Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

6 комментариев
21 января 2011, 21:15 • Политика

«Импульс перемен ушел»

Борис Межуев: Главный минус Обамы - кадровая политика

«Импульс перемен ушел»
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

«Большая часть его администрации оказалась поделена между представителями старых кланов, к которым он имел малое отношение», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Борис Межуев, подытожив два года правления Обамы. По мнению эксперта, у Обамы есть все шансы переизбраться на второй срок, но только из-за слабости противостоящих ему республиканцев.

Президент США Барак Обама, подытожив половину своего срока, в пятницу публично выразил желание выдвинуться в 2012 году на перевыборы.

Обама не стал вторым Кеннеди, человеком, который был способен резко поменять клановую ситуацию, приведя с собой большую коалицию молодых специалистов из разных сфер

Напомним, в 2008 году свою первую кампанию он провел на обещаниях перемен, внушив американцам веру в себя лозунгом «Да, мы можем». Однако вкус победы быстро растаял, и, по мнению экспертов, вместо него в американском обществе появилась горечь от невыполненных обещаний. Войны в Ираке и Афганистане продолжаются, тюрьма Гуантанамо на Кубе так и не закрыта, безработица не сокращается. Тем не менее Обама добился реформы здравоохранения, а также усилил госконтроль над финансовой сферой.

Но этого Обаме недостаточно, и он явно хочет оставить более глубокий след в истории США. Чего ему удалось достичь и каким он станет в случае победы на президентских выборах в 2012 году, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал политолог Борис Межуев.

ВЗГЛЯД: Борис Вадимович, по-вашему, Барак Обама за два минувших года больше преуспел или проиграл?

Борис Межуев: Хотелось бы выступить оригинально и сказать, что преуспел, потому что ему удалось резко изменить международный климат. Правда, международная атмосфера резко разрядилась. Исчезла конфронтация с Россией. Сошло на нет сопротивление Европы, как это было при Джордже Буше-младшем. Тем не менее продолжаются финансовые трения с Китаем, но это не более чем «терки», касающиеся девальвации юаня.

Борис Межуев(Фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)

Борис Межуев (Фото: Сергей Иванов/ВЗГЛЯД)

ВЗГЛЯД: Какие результаты принесла борьба Обамы с мировым финансовым кризисом?

Б.М.: Ему удалось приглушить давление кризиса. Он заплатил за это своей популярностью на родине. Но внешнеполитические успехи и борьба с кризисом были достигнуты инструментами оппортунизма. Он скорее примирялся с тенденциями, а не ломал их. Это не способствовало его успехам внутри страны и даже не очень сильно улучшило имидж США в мире, хотя по идее должно было быть наоборот.

ВЗГЛЯД: Как Обама действовал на международной арене?

Б.М.: Он попытался найти компромисс со всеми основными игроками: Россией, Западной Европой и Китаем. Он не сильно боролся с имиджем постамериканского мира. Это очень интересный факт. Его правление было предварено появлением бестселлера Фарида Закарии «Постамериканский мир». Закария оказался одним из стойких защитников Обамы в американской прессе и получил назначение в CNN, став ведущим телеканала. Он проводник линии Обамы на телевидении. С другой стороны, для всего мира отступление Америки стало казаться именно отступлением, а не появлением новой стратегии.

ВЗГЛЯД: На экономическом поприще Обама также не действовал напролом?

Б.М.: Обама удовлетворял интересы прежде всего финансовой элиты, спасая ее от кризиса. Он не реализовывал прогрессистские либеральные инициативы.

ВЗГЛЯД: Среди многих проблем Обамы какая оказалась для него самой трудной?

Б.М.: Он не слишком сильно поменял образ Америки как кланового государства. Казалось, что Обама принесет с собой перемены не только в идеологическом и экономическом отношении, но и в кадровом, и перестанет ощущаться, что США – страна с небольшим количеством кланов с ограниченным числом людей внутри.

Обамовская кадровая политика стала главнейшим минусом. Большая часть его администрации оказалась поделена между представителями старых кланов, к которым он лично ранее имел самое малое отношение.

Это кланы Клинтонов и даже Бушей, учитывая, что нынешний министр обороны Роберт Гейтс, как и другие члены силового блока – выходцы из республиканской элиты клана Буша-старшего. Соответственно, госдепартамент – это клан Клинтонов. Экономический блок – так называемый клан Ситибанка.

Никто из университетской элиты, из новой индустрии не пришел вместе с Обамой, хотя именно эти люди обеспечили ему победу на праймериз. Обама не стал вторым Кеннеди, человеком, который был способен резко поменять клановую ситуацию, приведя с собой большую коалицию молодых специалистов из разных сфер. А ведь молодые интеллектуалы ждали, что эпоха Обамы будет их эпохой. Поэтому многие из них крайне недовольны Обамой. Для молодых американцев это огромный минус.

ВЗГЛЯД: Преобладание республиканцев в палате представителей Конгресса США способно подорвать достижения Обамы, в том числе принятие реформы здравоохранения?

Б.М.: Со здравоохранением это частично происходит. Уже есть попытки все это подорвать. Эта реформа одно из самых проблемных обамовских решений. Сейчас происходят подвижки в сторону пересмотра закона. Республиканцы будут бить по этой не очень популярной реформе.

Но в целом стратегия республиканцев заключается в том, чтобы не потерять разбег и спокойно двигаться к 2012 году, желательно обнаруживая внутри своей партии фигуры, которые могут быть объединительными для нации и символизировать собой широкую коалицию.

ВЗГЛЯД: Сейчас у республиканцев есть какие-нибудь заметные фигуры?

Б.М.: Никакая Сара Пэйлин и другие диковинные личности ими быть не могут. Нужны более системные фигуры. Пока не понятно, какими они могут быть по качеству. Но рано или поздно они появятся.

ВЗГЛЯД: Обама собирается идти на второй президентский срок. Новая избирательная кампания окажется для него тяжелее?

Б.М.: Она будет очень тяжелой. Пока не понятно, кто будет его партнером. Скорее всего, он победит. Времени осталось не так много, а у республиканцев, повторяю, серьезных претендентов я не вижу. Республиканцы столкнулись с внутренними проблемами. Умеренным республиканцам не нравится, что сильное влияние имеют популистские правые организации – движение «Чаепитие». Обама попытается этим воспользоваться: он будет выдвигать идеи и темы для обсуждения, которые раскалывают республиканский электорат. Именно социальные проблемы вносят раскол. Из-за этого тема абортов и использования стволовых клеток может оказаться решающей. Есть страх, что происходит резкое усиление религиозного фактора. Это та игра, на которой Обама может сыграть. Зато по поводу экономических вопросов республиканцы едины. Все они нацелены против либерального разворота.

ВЗГЛЯД: Если Обама переизберется, можно ожидать, что стиль его изменится и у Америки будет совершенно другой президент, может быть, более уверенный в себе?

Б.М.: Я сомневаюсь. Не вижу потенциала. Продолжаются доверительные отношения со старыми политиками. Я не вижу у Обамы второго дна, которое вышло бы наружу. Практически всегда второй срок отличался от первого, но в данном случае не похоже, что этот второй срок будет отличаться от первого. Скорее всего, движение в сторону дальнейших компромиссов будет продолжаться, и Россия, кстати, умеет этим пользоваться. Но для самой Америки мало что изменится. Трудно представить, что Обама позовет других людей и будут использоваться другие стратегии. Первый импульс перемен ушел.

..............