Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
29 августа 2010, 17:27 • Политика

«Глава» звучит не хуже, чем «президент»

Рамзан Кадыров: "Глава" звучит не хуже, чем "президент"

«Глава» звучит не хуже, чем «президент»
@ Reuters

Tекст: Юрий Зайнашев

«Уверен, что со временем все придут к пониманию того, что такой шаг был бы в интересах России», – заявил газете ВЗГЛЯД лидер Чечни Рамзан Кадыров по поводу откликов на свое предложение переименовать посты президентов республик. Как известно, призыв чеченского президента одобрили уже большинство его коллег.

12 августа лидер Чечни Рамзан Кадыров заявил, что не хотел бы больше называться президентом. Он убежден, что в России только один государственный деятель имеет право называться президентом – это президент страны. Соответствующее обращение с просьбой переименовать его пост лидер республики направил тогда же в парламент. Пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов тогда же не исключил в интервью газете ВЗГЛЯД, что пост главы республики будет называться чеченским по происхождению термином. Впрочем, позднее спикер парламента республики Дукуваха Абдурахманов предположил, что, скорее всего, депутаты остановятся на термине «глава».

Нет на свете ни одного человека, который делает столько, сколько делаю я для соблюдения прав человека в Чечне

По мнению Кадырова, в стране следует прекратить «парад региональных президентов», поэтому он и предлагает изменить название должности руководителя Чеченской Республики. В интервью газете ВЗГЛЯД Рамзан Кадыров выражает уверенность, что его идея будет поддержана во всех республиках.

 Кроме того, в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД чеченский лидер коснулся и планов по развитию республики в соответствии со Стратегией развития Северного Кавказа, проект которой сейчас обсуждается, а также проблем межнационального общения в стране. По его мнению, волна антикавказских настроений в России, которую искусственно подогревают, все же постепенно идет на убыль, российское общество уверенно движется по пути оздоровления и укрепления единства.

ВЗГЛЯД: Рамзан Ахматович, надеетесь ли вы, что со временем ваш призыв об отказе от наследия «парада суверенитетов» – титула «президент» поддержат не большинство, а все без исключения ваши коллеги?

Рамзан Кадыров: Уверен, что со временем все придут к пониманию того, что это разумно, что именно так и должно быть. Это в интересах России. Да, «президент» – это звучит очень громко, гордо, но там, где речь идет о стране в целом, надо вперед выдвигать то, что пойдет на пользу всем россиянам, всему государству. Тем более что от переименования ничуть не меняются ни функции, ни обязанности, ни права руководителя региона.

Аргунское ущелье может стать одним из туристических центров Чечни (фото: ИТАР-ТАСС)

Аргунское ущелье может стать одним из туристических центров Чечни (фото: ИТАР-ТАСС)

В совсем недавнем прошлом руководителей регионов именовали первыми секретарями обкомов партии. Сейчас – по-другому. Русское, точнее славянское, слово «глава» звучит не менее почетно, чем иностранные слова вроде «президента».

ВЗГЛЯД: Как известно, одна из самых острых проблем в республике – это огромные минные поля, оставшиеся с войны. Посетивший Чечню в середине июня Дмитрий Медведев поручил в течение двух недель разработать методику оценки работ по разминированию республики, чтобы ускорить освобождение республики от мин.  Намерены ли вы добиваться того, чтобы поручение было наконец исполнено?

Р. К.: Вопрос разминирования мы обсуждали и во время состоявшейся недавно в Сочи встречи с президентом России Дмитрием Медведевым. Соответствующие поручения даны. Над ними работают в Минобороны и в МЧС. Не думаю, что именно в мои функции входит добиваться исполнения поручений главы государства федеральным министерствам и ведомствам. Я уверен, что они будут исполнены в установленные сроки.

«Стержнем общественного единства является русский народ»

ВЗГЛЯД: Вы написали в своем блоге о трагическом случае в Москве, у метро «Чистые пруды», где в драке погиб молодой человек.  В его гибели подозревают выходцев из Чечни. Эпизод стал новым поводом для обвинений в адрес чеченцев. Как вы полагаете, антикавказские настроения в центральной России в последнее время усиливаются или все же слабеют? 

