Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

13 комментариев
6 августа 2010, 16:21 • Политика

«Этих людей мы беженцами не считаем»

Юрий Дзиццойты: Мирным грузинам разрешат вернуться в Осетию

«Этих людей мы беженцами не считаем»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Викторов

«Мы в законе о гражданстве предусмотрим вид на жительство для той части грузинского населения, которая не хочет отказываться от грузинского гражданства и принимать югоосетинское гражданство», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД вице-спикер и глава международного комитета парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты. Это решение позволит вернуться мирным грузинам в родные места.

В канун второй годовщины «августовского конфликта», которая отмечается в ближайшее воскресенье, в Цхинвале подготовлено политическое решение, которое, возможно, позволит мирным жителям грузинского происхождения, проживавшим в Южной Осетии до 2008 года, вернуться в родные места. Как сообщил газете ВЗГЛЯД вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты, такой категории людей будут давать вид на жительство.

Мы будем обустраивать нашу границу в одностороннем порядке вне зависимости от того, признает ее Тбилиси или нет

ВЗГЛЯД: Юрий Альбертович, как по-вашему, должна ли уже в обозримом будущем появиться четкая граница республики с Грузией – с оборудованными пунктами перехода? Будут ли выдавать визы прямо на границе? Будет ли  льготный режим для этнических грузин, которые компактно живут в Ленингорском районе?

Юрий Дзиццойты: По поводу грузин надо сначала разобраться, кто из них беженец, а кто – нет. Совершенно очевидно, что задолго до войны 2008 года подавляющее большинство грузинского населения из сел вокруг Цхинвала было эвакуировано в Грузию. Осталось только боеспособное население. Этих людей мы беженцами не считаем. Эти люди готовились к войне, они участвовали в этой войне, и к ним у нас одно отношение.

Совершенно другое отношение у нас к грузинам из Ленингорского района. Они в активных боевых действиях не участвовали, поэтому мы идем на то, чтобы даже сохранить там грузинские школы... Надо, правда, учебники пересмотреть по истории и по литературе – есть там некоторые совершенно неприемлемые для нас моменты. Но мы не возражаем, чтобы они обучались на своем, грузинском языке. Мы также внесем изменения в закон о гражданстве. Там будет предусмотрен пункт о виде на жительство для той части грузинского населения, которая не хочет отказываться от грузинского гражданства и принимать югоосетинское гражданство. Мы считаем, что это будет компромиссом и выходом для них.

ВЗГЛЯД: Будет ли установлена четкая граница с Грузией – с правилами перехода, может быть, с визами? Особенно это, должно быть, актуально для Ленингорского района, значительную часть населения которого составляют этнические грузины.

Вице-спикеер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты (фото: osetinfo.ru)

Вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзиццойты (фото: osetinfo.ru)

Ю. Д.: Границей Южной Осетии как с Грузией, так и с Россией является бывшая административная граница Югоосетинской автономной области. С Российской Федерацией по этому поводу мы никаких проблем не имеем: тут уже речь идет о простой демаркации границы. Но есть Грузия, которая Южную Осетию не признает и которой почему-то все еще кажется, что речь должна идти о ее внутренних административных границах.

Мы приняли два месяца назад закон о государственной границе, где все четко и ясно прописано. Мы будем обустраивать нашу границу в одностороннем порядке вне зависимости от того, признает ее Тбилиси или нет. И в соответствии с этим мы будем делать все необходимое, чтобы эта граница была полноценной государственной. В ближайшее время правительство определит и правила перехода границы, и то, как она будет охраняться.

ВЗГЛЯД: Почему до сих пор не завершено восстановление Южной Осетии? Ведь после войны прошло уже два года.

Ю. Д.: Потому что возникло много проблем, как субъективных, так и объективных. Достаточно сказать, что все-таки масштаб разрушений был велик, а опыта масштабного строительства у нас не было.

ВЗГЛЯД: А как бы вы оценили в этой связи работу правительства Вадима Бровцева? Что удается и что не удается сделать?

#{ussr}Ю. Д.: Когда это правительство очень медленно раскачивалось, было непонятно, чем оно занимается. На это прореагировали и президент, и парламент республики. Депутаты создали комиссию по расследованию, которая до сих пор не отчиталась перед парламентом, а следовательно, ее деятельность не завершена.

После этого правительство стало семимильными шагами продвигаться вперед и в плане разработки и принятия бюджета, и в плане принятия государственных программ – не всех, конечно, но есть программы, которые являются очень привлекательными. Например, по развитию осетинского языка, по возращению покинувших республику людей и так далее. Словом, последнее время правительство стало работать намного лучше.

ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к аргументам оппозиции, которая критиковала Эдуарда Кокойты в том числе за чрезмерную концентрацию в своих руках власти в республике? Они выступали в том числе за расширение полномочий парламента...

