эстонии и России до сих пор не подписан. Причем Россия отозвала свою подпись под договором из-за того, что именно представители вашей партии предложили включить преамбулу с упоминанием Тартуского мира. Может ли парламент в ближайшее время вернуться к теме ратификации договора и снять тот пункт, который вызвал возражения Москвы? Какова ваша личная точка зрения по этому вопросу?

Э. Э.: Пограничный договор был подписан министрами иностранных дел Эстонии и России в 2005 году, при его ратификации рийгикогу не изменил ни одного положения, ни одной запятой.

В парламентарном государстве всегда есть возможность, что парламент добавит преамбулу к закону о ратификации рассматриваемого договора. В добавленной рийгикогу преамбуле есть ссылка на Тартуский мир как на один из основополагающих документов Эстонии. Содержание договора этим никоим образом изменено не было. Подчеркиваю: у Эстонии нет никаких территориальных требований по отношению к России. На мой взгляд, отзывая свою подпись, российская сторона действовала под влиянием минутных эмоций.

ВЗГЛЯД: Москва регулярно критикует Таллин за ущемление прав русской общины. На ваш взгляд, не пора ли уже предоставить национальным меньшинствам право на полноценное обучение на родном языке?

Э. Э.: Государственным языком Эстонии является эстонский язык, это единый язык для проживающих в нашей стране различных народов. Но для нас также важно, чтобы проживающие здесь национальные меньшинства смогли сохранить свой родной язык. Эстония – одна из немногих стран Европы, в которой есть возможность в полном объеме получать обязательное, то есть основное, образование на негосударственном языке – на русском языке. Государство обеспечивает развитие основного образования на русском языке обучения, предусматривая специальные предметные программы для изучения русского языка как родного, а также для русской литературы.

На гимназической ступени на русском языке можно изучать предметы в объеме 40% от обязательного учебного объема, как и в основной школе, составлены отдельные предметные программы для изучения русского языка как родного и русской литературы. Целью эстонской политики в области образования является повышение конкурентоспособности молодежи, чьим родным языком является русский, создание для них равных возможностей для получения высшего образования по сравнению с теми, кто окончил гимназию с эстонским языком обучения.

#{help=601970}«Женщин оценивают более критично»

ВЗГЛЯД: Известно, что в рийгикогу женщин немного, однако на руководящих постах – и спикер, и вице-спикер – сразу две женщины. Почему в эстонской политике в целом женщин так мало?

Э. Э.: Причин здесь несколько. Во-первых, политик высшего уровня является общественным деятелем и находится под пристальным вниманием прессы. Женщин общественное мнение оценивает более критично, чем мужчин. Широко распространено мнение, что женщина-политик, чтобы выделяться, должна быть железным человеком. Женщины же отказываются от политики, чувствуя ответственность перед своими детьми и семьями.

Есть и другая причина: зачастую партии, составляя избирательные списки, помещают фамилии кандидатов-мужчин в начало списка, и поэтому у женщин может быть меньше шансов быть избранными. Я не поддерживаю какие-либо квоты, но считаю важным обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин.

ВЗГЛЯД: Идею введения квот для национальных меньшинств вы тоже не поддерживаете?

Э. Э.: Введение квот не является хорошим решением для того, чтобы разнообразить фон работающих в общественном секторе людей. В этом случае нам пришлось бы ввести квоты на пол, на возраст и так далее. Введение квот может привести к ситуации, когда люди попадают на должность не из-за своих рабочих качеств или особенностей характера, а из-за квоты. Такое положение не обязательно будет хорошим вариантом и для самого человека.

Целью каждой страны должно стать привлечение людей в общественный сектор на основании их навыков, Эстония здесь не исключение. Скорее надо позаботиться о том, чтобы у всех были равные возможности получить желаемую должность. Это в Эстонии обеспечено, и все более обычным становится, что должности в общественном секторе, в политике и в других областях общественной жизни получает и молодежь других национальностей. Владение языками, в том числе хорошее владение русским языком, стало одним из самых главных условий для приема на работу.

ВЗГЛЯД: Возможно ли в перспективе придание русскому языку статуса государственного?

Э. Э.: В Эстонии нет необходимости в нескольких государственных языках. Уровень, на котором государственным языком владеют национальные меньшинства, особенно молодежь, растет с каждым годом.

Дотянуться до звезд в Москве

ВЗГЛЯД: Должна ли Эстония последовать рекомендациям международных организаций и смягчить политику предоставления гражданства?

Э. Э.: В Эстонии основанием для получения гражданства является владение государственным языком на элементарном уровне, базовое знание конституции и обязанность проживать в Эстонии по меньшей мере в течение пяти лет. Во многих случаях для получения гражданства достаточно предоставления письменного заявления. Наши законы о гражданстве являются одними из наиболее либеральных в Европе и полностью признаны в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

ВЗГЛЯД: Молодое поколение эстонцев почти не говорит по-русски. На ваш взгляд, надо ли властям стремиться как-то исправить ситуацию?

Э. Э.: Я согласна, что, следуя глобальным тенденциям последних десятилетий, английский язык отодвинул на задний план изучение других иностранных языков. Я рада, что за последние годы в Эстонии увеличилось количество молодежи, выбравшей в качестве одного из иностранных языков для изучения русский.

Важно, чтобы молодежь Эстонии владела по крайней мере двумя–тремя иностранными языками, и знание русского языка среди них заметно расширяет кругозор и дает больше возможностей для дальнейшей деятельности.

ВЗГЛЯД: Г-жа Эргма, известно, что вы учились в Москве, прекрасно говорите по-русски. Что для вас Москва, Россия, русские?

Э. Э.: По-русски я, безусловно, говорю неидеально, но я действительно чувствую язык и очень рада, что русская литература доступна мне на языке оригинала. Москва – город моей юности и студенчества, а также город больших возможностей благодаря своему научному потенциалу, особенно в вопросах современной теоретической астрофизики.

Для меня Москва – также город, в котором приехавшая из провинции молодая девушка прошла настоящую школу, поскольку «Москва слезам не верит». К России и русским я отношусь так же, как к любой другой стране и ее народу. О русских в Москве у меня остались самые добрые и теплые воспоминания...

В заключение беседы я хотела бы поблагодарить газету ВЗГЛЯД за возможность пообщаться с российскими читателями и пожелать всем счастья и успеха.

..............