Р. К.: Я не сторонник того, чтобы говорить о росте подобных настроений. В целом наше общество уверенно идет по пути оздоровления и укрепления единства. Стержнем такого народного единства, естественно, является русский народ, который, как я убежден, желает жить в мире и согласии со всеми остальными. Антикавказские, как вы сказали, настроения, если они и есть, кем-то подогреваются. При этом усиленно пытаются создать видимость наличия признаков неприязни между русским и северокавказскими народами. Это абсолютная ложь, выдумка.

Погибший у метро

Погибший у метро «Чистые пруды» Юрий Волков (фото: ИТАР-ТАСС)

Каким-то силам хочется представить в глазах россиян чеченцев и других как главных виновников всех бед каждого в отдельности взятого человека. На эту тему профессиональные провокаторы пишут сотни статей, ими завалено все интернет-пространство. Приведу пример. Усиленно муссируется тема, что якобы чуть ли не большинство жителей Москвы уже составляют чеченцы. Естественно, они как граждане России имеют право жить там, где им удобно. Но действительность выглядит иначе. Численность чеченцев как в Москве, так и в других субъектах снижается. Если во время войны люди ехали в Москву, теперь они возвращаются. Да, у них здесь нет жилья, работы, но они переезжают.

Русский человек имеет уживчивый характер. Ему нет разницы, кто живет рядом, чеченец или кто-то другой. Но ему сегодня днем и ночью твердят, что это плохо. А вода камень точит. Он начинает думать, а может, действительно, в том, что в кране нет воды, уже виноват сосед-чеченец, может, по его вине установилась аномальная жара, тают ледники, ожил вулкан в Европе...

Главное – обвинить, а потом никто и разбираться не станет или разберутся, когда поезд уйдет. Сейчас много говорят про лагерь «Дон». Опять сколько лжи! Призывы «Вставай, страна!». Опять попытки преподнести это как конфликт между русскими и чеченцами, хотя русские-то практически никакого отношения к событиям не имели. На территорию лагеря ворвалась толпа молодых людей с голыми торсами уж совсем не русской национальности. Они учинили погром, избивали детей. Но опять говорю,  большинство из них были не русские...

#{image=420520} Да, кому-то не нравится, что среди сотен тысяч уроженцев иностранных государств, наводнивших улицы Москвы, изредка мелькнет россиянин – чеченец, черкес, осетин, приехавшие в столицу своей страны. Если бы даже все чеченцы одномоментно из ЧР переехали в другие регионы страны, от этого этнический состав этих субъектов нисколько не изменился бы. Чеченцев один миллион в республике, а уроженцев других стран в России уже многие миллионы. У жителей Северного Кавказа и остальных регионов России одна страна, они все знают русский язык, литературу, культуру.

Нам всем вместе поднимать свое Отечество. Я ничего не имею против кого-либо по национальному признаку. Аллах в своем священном Коране говорит, что создал все народы равными. При этом хочу отметить, что в тяжелый для России час, не дай Всевышний, чтобы он наступил, на её защиту встанут русские, осетины, чеченцы, ингуши, татары. Среди них не окажется тех, кто  стремится нас всех в России стравить между собой, не окажется и уроженцев иностранных государств.

Я твердо уверен в том, что ни чеченцы, ни русские не настроены друг к другу враждебно. Если за столом в каком-то городке повздорили чеченец и русский, не стоит это переводить в межнациональный конфликт. В Грозном тоже ссорится чеченец с чеченцем и в Рязани русский с русским. Так устроен мир со времен Адама, когда один из сыновей лишил жизни своего брата.

Вот вчера читаю в подборке новостей, что в Петербурге задержали банду, которая занималась убийствами немощных людей с целью отбора квартир, в Орле задержали членов другой банды под руководством некого преподавателя академии. И те, и те специализировалась на убийствах по национальному признаку. В каждом случае фигурируют и сотрудники различных ведомств, призванных поддерживать правопорядок. В обоих случаях о национальной принадлежности обвиняемых ничего не сообщается.

Смотрите, что странно: в этот же день в одном из районов Москвы мужчина, «уроженец Чечни», нарушил порядок. И сразу же «в Москве милиция задержала чеченца». Не нарушителя, а «чеченца». Десятки публикаций с такими заголовками. А про первые два случая только краткая информация на лентах агентства. Если мы, россияне, будем враждовать между собой, наши бескрайние просторы могут заселить совсем иные люди. И не получат ли наши губернии и республики другие названия на иных языках? Чего мы с вами не должны допустить.

