Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
25 октября 2011, 17:01 • Политика

«Служит точно крепостной»

Сергей Кривенко: Военная реформа буксует

«Служит точно крепостной»
@ nis-army.org

Tекст: Мария Сусликова

«Военная реформа буксует за счет того, что сохранился принцип смешанного комплектования частей», – заявил газете ВЗГЛЯД координатор инициативы «Гражданин и армия», член президентского правозащитного совета Сергей Кривенко. По его мнению, неравный правовой статус срочников и контрактников деморализует армию, несмотря на достигнутые успехи военной реформы.

В понедельник президент Дмитрий Медведев провел рабочую встречу с министром обороны Анатолием Сердюковым. Основной темой встречи стали социальные проблемы армии в рамках продолжающейся военной реформы.

Пресловутая дедовщина теперь просто выражается в других формах. Ведь служащий по призыву точно крепостной

Ранее в пятницу Госдума приняла в третьем чтении два закона о денежном довольствии военнослужащих, предусматривающие увеличение окладов военных уже с 1 января в 2,5–3 раза. Согласно закону, денежное довольствие лейтенанта Вооруженных сил будет составлять 50 тысяч рублей (сейчас средний размер довольствия – 19 тысяч рублей).

Существенно увеличатся ежемесячные надбавки за классную квалификацию – с 10% до 30%. Будут установлены размеры надбавок за особые условия военной службы и выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья. Премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей могут составить до трех окладов.

Одновременно в середине октября социологи неожиданно выявили рост уважения к армейской службе в российском обществе. Как сообщил «Интерфакс», среди россиян снижается число негативно относящихся к армии, большинство считают армейскую службу школой жизни, но не хотят отмены отсрочек для юношей.

Служба в армии, по мнению трети россиян (31%), положительно влияет на личность человека, не согласны с ними вдвое меньше опрошенных социологами Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). При этом каждый второй (48%) считает, что положительных и отрицательных сторон от службы в армии поровну.

О том, насколько в целом успешны реформы в армии, в том числе и социальный их аспект, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал координатор инициативы «Гражданин и армия», член Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко.

ВЗГЛЯД: Сергей Владимирович, каких из поставленных три года назад, когда начиналась военная реформа, задач удалось достичь?

Сергей Кривенко*: Во-первых, удалось сократить общую численность ВС. Однако это породило для государства другую проблему – долги, ведь при увольнении офицерам полагается жилье и социальные выплаты.

#{smallinfographicleft=526388}Во-вторых, получилось отойти от концепции советской армии. До 2008 года в армии было два их типа: реальные и части сокращенного состава. Последние фактически представляли собой обычные склады. На случай войны они должны были заполняться резервистами.

Спустя два года уменьшилось количество самих воинских частей, оставшиеся постепенно переводятся в режим постоянной боевой готовности. Идея в том, что в серьезном военном конфликте страну должно спасать ядерное оружие, а для решения локальных задач нужна профессиональная армия. Эта цель тоже выполнена.

ВЗГЛЯД: И все же в армии много тех, кто недоволен реформой...

С.К.: Реформа буксует за счет того, что по-прежнему сохранился принцип смешанного комплектования частей. Неравный правовой статус служащих по призыву и по контракту приводит к конфликтам и напряженности не только в армии, но и в обществе.

Пресловутая дедовщина теперь просто выражается в других формах, а уровень насилия  остается тем же. Ведь служащий по призыву – это точно крепостной, со всеми, даже самыми мелкими проблемами он должен обращаться к командиру. Весь порядок, соответственно, зависит от адекватности последнего.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что большинство частей остаются укомплектованными лишь на 75%, хотя три года назад одной из целей называлось именно создание полноценных, полностью укомплектованных частей? То есть сокращение армии пока не привело к росту ее боеспособности?

С.К.: А сколько нужно, чтобы поддерживать боеспособность? Этот вопрос до сих пор вызывает множество споров. Оптимальная цифра – 700 тыс. человек. К 2016 году принято решение довести численность армии до миллиона служащих – в первую очередь, за счет увеличения количества контрактников. Сейчас их около 150 тысяч. Конечно, из-за демографической ямы до этой величины численность не доведут, но никакого ущерба обороноспособности от этого не будет. Да и серьезных внешних врагов у России нет.

ВЗГЛЯД: Президент в сентябре заявил, что доля контрактников должна определяться «опытным путем». Однако тотчас после этого замминистра обороны Николай Панков назвал точные цифры и планы – к 2017 году набрать 425 тыс. контрактников. Как это интерпретировать? 

С.К.: Эта цифра была получена путем простого подсчета должностей в ВС, для работы на которых требуется высокая квалификация. Речь идет о тех специальностях, которые нельзя доверить призывникам. Сложная техника должна быть закреплена за постоянным военнослужащим, профессионалом. Кроме того, при подсчете учитывалось и создание корпуса сержантов, некоего управленческого звена.

ВЗГЛЯД: Как известно, на перевооружение армии будет потрачена огромная сумма в 20 трлн рублей. Успеет ли армия в нужной мере подготовить срочников и контрактников для того, чтобы управлять той современной сложной техникой, которую российский ОПК должен поставить в войска в ближайшие годы?

С.К.: Что касается военнослужащих по призыву, то хорошо, если они просто получат военно-учетную специальность и освоят основные навыки. О высоком профессионализме призывников речи не идет. Как известно, среди них и самый высокий уровень травматизма. Что касается контрактников, то это вполне реально.

ВЗГЛЯД: Почему не удалось до сих пор обеспечить жильем всех нуждающихся офицеров, хотя правительство выделило за последние два-три года на это огромные средства?

С.К.: Потому что офицеров огромное количество. Это тоже наследство советской армии. У государства накопились долги. Никто из предыдущих министров обороны не смог решить эту проблему.

Кроме того, есть и технические сложности с оформлением собственности, необходимость согласования в различных ведомствах. И конечно, коррупция. Не хватает и открытости процесса реформы для общества.

ВЗГЛЯД: Если все же достигнуты заметные успехи в материальном обеспечении офицеров и контрактников, то отразится ли это и на моральном климате среди рядовых срочников? 

С.К.: Несмотря на то, что соответствующий закон уже принят Госдумой в третьем чтении, конкретные цифры в нем не обозначены. Они будут регулироваться подзаконными актами и постановлением правительства. До какого размера в итоге будет увеличено денежное довольствие военных, станет известно только в январе.

Если оно все-таки будет поднято в разы (планируется рост зарплат с 17–20 тыс. до 50–70 тыс. рублей – прим. ВЗГЛЯД), положение офицера как ключевого звена в управлении войсками существенно улучшится. Если последний будет избавлен от ряда материальных неудобств, то это отразится и на его подчиненных. Но это не единственное решение проблемы. Все мы помним печальный опыт с реформированием МВД в 90-х годах. Тогда милиционеры говорили, что они не могут на своих «жигуленках» гоняться за бандитами. Структуру наполнили деньгами, но ситуация кардинально не изменилась.

Ключевой момент – это все-таки изменение правового статуса служащего. Он должен иметь возможность защищать свои права. Нужен и независимый орган дознания, который бы разбирал возникающие конфликты. Сейчас это делает офицер. Это субъективно и раздражает.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Михаил Леонтьев, Главный редактор журнала «Однако»
Михаил Леонтьев, Главный редактор журнала «Однако»
Люди, которые хотят жить сытнее, идут не в армию, а в бизнес. <a href=http://actualcomment.ru/theme/2035.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>.
..............