Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
12 января 2009, 19:50 • Политика

«Газ для Киева – ресурс политический»

Валерий Язев: Газ для Киева ресурс политический

«Газ для Киева – ресурс политический»
@ Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

Во вторник в Брюсселе пройдет чрезвычайное заседание Комитета по международным делам, на котором европарламентарии выслушают российское мнение о причинах и следствиях «газовой войны» с Украиной. Познакомить западных коллег с соображениями Госдумы относительно кризисной ситуации взялся вице-спикер, президент «Российского газового общества» Валерий Язев. Перед вылетом в Бельгию парламентарий дал интервью газете ВЗГЛЯД, в рамках которого познакомил с доводами Москвы и с собственными суждениями на предмет конфликта.

– Зачем Европарламенту понадобилось собирать Комитет по международным делам на чрезвычайное заседание?
– Как вы знаете, 14 января Европарламент рассмотрит вопрос транзита газа через Украину. Чтобы принять более взвешенное решение, европейцы хотят предварительно заслушать российскую сторону. Для этого и собирается Комитет по международным делам.

Поставить под вопрос энергобезопасность Европы для Америки – колоссальный риск. У Европы с США и так непростые отношения

– И о чем вы намерены рассказать европейцам?
– В первую очередь, я собираюсь познакомить их с хронологией конфликта. Первые трения начались еще в январе 2006 года. В результате чего были разделены контракты на поставку и на транзит российского газа. Сегодня уже очевидно, что это было правильное решение. И если бы эти договоры до сих пор были связаны, мы никогда не добились бы правды от украинской стороны. Кроме того, я попытаюсь объяснить европейским партнерам причины некорректного поведения Украины. Первая причина состоит в том, что газ для Украины – это мощный политический ресурс, который эффективно используют и президент Ющенко, и премьер Тимошенко. Ни один, ни другой не хотят отказываться от такого козыря в политических баталиях, что заметно мешает разрешению конфликта. Вторая причина «пробуксовки» газовых переговоров заключается в том, что на Украине существует колоссальный, в том числе и теневой, бизнес по перепродаже российского газа. У созданного по инициативе украинцев совместного посредника – Росукрэнерго – Нафтогаз покупает газ по 179 долларов. А продает его по 320–340 долларов. При этом, когда Газпром поставил перед Киевом вопрос о необходимости погасить задолженность по газу за октябрь – ноябрь, украинцы взяли кредит. То есть деньги, полученные ими от потребителей (а на Украине собирается свыше 80% газовых платежей), куда-то пропали. Понятно, что в такой ситуации говорить о прозрачности газовой торговли на Украине вряд ли приходится.

– То есть нам надо готовиться к повторению «газового сражения» или вообще отказываться от транзита голубого топлива через Украину?
– Совсем не обязательно. Я считаю, что существует ряд механизмов, которые позволят не допустить повторения нынешнего кризиса. Одной из таких мер могло бы стать создание на Украине международного транспортного консорциума. Кроме того, нынешняя трехсторонняя наблюдательная комиссия, которая работает на территории России и Украины, на мой взгляд, должна превратиться в структуру межгосударственного и международного учета движения энергоресурсов. Также необходимо приступить к диверсификации энергетических транспортных потоков из России. В частности, вплотную заняться проектами Северный и Южный поток, внимательнее присмотреться к технологии торговли сжиженным газом. Ну и главное, Украина должна смириться с тем, что газ ей будет поставляться по экономически обоснованным ценам. Именно по такой стоимости газ сегодня получают Польша, страны Балтии, многие бывшие советские республики. И только Украина демонстрирует крайне болезненную реакцию в данном вопросе.

– Вы считаете, что Европа готова прислушаться к российским доводам и предложениям?
– Слушать нас европейцам, конечно, будет тяжело. В Европе очень разное отношение к России и Украине. Основным политическим и экономическим игроком в данной ситуации на Западе считают Россию. А Украина, в их понимании, не до конца самостоятельная, маленькая страна, которую нельзя обижать, но к которой надо прислушиваться. Вся «большая» западная пресса на стороне Украины. Да и европейскому обывателю – потребителю газа не интересно, кто транзит сорвал. Объяснить, что сбой произошел по вине украинской стороны, не так просто. Ведь европейцы четко знают, что газ им бесперебойно должны поставлять Россия и Газпром.

Пока мы не можем переориентировать основные газовые потоки из Европы в Азию. Европа для нас – это вчера, сегодня, завтра в энерготорговле

– Некоторые эксперты высказывают мнение, что, если Украина и дальше будет вести себя столь некрасиво, а европейцы продолжат оправдывать Киев, мы можем переориентировать основные газовые потоки из Европы в Азию.
– Пока не можем. Для этого не создана трубопроводная система. И, кстати, мы никогда не противопоставляли восточный вектор западному. Европа для нас – это вчера, сегодня, завтра в энерготорговле. А Азия – только завтра. Чтобы из потенциальных партнеров азиаты превратились в реальных потребителей нашего газа, нам нужно построить газопровод «Алтай» и проложить трубопроводы с Сахалина. Кроме того, необходимо создать единую систему газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока и соединить ее с европейской частью. Тогда мы сможем направлять избыток газа в Китай, Южную Корею и Японию. Это предстоит сделать. Мы должны диверсифицировать направления экспорта своих энергоресурсов.

– Но не в ущерб Европе?
– Да, нет нужды нам ее ущемлять, нам выгодно продавать и на Запад, и на Восток. Лишь бы были экономически обоснованные цены, гарантии транзита и ответственность потребителей. Мы все время бьемся за долгосрочные контракты, чтобы под разработанные нами месторождения всегда был покупатель. Мы этого добились. У Газпрома есть контакты до 2030 года, до 2036 года. А сейчас надо гарантировать транзит российского газа в Европу.

– Есть мнение, что новогодняя принципиальность Киева была импортирована на Украину из Вашингтона.
– Я слышал такие версии, но не считаю, что это так. Поставить под вопрос энергобезопасность Европы для Америки – колоссальный риск. У Европы с США и так непростые отношения. И если Америку поймают на том, что она плюс к экономическому кризису, который зародился в США, гадит Европе еще и с точки зрения энергобезопасности, думаю, мало американцам не покажется. Я все же считаю, что посредством конфликта с Россией свои внутри- и внешнеполитические проблемы решают украинские элиты.

– По-вашему, для чего Украине понадобилось дополнять соглашение скандальной декларацией? Ведь изначально было понятно, что документ с таким «довеском» Россия не примет.
– Думаю, авторы этой декларации преследовали свои политические цели. В преддверии предвыборной гонки каждому хочется показать, что именно он больше радеет за Украину. Кроме того, это способ затянуть переговоры. Сейчас на Украине идут лихорадочные поиски вариантов сохранения влияния на газовую индустрию и контроля финансово-газовых потоков страны. А на это нужно время.

..............