«Я обязан сделать всё, чтобы трагедия в Чечне не повторилась»

ВЗГЛЯД: Как сообщила одна из московских газет, в феврале, во время одной из операций по поиску боевиков, между бойцами сформированного из жителей Чечни батальона «Север» и спецназа Внутренних войск, прибывшего из центральной России, якобы произошел конфликт. В ходе боя погибло пятеро солдат ВВ. Как утверждала газета, в их гибели следует винить бойцов «Севера», которые, по ее словам, совершили предательство и подставили коллег под огонь противника. Вы тогда заявили, что авторы публикации, возможно, пытались «разжечь межнациональную рознь и подорвать боеспособность элитных подразделений». Как вы предполагаете, журналисты  действовали сознательно или просто погнались за сенсацией?

Р. К.: Можно полагать, что это была тщательно подготовленная акция. Хотя нельзя исключить и стремление выдать сенсацию, пусть и основанную на слухах. Не могу в этом упрекать одних только журналистов. Иногда приходится, видимо, печатать и то, что противоречит убеждениям автора. Это элитные подразделения, в послужном списке которых сотни спецопераций, задержанные и уничтоженные бандиты, изъятое оружие и, к сожалению, потери.

ВЗГЛЯД: Не рассматриваете ли вы возможность все же отказаться от требований уголовного преследования главы «Мемориала» Олега Орлова, учитывая, например, срок давности – ведь с момента, когда он обвинил вас в причастности к гибели Натальи Эстемировой, прошло уже более года?

Р. К.: Я ничего не требую. Я руководитель республики, глава семьи, многодетный отец. Названный вами господин позволил себе публично делать высказывания, порочащие мои честь и достоинство. Как и предусмотрено в правовом государстве, я обратился в суд с просьбой разобраться в ситуации. В начале года по просьбе близких мне и уважаемых мною людей отозвал иски. Но ответчику, видимо, захотелось дойти до суда. Как решит суд, видно будет.

Олег Орлов, глава

Олег Орлов, глава «Мемориала» (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: Выступая по республиканскому телевидению, вы сказали, что Орлов и другие представители «Мемориала» – это «враги народа, враги закона, враги государства». Ваши оппоненты назвали такое заявление очередной угрозой в свой адрес. Вы не опасаетесь, что кто-то из жителей Чечни может воспринять ваши слова буквально и применить насилие по отношению к сотрудникам «Мемориала»?

Р. К.: Я никому не угрожал и не угрожаю. Я президент пережившей небывалую в истории трагедию республики, где каждый человек лишился родных и близких им людей. Я обязан сделать всё, чтобы трагедия   не повторилась. И могу со всей ответственностью опять заявить, что нет на свете ни одного человека, который больше, чем я, заинтересован в соблюдении прав человека в Чечне, который делает столько, сколько я делаю для достижения этой цели, – естественно, при поддержке федерального центра, при поддержке команды, при поддержке сотен тысяч жителей республики, при моральной поддержке всех россиян, от которых я ежедневно получаю письма.

«В горах Чечни появились туристы из России»

ВЗГЛЯД: Начал ли уже активно участвовать в создании этого туристического центра или других крупных проектов видный предприниматель Тельман Исмаилов, посетивший полгода назад Грозный и обещавший инвестиции в республику?

#{interviewpolit}Р. К.: Тельман Исмаилов проявляет интерес к отрасли. Насколько нам известно, есть у него желание построить турбазу в горах. Думаю, что это будет современный комплекс, способный привлечь самого придирчивого к комфорту россиянина и иностранца. Когда начнется реализация планов? Думаю, что скоро. Да, хочу отметить, что жители России уже проявляют повышенный интерес к туристическим возможностям Чечни. Мои читатели в ЖЖ постоянно спрашивают, как можно приехать, какие выбрать маршруты, что лучше посмотреть, куда съездить. Стихийно приезжают, бывают в горах.

ВЗГЛЯД: Какая часть жителей Чечни уже получила компенсации за разрушенное в ходе военных действий жилье? Сколько еще ожидают в очереди? Минфин России дает достаточно денег на эти цели? И когда планируется завершить этот процесс?

