Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
23 августа 2011, 22:42 • Политика

«Ким Чен Ир торопится к юбилею»

Ким Ен Ун: Атрибуты сильной державы у КНДР есть

«Ким Чен Ир торопится к юбилею»
@ ntv.ru

Tекст: Андрей Резчиков

«В ближайшие годы северокорейским лидером останется Ким Чен Ир, и гипотетический приход к власти его младшего сына – это отдаленная перспектива», – заверил газету ВЗГЛЯД политолог Ким Ен Ун. Он рассказал, почему Россия хотела бы договориться с Ким Чен Иром о прокладке газопровода в Южную Корею через Северную.

Во вторник литерный бронированный поезд Ким Чен Ира прибыл в столицу Бурятии Улан-Удэ. Бронированный «Мерседес» северокорейского лидера съехал на землю прямо с железнодорожной платформы. В режиме полной секретности глава КНДР побывал в турзоне «Байкальская гавань» в поселке Турка. Ким осмотрел масштабную стройку, а также покатался по озеру на катере. Поскольку байкальская вода довольно холодная, корейский гость купался в бассейне с подогретой водой.

У России с Северной Кореей традиционное сотрудничество, скрепленное в течение нескольких десятилетий. И глупо было бы терять эти отношения

Затем гость отведал бурятской кухни и познакомился с продукцией Улан-удинского авиазавода, где производят вертолет Ми-171. Как передает РИА «Новости», попытку местного телевидения снять поезд и приветствие гостя официальными лицами на красной дорожке пресекла полиция.

Затем Ким вернулся в свой поезд. По свидетельству очевидцев, в ходе визита предприняты беспрецедентные меры безопасности. Российских и корейских сотрудников спецслужб и военных было столько, сколько не было при посещении даже президента Дмитрия Медведева, с которым, как ожидается, Ким в среду проведет переговоры. Какой может быть повестка разговора и как вообще развиваются отношения стран, газете ВЗГЛЯД рассказал ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Ким Ен Ун.

ВЗГЛЯД: Господин Ким, в среду состоятся переговоры Дмитрия Медведева с Ким Чен Иром. Ожидается, что главной темой диалога будет проект строительства газопровода из России в Южную Корею через КНДР. Насколько вероятно, что Пхеньян одобрит прокладку трубы по своей территории?

Ким Ен Ун (фото: из личного архива)

Ким Ен Ун (фото: из личного архива)

Ким Ен Ун: Я бы не стал говорить, что главный вопрос – это строительство газопровода. На первом месте будет стоять общая оценка российско-корейских отношений и ситуация на Корейском полуострове. Естественно, вопрос прокладки газопровода будет обсуждаться, но я не вижу, чтобы реализация проекта началась в течение ближайшего года. Нужно, чтобы Южная Корея согласилась, а там далеко не все просто.

Лет 15 назад ООН продвигала идею туманганского проекта: развитие экономики в бассейне Тумангана – реки, разделяющей Китай и КНДР. Россия была заинтересована в проекте. Но идею фактически похоронили из-за позиции Южной Кореи, которая говорила: «А если северокорейцы перекроют газопровод, а если северокорейцы отрубят рубильники, а если северокорейцы будут задерживать поезда, что мы будем делать?» То же самое повторяется сейчас.

Между тем, мне кажется, все довольно просто. Южанам выгоднее получать газ по газопроводу, чем покупать сжиженный газ. Но они боятся того, как в свое время Украина закрыла вентиль и все – газа нет. Они хотят гарантий, чтобы такого не было. А гарантии очень простые. Поскольку газопровод будет строить Газпром, оборудование будет поставляться из России. При прокладке трубы примерно через каждые 100 километров надо строить компрессорные станции. Через территорию всей Северной Кореи будет, допустим, 10 компрессорных станций. Учтите, что через эти станции можно регулировать поступление газа.

Современные компрессорные станции не требуют большого количества обслуживающего персонала. Мы можем заранее договориться с северными корейцами, чтобы весь обслуживающий персонал этих станций был российским или международным. И все. Это гарантия для Южной Кореи, что газ перекрывать не будут.

ВЗГЛЯД: Насколько высок риск, что этот огромный проект в КНДР могут зарубить после того, как власть перейдет к сыну Ким Чен Ира Ким Чен Ыну, который, говорят, находится под сильным влиянием генералитета?

Ким Ен Ун: В ближайшие годы северокорейским лидером останется Ким Чен Ир, и гипотетическая возможность прихода к власти его младшего сына – это отдаленная перспектива. А реализация проекта, если все будет нормально, начнется раньше. Это в интересах самой Северной Кореи.

#{image=548241}ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что Ким в последний год вообще заметно активизировал свои поездки? Это связано с ростом экономических трудностей?

Ким Ен Ун: Экономические проблемы есть. В следующем году КНДР будет отмечать столетие со дня рождения вождя Ким Ир Сена. Ким Чен Ир клятвенно пообещал народу, что страна встретит столетие великого председателя сильной державой. Атрибуты сильной державы с одной стороны созданы: ядерные испытания провели, спутник, как они сказали, запустили. Тем самым народу продемонстрировали, что сильная держава уже налицо. Теперь надо, чтобы это было показано экономически. Поэтому большое внимание уделяется экономическим проблемам.

ВЗГЛЯД: Какое место во внешней политике КНДР занимает Россия? Почему Ким Чен Ир решил лично приехать в Россию?

Ким Ен Ун: У России с Северной Кореей традиционное сотрудничество, скрепленное в течение нескольких десятилетий. И глупо было бы терять эти отношения. С другой стороны, Россия всегда играла стабилизирующую роль на Корейском полуострове. Американцы пытаются установить там свое господство и хотят, чтобы северокорейского режима вообще не было. В этом регионе сегодня очень сильно растет влияние Китая.

