Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

15 комментариев
28 октября 2010, 17:58 • Политика

«Пункт о переаттестации очень важен»

Михаил Гришанков: Никакого бесправия полицейских не будет

«Пункт о переаттестации очень важен»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Костюкова

«Процедуру переаттестации должен пройти весь руководящий состав МВД. Вопрос лишь в том, кто должен переаттестовывать сотрудников», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД зампред комитета по безопасности единоросс Михаил Гришанков, комментируя законопроект «О полиции», внесенный накануне в Госдуму.

Основное новшество проекта – это, по мнению Гришанкова,  не только более четко прописанная процедура «вторжения в жилище». Главное – это переаттестация всех сотрудников МВД, что должно очистить ряды сотрудников правоохранительных органов от нечистоплотных и дискредитировавших себя милиционеров.

Оставлять функции вневедомственной охраны за полицией, - значит создавать конфликт интересов

Напомним, в среду вечером президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект «О полиции». Одновременно текст документа был опубликован на сайте http://zakonoproekt2010.ru/. «Я очень рассчитываю на консолидированное обсуждение всеми политическими силами», – сообщил глава государства несколькими часами ранее.

Как сообщила пресс-служба Кремля, в опубликованном документе появились правки по результатам общественного обсуждения, в том числе и в Интернете. Проект закона «О полиции» содержит 11 глав и 57 статей. В пакете с документом глава государства внес законопроект, предложив скорректировать несколько действующих законодательных актов «в связи с принятием федерального закона «О полиции».

Подготовить принципиально новый закон о милиции Медведев потребовал в феврале этого года, тогда же объявив о грядущем серьезном сокращении числа сотрудников правоохранительных органов. На написание законопроекта МВД был отпущен срок до 1 декабря этого года. Однако в июле глава государства решил, что страна не может ждать так долго.

В результате законопроект был обнародован 7 августа и впервые вынесен на широкое общественное обсуждение. За почти полтора месяца на сайте законопроекта со своими замечаниями отметились почти 20 тыс. россиян.

(Фото: grishankov.ru)

Михаил Гришанков (Фото: grishankov.ru)

Об основных изъянах и достоинствах внесенного накануне законопроекта «О полиции», а также о том, какие нормы должны быть скорректированы при обсуждении документа в Госдуме, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал зампред комитета Госдумы по безопасности, зампред комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков.

ВЗГЛЯД: Михаил Игнатьевич, какие явные достоинства появились у проекта после 7 августа?

Михаил  Гришанков: Более четко прописываются нормы, запрещающие провоцировать взяточничество. Давать деньги человеку со словами «пройди по 10 кабинетам и выяви, кто возьмет деньги, а кто нет», будет нельзя. Сейчас, хотя это по логике запрещено, многие сотрудники милиции этим активно пользуются.

ВЗГЛЯД: А какая норма во внесенном в Госдуму законопроекте вызывает у вас сомнения?

М. Г.: Это норма, разрешающая полицейским беспрепятственно получать информацию от кредитных организаций по операциям и счетам граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц. Это явно излишнее полномочие полиции. Есть риск, что полицейские будут использовать это право не для дела, а для рейдерских захватов или перепродажи информации. И я думаю, сейчас вокруг этой нормы в Госдуме развернется настоящая борьба.

То же самое касается и права полицейских беспрепятственно знакомиться с необходимыми документами и материалами предприятий, в том числе и с персональными данными граждан только по предъявлении служебного удостоверения. Одно дело, когда пишется официальный запрос, а совсем другое – когда просто приходит полицейский и требует предъявить ему какие-то документы. Это очень спорный пункт, и его нужно будет корректировать или даже исключать.

ВЗГЛЯД: А как может выглядеть первоочередная переаттестация всех бывших сотрудников милиции и кто должен их тестировать и проверять?

М. Г.: Пункт о переаттестации очень важен. Эту процедуру должен проходить весь руководящий состав правоохранительных органов. Вопрос лишь в том, кто должен переаттестовывать сотрудников МВД. Если этим будут заниматься сотрудники кадровых служб, не изменится ничего.

Вопрос не только в знании законов, а в том, насколько человек соблюдает ограничения, связанные со службой в правоохранительных органах. Не совершал ли он, к примеру, порочащих поступков. Но как это будет делаться, непонятно.