Р. К.: Конечно, за 350 тыс. рублей компенсации невозможно заново построить дом, купить мебель, которых жители Чечни лишились во время войны. Различные варианты возмещения ущерба периодически обсуждаются, но окончательного решения ни по суммам, ни по срокам пока нет.

ВЗГЛЯД: Согласно проекту Стратегии развития Северного Кавказа, который подготовил полпред, вице-премьер Александр Хлопонин, в Чечне должен появиться огромный фруктовый сад, который будет снабжать соками едва ли не всю Россию. В какие сроки планируется вырастить такой сад? Какое количество рабочих мест он мог бы создать?

Р. К.: В Чечне ранее сотни и тысячи гектаров земли были отведены под сады. Продукция поставлялась практически во все регионы Советского Союза. В годы войны сады уничтожили. Теперь необходимо заново сажать. Это большие затраты, которые отдачу дают только годы спустя. Но, тем не менее, отрасль возрождается. Есть новые посадки. Где возможно, омолаживаем старые участки. Садоводство способно занять на сезонных работах несколько тысяч человек. Но мы не ограничиваемся только этим. Строим консервные заводы. Сроки ввода зависят от наличия средств. Инвесторы уже появляются.

ВЗГЛЯД: В какие сроки, согласно стратегии, может быть создан туристический центр на юге Чечни? Сколько рабочих мест позволить создать такое строительство и последующее его обслуживание?

Р.К.: Сроки? Опять все дело в деньгах. Фактически два маршрута у нас уже действуют – это в горах Итум-Калинского района. Ведутся строительные работы на озере Кезеной-Ам в Веденском районе. Решение развивать туриндустрию твердое. Это очень перспективное направление. Места выбраны. Кто-то уже вкладывает средства. Численность рабочих мест  будет возрастать по мере открытия  комплексов.

ВЗГЛЯД: По планам, которые содержатся в проекте стратегии, в ближайшие годы до 250 тыс. выходцев с Кавказа могут занять рабочие места мигрантов-иностранцев в других регионах России – например, в столице. Считаете ли вы такие меры достаточными? Есть ли другие возможности занять граждан Чечни на рабочих местах в других регионах? Согласятся ли сами чеченцы работать на стройках Москвы, ведь это тяжелый труд? Согласятся ли жители такой гордой республики, как Чечня, на такую малопрестижную работу, как уборка улиц, вместо нынешних уроженцев Таджикистана и Узбекистана?

Р. К.: Любые меры хороши для снижения уровня безработицы. Если в регионах страны появятся необходимые условия для привлечения трудовых ресурсов, люди сами поедут. Конечно, времена оргнаборов позади. В Чечне разрушены гиганты нефтепереработки и нефтехимии: химкомбинат, НПЗ им. Ленина, НПЗ им. Анисимова, НМЗ им. Шерипова, крекинг-завод, машиностроительный завод «Красный молот», ремонтно-механический завод, завод «Автоспецоборудование», «Электроприбор», «Мединструмент».

Уничтожены все заводы стройиндустрии, пищевой и перерабатывающей отрасли, научные институты с мировым именем, все автопредприятия, крупнейшие на Северном Кавказе птицефабрики. Для перечня всех объектов понадобятся сотни страниц. Людям, которые работали на этих предприятиях, нужно дать работу. Для этого необходимо строить в Чечне. То, что в наших силах, мы делаем. Создаем условия для развития малого и среднего бизнеса. В этой сфере уже заняты десятки тысяч человек. Они производят бетонные изделия, кирпич, кровельные материалы, продукты питания.

Согласятся ли жители Чечни работать на стройках Москвы? Да, это тяжелый труд, но нужда заставляет человека заниматься любым трудом. Что касается вашего вопроса о «гордой Чечне» и малопрестижной работе по уборке улиц вместо таджиков и узбеков. В нем изначально заложен элемент неуважения как к иностранцам из этих государств, так и к гражданам России – чеченцам. Чеченцы держат в идеальном виде улицы и проспекты Грозного и других городов республики. Поедут они подметать улицы Москвы? Не уверен в этом. И зачем? Они могут строить, выращивать – среди них сотни тысяч высококлассных специалистов.

..............