Ю. Д.: Во-первых, об этом и президент говорил – например, в ходе кампании по выборам парламента в мае прошлого года. Во-вторых, и я согласен с этой идеей. Сейчас у нас правительство формируется следующим образом: президент представляет кандидатуру премьер-министра, парламент дает согласие, президент его утверждает, а потом уже все остальные члены правительства представляются премьером и утверждаются президентом. Мы неоднократно говорили о том, что ответственность за деятельность правительства нужно разделить между президентом, премьером и парламентом. Надо чтобы членов правительства утверждали по представлению премьер-министра депутаты. Думаю, мы к этому скоро придем.

ВЗГЛЯД: Эдуард Кокойты на этой неделе заявил, что он останется в политике и после того, как в следующем году покинет пост президента. Вы готовы голосовать за Кокойты, если его предложат на пост премьер-министра?

Ю. Д.: Надо дождаться новых президентских выборов. Посмотрим, кто станет новым президентом (а им будет не Эдуард Кокойты, потому что он не может баллотироваться согласно конституции на третий срок), посмотрим, какую кандидатуру он выдвинет на пост премьер-министра, и там уже будем решать. В любом случае, говорить о том, что премьер-министром обязательно будет Кокойты, преждевременно.

ВЗГЛЯД: На последних переговорах в Женеве делегация Тбилиси заявила, что она уже согласна подписать договор о неприменении силы, но с условием развертывания в регионе международных миротворцев – хотя бы с грузинской стороны границы. Вы теоретически готовы были согласиться – в обмен на такой важный документ, гарантирующий неприменение силы?

Ю. Д.: К этой идее я отношусь крайне отрицательно. Мы уже имели дело с разного рода устраивающими Тбилиси международными посредниками (из ОБСЕ, в частности) и этот опыт совершенно не внушает нам доверия к ним. Если они считают нас частью Грузии и не собираются от этой точки зрения отступать, то я не понимаю, как они могут гарантировать нам безопасность от нападения со стороны Грузии? У нас есть соглашение с Россией, есть договор о размещении российских военных баз, и я не вижу, почему мы должны отказываться от этих реальных гарантий нашей независимости в пользу других, бумажных и ничем не обеспеченных гарантий.

ВЗГЛЯД: Насколько актуален для Южной Осетии вопрос международного признания республики, особенно в свете решения международного суда ООН, узаконившего суверенитет Косово? В обозримом будущем признает, как вы думаете, вашу независимость и Грузия?

Ю.Д.: Я считаю, что для Южной Осетии, конечно, вполне достаточно и того, что ее признала Россия. Она является гарантом независимости нашей страны, она является главным стратегическим партнером или даже другом. Этого было бы вполне достаточно. Ведь Косово тоже признали не все страны, но Косово от этого не очень страдает. Но для того чтобы Южная Осетия стала полноправным членом международного сообщества, дальнейшее признание необходимо.

Мы хотим, чтобы Южная Осетия в конце концов вступила в ООН, и поэтому, разумеется, будем работать над этим вопросом. Что касается Грузии, то быстрого признания нашей независимости с ее стороны мы, разумеется, не ждем. Конечно, надеемся, что реваншистские планы Тбилиси ушли в прошлое, но понимаем, что признание нашей независимости со стороны Грузии – это вопрос неблизкого будущего.

ВЗГЛЯД:  Вы являетесь сторонником объединения двух Осетий: Южной и Северной?

Ю. Д.: Это объединение – мечта осетинского народа. Не знаю, когда и при каких обстоятельствах это произойдет. Но сейчас всякие рефлексии по поводу объединения нужно отбросить. Все это вредно. Сейчас нам необходимо укреплять Южную Осетию во всех направлениях – прежде всего, в политическом, потом – в экономическом, в культурно-образовательном и так далее. Если мы этого мы не сделаем, то объединение ничего не принесет, кроме разочарований. Ни для кого не секрет: мы фактически (подчеркиваю, фактически, но не юридически) уже интегрированы в Россию таким образом, что нас трудно отделить от нее.

Ваш вопрос в данном случае можно поставить по-другому: готовы ли мы отделиться от России? По-моему, ответ на этот вопрос ясен. Мы от России никуда не собираемся уходить. Мы собираемся укреплять наши взаимоотношения с Россией. Мы учимся выстраивать отношения с Россией и Северной Осетией. Этот процесс не очень легкий, но я думаю, что мы научимся.

ВЗГЛЯД:  Что, на ваш взгляд, является главным достижением Южной Осетии за годы независимости?

Ю. Д.:  Республика получила политическую стабильность. Народ увидел перспективу, свое будущее, оно кажется светлым. У народа появилось желание своими руками строить свою судьбу здесь, на территории Южной Осетии.

..............