Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
23 сентября 2008, 21:41 • Политика

Высшая лига мира

ООН может радикально измениться

Высшая лига мира
@ Reuters

Tекст: Роман Федосеев

На проходящей сейчас в Нью-Йорке сессии Генассамблеи вопрос о реформе самой влиятельной структуры ООН – Совбеза – вновь стал одним из самых обсуждаемых. Бразилия, Германия, Индия, Япония продолжают свою борьбу за лакомый кусочек в виде постоянного членства в СБ, а значит, за обладание правом вето. Более того, новый председатель Генассамблеи, отражающий интересы малых стран, и вовсе предложил лишить львиной доли полномочий этот закрытый клуб сильных мира сего.

В рамках очередной, 63-й по счету сессии Генеральной Ассамблеи ООН стартовали и межправительственные переговоры по реформе Совета Безопасности. Среди предложений имеются как осторожные (вроде увеличения числа непостоянных членов), так и кардинальные – вплоть до лишения Совбеза его основных привилегий.

Расклад от 45-го

Всем хочется порулить. Но не все приложили усилия к созданию ООН. Стали членами – и слава богу, и сидите на Генассамблее

«Мы выступаем за расширение постоянного и непостоянного членства СБ ООН. И мы стремимся к тому, чтобы стать постоянным членом СБ ООН, и выступаем за скорейшую реформу Совбеза», – заявил во вторник министр посольства Японии, заведующий информационным отделом Акира Имамура.

По его словам, в Токио приветствуют решение о начале переговоров о реформировании Совета Безопасности. «Это безотлагательная задача для международного сообщества», – передает слова дипломата РИА «Новости» .

То, что данное заявление прозвучало именно из Токио, не случайно. Наряду с Германией Япония была одной из первых стран, которые еще в 90-е годы заявили о несправедливости существующей сейчас в Совбезе раскладки.

Как известно, созданный в 1945 году одновременно с самой Организацией Объединенных Наций Совбез был призван закрепить сложившуюся после Второй мировой войны систему международной безопасности. Именно поэтому в число его постоянных членов вошли страны, так или иначе относящиеся к лагерю победителей, – СССР, Великобритания, Китай, США, Франция. (К слову, в Уставе ООН Германия и Япония до сих пор обозначены как агрессоры.)

Эта наиболее консервативная структура ООН менялась лишь раз, когда 1965 году количество ее непостоянных (а значит, не обладающих правом вето), избираемых сроком на два года членов было увеличено с 6 до 10.

Впервые же обоснованное и документально оформленное предложение о реформе Совбеза появилось в 2004 году. Тогда Бразилия и Индия присоединились к Германии и Японии для того, чтобы выступить с совместным заявлением о необходимости принятия их в состав СБ на правах постоянных членов. Назвалась инициативная группа «Большой четверкой», или G4.

Вообще за последние несколько лет звучали разные предложения, не затрагивающие интересы постоянных членов СБ. И наибольшую популярность среди них получила инициатива Испании, Италии, Канады, Мексики и Пакистана, предусматривающая расширение количества непостоянных членов Совбеза сразу до 25.

И вот на прошлой, 62-й сессии Генассамблеи под нажимом сторонников кардинальных реформ наконец было принято решение об официальном начале межправительственных переговоров по реформе СБ. И предсказуемо, что сами члены «пятерки», обладающие правом вето, не слишком настроены делиться с кем-либо имеющимися у них привилегиями.

К примеру, Россия выступает за компромисс в поиске путей реформирования Совета Безопасности путем ограниченного расширения его численного состава.

По словам заместителя министра иностранных дел РФ Александра Яковенко, увеличение численности членов совета до 20–26 для России «кажется чрезмерным». «При этом для компромисса Москва считает полезной идею увеличения только числа непостоянных членов с продленным сроком», – заявил на прошлой неделе дипломат в рамках пресс-конференции.

Что до священной коровы в виде постоянного членства, то тут позиция Москвы непреклонна – любая реформа ООН никоим образом не должна затрагивать прерогативы нынешней «пятерки». «В ходе предстоящих дискуссий и переговоров РФ в первую очередь, безусловно, будет отстаивать свои приоритеты. Необходимо, чтобы при расширении Совбез оставался работоспособным, а значит, компактным», – заявил постпред России при ООН Виталий Чуркин.