Наверное, Северная Корея хотела бы быть независимой, чтобы проводить более самостоятельные действия при сохранении дружественных отношений с Китаем. Чтобы проводить независимую политику, необходимо иметь более широкий круг связей, чем только с Китаем. Россия, Южная Корея и Китай – вот соседи КНДР. С Россией уже давно не было контакта. Торговые отношения совсем небольшие. Доля России во внешней торговле КНДР составляет 2–3%, а возможности для увеличения есть.

ВЗГЛЯД: Считаете ли вы, что в Бурятии обоснованно предприняты беспрецедентные меры безопасности? Вождю действительно угрожает опасность даже внутри России?

Ким Ен Ун: Такие же меры предпринимались во время прошлых визитов Ким Чен Ира. В них ничего особого нет. После того как бронепоезд пересек границы России, его начали тянуть наши локомотивные бригады. Когда приезжает глава иностранного государства, нужно обеспечить его безопасность. Мы до сих пор не можем разобраться после гибели польского президента, хотя Россия не виновата. Я не думаю, что с нашей стороны Ким Чен Иру что-то угрожает. Наш народ относится к нему нормально. А могут ли какие-то внешние силы попробовать осуществить провокацию? Я думаю, что люди не настолько сошли с ума, но на всякий случай нужно быть готовыми ко всему.

ВЗГЛЯД: На конец недели в Пхеньян намечен визит министра регионального развития Виктора Басаргина. Скорее всего, он тоже связан с проектом газопровода?

Ким Ен Ун: Там будут обсуждаться и другие вопросы. Может, сначала будет проложена линия электропередачи из России в Южную Корею. Железная дорога может пойти. У нас есть и другие вопросы для сотрудничества: приграничная торговля, модернизация предприятий, построенных при помощи Советского Союза. Сотрудничество в области сельского хозяйства.

ВЗГЛЯД: А в начале недели в Пхеньян уехала другая делегация из России, уже военная. Ее возглавляет командующий Дальневосточным военным округом адмирал Костантин Сиденко. В течение пяти дней они должны обсудить восстановление военного сотрудничества двух стран. Но каким может быть это сотрудничество, если в отношении КНДР действуют международные санкции?

Ким Ен Ун: Санкции действуют в отношении тяжелых и ракетных вооружений, ядерного оружия. Можно сотрудничать в области борьбы с терроризмом, стихийными бедствиями. Недавно Россия провела учения сил морской пограничной охраны с морской полицией Южной Кореи. Почему с Северной Кореей нельзя? В охране совместных границ есть проблемы.

ВЗГЛЯД: Год назад писали, что Пекин якобы сумел убедить Кима начать у себя реформы по китайскому образцу. Эти реформы так и не начались?

Ким Ен Ун: Вопрос о реформе звучал. Северная Корея не возражает против реформы. Она готова, и какие-то преобразования есть. Очевидцы говорят, что в Пхеньяне работают столовые и рестораны, на рынках уже есть все необходимое.

ВЗГЛЯД: В каком состоянии находится особая экономическая зона, открытая на границе КНДР и КНР, где была разрешена мелкая торговля?

Ким Ен Ун: Ее только начинают создавать. Этот проект рассчитан на достаточно долгое время. Он начинает реализовываться. В отличие от опыта 2001 года, когда северокорейцы попытались создать особый административный район, в этот раз они все вопросы согласовали с Китаем. Если тогда назначение этнического китайца, гражданина Голландии главным администратором вызвало проблемы и в конце концов его посадили в китайскую тюрьму, то сейчас вопросы согласованы и Китай дал добро, чтобы привлечь главного менеджера из Гонконга.

ВЗГЛЯД: Власти КНДР объявили, что все южнокорейские активы в курортной зоне Кымгансан, которой до недавних пор две страны управляли совместно, будут ими реквизированы. Можно ли сказать, что такая непредсказуемость угрожает и проекту российского газопровода, поскольку подрывает какое бы то ни было доверие к северянам-коммунистам? 

Ким Ен Ун: Северная Корея дала согласие на этот деловой проект. Для этого ей пришлось убрать из Кымгансана военно-морскую и сухопутную базы и пустить туда южных корейцев. Пхеньян рассчитывал на доход. В 2008 году произошло несчастье: застрелили женщину-южанку, которая непонятно почему рано утром полезла туда, куда заходить было запрещено. Ее убили. Пхеньян выразил сожаления. Но южане сказали, что давайте еще раз расследовать. Север сказал – нет. Южная Корея запретила все туристические поездки. Три года весь этот капитал стоит замороженный и не приносит никакого дохода.

Представители южнокорейской фирмы Hyundai Asan, владельца проекта, заявили, что три года терпят убытки. Если чисто рыночно подумать, как должны действовать люди, которые разрешили у себя создать этот проект из расчета, что это будет приносить доход?

Любое государство пошло бы на национализацию этого имущества. Вполне возможно, что после выставления имущества на торги Hyundai Asan компенсируют затраты. Сами представители Hyundai Asan говорили, что хотят возобновить проект, но правительство Южной Кореи запрещает.

ВЗГЛЯД: Есть ли какие-то проблемы вокруг тысяч северокорейских лесорубов, работающих в России? Известно, что они приезжали к нам и в советское время, и в 90-е годы...

Ким Ен Ун: В целом по России работают 30 тысяч северокорейских рабочих. Но на лесоразработках занято процентов 30% от их общего числа. Не они главная рабочая сила Северной Кореи у нас. На Дальнем Востоке очень хорошо работают строители, которые занимаются ремонтом квартир.

..............