Ведь уже сегодня кадровые службы не могут уволить тех, кто уже нарушил нормы этики и морали. Конкретный пример – начальник ГУВД Перми, несмотря на упавший самолет и 80 погибших, улетел в отпуск. До сих пор, вот уже два года, этот человек занимает ту же должность. Хотя его поступок порочил честь и достоинство сотрудника милиции.

Порядок переаттестации будет определяться президентом, так же как и перечень лиц, которые должны будут переаттестовываться в первую очередь, однако все поступки полицейского, совершенные ранее, должны будут учитываться. Главное, чтобы в ней принимали участие не только сотрудники полиции, а какие-то независимые эксперты.

#{smallinfographicleft=368883}ВЗГЛЯД: Почему передача ряда функций полиции, таких как выдворение мигрантов, организация медвытрезвителей, техосмотр автомобилей и конвоирование заключенных, другим федеральным органам откладывается на год – до января 2012 года?

М. Г.: Я думаю, что переходный период связан нежеланием министерств и ведомств взять на себя новые функции. Очевидно, что полиция должна избавляться от несвойственных ей функций. Но ведомства, которые должны получить эти функции, не только не горят желанием, но жестко сопротивляются этому.

Кроме того, многие министерства и ведомства сейчас пытаются выбить для себя и новые полномочия. Допустим, вытрезвителями должен заниматься Минздрав, а Минздрав не горит желанием заниматься ни ими, ни лечебными заведениями в структурах ФСИН. Миграционный контроль и выдворение также должна перенять ФМС. А что касается техосмотра, то этим должны заниматься частные автомастерские.

#{image=435605}ВЗГЛЯД: Наибольшие споры в Интернете вызвало положение первой версии законопроекта о возможном проникновении полицейских в жилище. Что меняется в нынешней версии документа, ведь перечисленные причины для проникновения в жилище остаются прежними...

М. Г.: Естественно, полицейский должен предотвращать преступления и спасать граждан. Когда соседи слышат, что в соседней квартире кого-то убивают, они вызовут полицию. При этом полицейские не имеют права дожидаться под дверью и бездействовать.

Эти все нормы есть и в действующем законе о милиции. И в этом плане никакого ухудшения или бесправия полицейских граждане не почувствуют. Тем более что в действующем законе полицейские должны немедленно уведомить прокурора о совершенных действиях. Кроме того, данные действия полиции должны быть четко регламентированы.

ВЗГЛЯД: Почему же тогда законодатели не пошли по пути большего регламентирования норм задержания граждан? В большинстве европейских стран, в случае если  полицейский нарушил правила задержания, все дальнейшие доказательства, собранные против гражданина, признаются юридически ничтожными. А в этом проекте говорится лишь о том, что полицейский должен представиться, рассказать о правах задержанного и дать ему возможность сделать один звонок.

М. Г.: Если действия полицейского неправомерны, они должны признаваться таковыми судом и вышестоящим начальством. И естественно, что сбор доказательств и допросы, произведенные с нарушением закона, учитываться не будут. Сегодня эта норма в рамках уже действующего законодательства вполне реализуема.

ВЗГЛЯД: Почему в МВД активно возражают против пункта в документе, согласно которому все финансирование пойдет исключительно из федерального бюджета?

М.Г.: Действительно, вся полиция будет финансироваться из федерального бюджета, что на практике будет означать, что если в каком-то городе нужно будет увеличить штат участковых, например в случае резкого роста преступности, они этого сделать не смогут. Муниципалитеты не смогут увеличивать число ставок. На местах данное положение законопроекта воспринимается очень плохо.

ВЗГЛЯД: Почему в законопроекте не предусмотрены финансы, необходимые для переименования милиции в полицию?

М. Г.: Думаю, это связано с тем, что эти затраты, например изменение формы, удостоверений и наклеек, начнутся с 2012 года. В течение 2011 года все эти атрибуты будут только разрабатываться. Следовательно, и траты из госбюджета лягут на бюджет 2012 года.

ВЗГЛЯД: Накануне внесения закона, в том числе и через газету ВЗГЛЯД, вы призывали изъять у МВД коммерческую по сути функцию вневедомственной охраны. Как получилось, по-вашему, что эта функция в проекте пока сохранена?

М.Г.: На самом деле, это очень большой рынок услуг, и оставлять эти функции за полицией, значит создавать конфликт интересов, что идет вразрез с идеей о снижении коррупции. Вероятно, руководству МВД удалось убедить руководителей государства в необходимости сохранения данной функции. Вероятно, за нее они будут также бороться в Госдуме.

..............