Эксперт Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко уверена, что и другие постоянные члены Совбеза сделают все, чтобы не делить свои особые полномочия с другими странами.

«Наиболее непримиримой позиции здесь, кстати, придерживаются США, несмотря на то что с Германией, Францией и Японией они поддерживают достаточно хорошие отношения. Я не думаю, что какие-то крупные реформы в этом направлении произойдут в ООН: Вашингтон не позволит новым конкурирующим игрокам появиться на своем поле», – пояснила эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

При этом Войко подчеркивает, что при появлении новых постоянных членов у России появятся и новые проблемы. «Москва и так постоянно сталкивается с тем, что ее решения блокируются членами Совбеза. Его расширение приведет только к осложнению в структуре ООН», – констатирует эксперт.

Об этом же говорит и вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. «При любой новой конфигурации и при любом составе новых членов для России все изменилось бы только в худшую сторону. В любом случае это будет только вредить той позиции и политике, которую проводит Москва», – подчеркивает он.

Возмутитель спокойствия

Как бы там ни было, к стремлению стран БРИК и G8 войти в состав Совбеза за последние несколько лет все уже попривыкли. А вот заявления нового председателя Генассамблеи Мигеля д'Эското Брокмана действительно стали неожиданностью.

Вообще, фигура самого Брокмана весьма колоритна. Бывший католический священник, а затем министр иностранных дел в сандинистском правительстве Никарагуа в 1980-х годах и лауреат Ленинской премии был избран председателем Генассамблеи ООН сроком на один год в качестве представителя Латинской Америки и стран Карибского бассейна.

Среди первых же его заявлений на новом посту (что, впрочем, неудивительно для представителя Латинской Америки) – жесткая критика внешней политики США. В частности, говоря о помощи Вашингтона диктаторскому режиму Самосы в Никарагуа, он назвал бывшего президента Рональда Рейгана «палачом моего народа», а нынешнего, Джорджа Буша-младшего, – «его духовным наследником». Наконец, Брокман раскритиковал США в связи с их поддержкой режима Саакашвили, обвинив Грузию в агрессии и нарушении Устава ООН.

Что же касается реформы организации, то тут Брокман не собирается ограничиваться половинчатыми мерами. Он не только намеревается расширить состав Совбеза, но и лишить главных преимуществ его постоянных членов, в том числе права вето.

Дело в том, что в настоящее время решения Генеральной Ассамблеи, в которую входят 192 страны, носят лишь рекомендательный характер, а решения Совбеза – обязательный для всех членов ООН. Никарагуанец же хочет сломать сложившееся положение.

«Решения Генеральной Ассамблеи ООН должны носить юридически обязывающий характер. Диктат сверхдержав должен остаться в прошлом. Совбез в нынешнем виде стал тормозом на пути к демократии. Некоторые страны – члены СБ ООН подсели на войну, как на наркотик», – заявил Брокман на сессии Генассамблеи.

По словам Евгении Войко, желание небольших стран принимать большее участие в принятии важных международных решений можно понять, однако само предложение Брокмана представляется почти нереальным.

«Не думаю, что в скором времени такая реформа будет реализована. Это достаточно трудоемкий процесс, хотя бы потому, что такую масштабную структуру, как Генассамблея, очень сложно оперативно собирать. И опять же, против этого будут выступать США и Россия, поскольку такие изменения понизят их мировой статус», – говорит эксперт Центра политической конъюнктуры России.

Владимир Анохин также оценивает предложение Брокмана крайне негативно, даже несмотря на то, что нынешний глава Генассамблеи настроен по отношению к России весьма дружественно. «Всем хочется порулить. Но не все приложили усилия к созданию ООН. Стали членами – и слава богу, и сидите на Генассамблее. Совбез лучше не трогать, потому что это единственный орган, который реально обеспечивает безопасность в мире. Любая реформация этой структуры предполагает большой бардак», – резюмировал эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

..............