Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
13 мая 2011, 20:07 • Политика

«Суды стали более независимыми»

Александр Коновалов: Суды становятся все более независимыми

«Суды стали более независимыми»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: RT

Глава Минюста Александр Коновалов считает, что судебная практика является частью гражданского общества, и гражданское общество, естественно, должно иметь право обсуждать судебную практику. Так он комментирует решение президента, поручившего экспертам изучить такие громкие дела, как суд над Михаилом Ходорковским.

Министр юстиции России Александр Коновалов считает, что суды становятся все более независимыми, но властям надо повышать уровень общественного доверия. При этом он призывает и самих рядовых граждан тоже не сидеть сложа руки. В интервью RT министр рассказал о ходе реформы уголовно-исполнительной системы России.

Судебная практика является частью гражданского общества, и гражданское общество, естественно, должно иметь право обсуждать судебную практику

Александр Владимирович, президент России Дмитрий Медведев поручил комиссии судебных экспертов внимательно изучить такие громкие дела, как смерть юриста Сергея Магнитского и суд над Михаилом Ходорковским. Значит ли это, что наша судебная система не в состоянии самостоятельно исправлять ошибочные решения судей и следователей?

Нет.

Почему же тогда президент идет на такой шаг?

 Вместе с тем судебная практика является частью гражданского общества, и гражданское общество, естественно, должно иметь право обсуждать судебную практику. Но это не должно использоваться для давления на суд. Обсуждаться должны только те решения, которые уже вступили в силу.

 Согласно опросам «Левада-центра*», только 8% россиян полностью доверяют нашей судебной системе, в то время как 43% не доверяют ей. Верите ли вы такой статистике?

 Да, вынужден признать, что это так. Но должен сказать, что это повод для беспокойства не только для Министерства юстиции и меня лично, а также и для нашей аудитории, потому что когда такой большой процент населения не доверяет судебной системе в своей стране, это ставит под угрозу безопасность всей страны в целом.

Мы должны сделать все возможное, чтобы повысить уровень общественного доверия. Однако для этого нужна обоюдная заинтересованность: безусловно, власти должны принять меры для укрепления доверия среди населения, но и граждане должны со своей стороны делать то, что зависит от них.

Тяжело ли бороться с коррупцией в судебной сфере?

Конечно, тяжело, поскольку коррупционеры кровно заинтересованы в сохранении нынешнего положения вещей. Вместе с тем я должен сказать, что, на мой взгляд, эту проблему сильно раздули. Все-таки суды становятся все более независимыми. Но проблема, безусловно, есть, и один из путей ее решения я вижу в изменении процедуры отбора судейского состава.

О каких изменениях идет речь?

 Например, можно осуществлять набор судей из среды адвокатов, нотариусов, ученых и т.д., а не только из прокуратур.

Некоторые эксперты критикуют предлагаемую вами реформу уголовно-исполнительной системы. Они утверждают, что либерализация Уголовного кодекса создаст благоприятные условия для дальнейшего роста преступности. Какой результат должна дать эта реформа?

 Я бы сказал, что слово «либерализация» не совсем подходит, потому что предлагаемые нами изменения в Уголовном кодексе по-прежнему предусматривают применение строгих и жестких мер наказания. Я предпочитаю слово «прагматизация». В последние 1015 лет у судов было достаточно мало возможностей использовать уголовное право. У них было мало возможностей применять наказания. Конечно, этого недостаточно – мы должны расследовать дела более обстоятельно и принимать верные решения, наказывать преступников в соответствии со степенью угрозы, которую они представляют для общества, и тяжестью совершенного ими преступления.

Центральный аппарат Следственного комитета возбудил дело против Алексея Навального. Его обвиняют в причинении имущественного ущерба некоему лесозаготавливающему предприятию. При этом региональный следственный комитет ранее уже заявлял, что никаких доказательств вины Навального не обнаружено. Получается, эти обвинения настолько серьезны, что их нужно расследовать на федеральном уровне?

Я юрист и потому не могу комментировать дело, которым не занимаюсь. Я не знаю деталей и не могу давать по этому делу какие-либо комментарии.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............