Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
29 сентября 2011, 20:25 • Политика

«Все помнят о Тимошенко»

Анна-Мария Дынер: Судьба Тимошенко повлияет на переговоры

«Все помнят о Тимошенко»
@ aer.eu

Tекст: Мария Сусликова

«На фоне финансового кризиса и событий в арабском мире проблемы восточных соседей отходят для большинства членов ЕС на второй план», – заявила газете ВЗГЛЯД аналитик Польского института международных дел Анна-Мария Дынер. По мнению политолога, интерес Евросоюза к программе «Восточное партнерство» быстро угасает.

В четверг в Варшаве открылся двухдневный саммит стран – участниц европейской программы «Восточное партнерство». В ходе встречи планируется принять декларацию о «европейских ожиданиях», в соответствии с которой могли бы быть учреждены зоны свободной торговли со странами, входящими в программу.

На фоне кризиса и событий в арабском мире проблемы восточных соседей отходят для большинства членов ЕС на второй план

Ожидается, что лидеры стран ЕС предложат постепенную интеграцию восточных стран, причем, согласно оценкам аналитиков, наиболее благоприятная ситуация в этом отношении складывается с Украиной. Польша уже заявила, что неизменно будет поддерживать европейские амбиции Киева.

В Варшаву прибыли президенты Грузии, Азербайджана, Армении, Украины и премьер Молдавии. Президент Белоруссии Александр Лукашенко саммит пропустит – Евросоюз по-прежнему не пускает его к себе из-за жестких гонений на оппозицию: три бывших кандидата в президенты Белоруссии по-прежнему находятся в тюрьме, некоторые другие политзаключенные освобождены, однако до сих пор не реабилитированы.

В Варшаву, правда, был приглашен министр иностранных дел страны Сергей Мартынов, однако он не воспользовался этим предложением, чем вызвал публичный гнев Польши. Белоруссию представляет в итоге ее посол Виктор Гайсенк.

С Запада в Варшаву приехали тоже не все лидеры. В частности, его проигнорировали главы Франции, Италии и Великобритании. Впрочем, и на прошлый саммит «Партнерства» в 2009 году они также не приезжали. Из тяжеловесов Евросоюза прибыла лишь канцлер Германии Ангела Меркель, которая, по неофициальным данным, намерена встретиться в Варшаве с белорусской оппозицией.

О том, каковы перспективы «Восточного партнерства» и насколько вообще Запад интересуется сейчас делами Востока, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказала аналитик Польского института международных дел Анна-Мария Дынер.

Анна-Мария Дынер (фото: pism.pl)

Анна-Мария Дынер (фото: pism.pl)

ВЗГЛЯД: Анна, в рамках программы на шесть стран уже выделено на 2009–2013 годы 600 млн евро. Возможны ли по итогам этого саммита новые серьезные денежные вливания? Насколько интересуется сейчас Западная Европа своими восточными соседями?

Анна-Мария Дынер: Конечно, на фоне финансового кризиса и событий в арабском мире проблемы восточных соседей отходят для большинства членов ЕС на второй план. Однако не стоит забывать о таких странах, как Польша и Швеция, которые имеют либо общую границу с восточными партнерами, либо экономический интерес на этих рынках. Естественно, что для них программа остается актуальной.

Тот факт, что лидеры Франции, Великобритании и Италии не будут на саммите, говорит о том, что для них решить внутренние проблемы своих стран важнее, чем вникать в трудности соседей. Это логично, поскольку без этого проводить и эффективную внешнюю политику тоже будет крайне сложно.

ВЗГЛЯД: Есть ли смысл для участников ВП сейчас стремиться в Евросоюз, который сам испытывает серьезные трудности? Насколько вероятно, что эти страны попробуют переориентироваться на Китай, где больше свободных денег?

А. Д.: Дело в том, что ни одна страна, кроме, может быть, Грузии и Молдавии, не готова к экономической интеграции с ЕС. Пока речь идет только о партнерстве, которое подразумевает политическое и экономическое сотрудничество. В первую очередь это касается возможной отмены виз для восточных партнеров, а также программ по обеспечению безопасности в Европе и торговых соглашений.

Что касается Китая, то восточные страны постепенно входят на рынки этой страны, но это не критично ни для ЕС, ни для России. Большую опасность для России может представлять сотрудничество Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза, если оно пойдет напрямую, через голову Москвы.

ВЗГЛЯД: План «Восточного партнерства» в свое время внес разлад между Россией и Евросоюзом, поскольку Москва увидела в создании нового блока попытку вытеснить ее из исконной сферы влияния. Вслух лидеры ЕС опровергали такую догадку, но, как выяснилось недавно, они тогда лукавили. Сайт Wikileaks в начале сентября обнародовал переписку американских и западноевропейских дипломатов, которая доказывает, что Москва была права. По-вашему, программа по-прежнему косвенно направлена против России?

А. Д.: Это не совсем так. Россию привлекали в этот проект. У нее до сих пор есть возможность участвовать в некоторых его аспектах. Речь не идет о перераспределении влияния. Для Евросоюза важна экономическая и политическая стабильность в соседних с ним странах. Такое сотрудничество может это гарантировать.

ВЗГЛЯД: Глава МИД Польши Радослав Сикорский предупредил, что на саммите обсудят идею экономической интеграции ЕС с Молдавией и Грузией. Что это может означать для этих стран на практике? Что, снизятся торговые барьеры между этими республиками и ЕС?

А. Д.: Это вопрос будущего. На саммите конкретных решений по снижению экономических барьеров принято, скорее всего, не будет. Тем не менее это создаст предпосылки для того, чтобы в перспективе они смогли вести торговлю без существующих ныне барьеров. Больше пока рассчитывать не на что: в сложившихся экономических условиях ЕС вряд ли сможет инвестировать в инфраструктуру восточных соседей.

ВЗГЛЯД: Каковы шансы Украины на саммите прийти к компромиссу с ЕС? Дело Тимошенко уже перешло для ЕС в разряд принципиальных, или сотрудничество с Киевом по другим вопросам еще вполне возможно?

А. Д.: Не думаю, что на саммите будет обсуждаться судьба Юлии Тимошенко. Однако все помнят об этом, что наложит отпечаток на переговоры по экономическим вопросам, в том числе о выделении кредитов. Особых изменений в этом смысле я не предвижу.

ВЗГЛЯД: Сикорский раскритиковал своего коллегу из Белоруссии Сергея Мартынова, который прислал вместо себя на саммит даже не заместителя, а лишь посла Белоруссии в Варшаве. Свидетельствует ли это о том, что Лукашенко вновь дает понять, что не намерен во всем идти на условия ЕС. В начале сентября, например, он пообещал Западу к концу месяца отпустить всех политзаключенных...

А. Д.: Белорусские власти понимают, что если они хотят восстановить диалог с Евросоюзом, тогда в стране не должно быть никаких политзаключенных. Тот факт, что Мартынов не приехал в Варшаву, говорит лишь о том, что Минск в очередной раз упустил возможность объяснить свои действия в этой сложной политической ситуации, которая сложилась после президентских выборов. Конечно, это негативно повлияет на то, как белорусская сторона будет восприниматься на международной арене.

ВЗГЛЯД: Какой же на этом фоне может быть дальнейшая судьба «Восточного партнерства»?

А. Д.: Будущее программы зависит от того, сколько будет выделено ЕС на программу и будут ли страны декларировать, что они хотят сотрудничать. Наибольшего успеха на пути интеграции с ЕС добилась Молдавия. В свою очередь Польша, возможно, станет выделять больше финансов на проекты в рамках «Восточного партнерства».

..............