Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин, конечно, понимает, что Запад пытается обмануть как Россию, так и Китай. Однако это понимание не мешает китайцам делать вид, что они играют в американскую игру. Однако китайцы намерены использовать эту игру не для того, чтобы продавливать Россию, а для того, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу. Ведь за этим столом будет не только решаться судьба Украины, но и писаться правила будущего миропорядка.

0 комментариев
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
26 августа 2008, 18:45 • Политика

Война и мир

Британия создает коалицию против России

Война и мир
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Решение о признании Абхазии и РЮО было направлено на то, чтобы предотвратить геноцид, подчеркивает президент России. У НАТО иная трактовка, и альянс вновь заявляет о нарушении территориальной целостности Грузии и «агрессии Москвы». Великобритания в свою очередь уже взяла на себя обязательство сколотить некий «широкий альянс по противодействию Москве». Однако прозвучали в адрес решения Медведева и первые слова поддержки.

Дмитрий Медведев не согласен с представителями Евросоюза и продолжает подчеркивать: признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии полностью стыкуется с международным правом.

Союз Белоруссии и России может пополниться еще двумя государствами – Южной Осетией и Абхазией

При этом глава государства напомнил, что, признавая независимость Косова, западные партнеры России говорили, что это особый случай. «Каждый случай признания по своей природе – это случай особого рода. Особенная ситуация в Косово, особенная ситуация в Южной Осетии и Абхазии», – заявил президент в интервью телеканалу Russia Today.

Что касается мотивов, которыми он руководствовался, признавая Сухуми и Цхинвали, Медведев вновь заявил, что «принятие решения направлено на то, чтобы предотвратить геноцид, истребление народов и помочь им стать на ноги».

При этом президент России заметил, что, «если на Западе хотят сохранять добрые отношения с Россией, они поймут причину нашего решения». «Нас ничего не пугает, в том числе и перспектива холодной войны, но мы ее не хотим, и в этой ситуации все зависит от позиции наших партнеров», – резюмировал Медведев.

Кроме того, как передает «Интерфакс», глава российского государства заявил о полном выполнении Россией обязательств по соглашению Медведева – Саркози. «Наши войска выведены за пределы Грузии, кроме так называемой полосы безопасности», – подчеркнул он.

Любопытно, что за несколько минут до данного заявления МИД Грузии распространил сообщение, в котором обвинил Россию в нарушении обязательств по выводу войск. И даже призвал международное сообщество принять меры для «пресечения оккупации территорий страны».

Первым откликнулся министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд, призвав страны Запада к созданию коалиции «против агрессии России в Грузии». Сам Милибэнд начнет работу по созданию этой самой коалиции уже в среду в рамках визита на Украину.

«Я нахожусь в постоянном контакте с зарубежными партнерами по этому вопросу. Это должна быть максимально широкая коалиция», – цитирует главу Форин-офиса ИТАР-ТАСС.

Свои пять копеек вставил и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, заявив, что отвергает решение России о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.

«Это является прямым нарушением ряда резолюций Совета Безопасности ООН по территориальной целостности Грузии, резолюций, которые были поддержаны самой Россией», – отмечается в заявлении, которое цитирует РИА «Новости».

В то же время на внешнем фоне прозвучали и первые слова поддержки. Пока, правда, на неправительственном уровне.

Так, по мнению лидера оппозиционной Партии регионов Виктора Януковича, Украина должна поддержать волю народов Абхазии и Южной Осетии к независимости. «Признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии – это логичное продолжение процесса, который был запущен западными странами в отношении признания независимости края Косово», – заявил он.

С этим мнением солидарен и замглавы комиссии по международным делам палаты представителей Национального собрания Белоруссии Сергей Костян. «Это очень правильный и своевременный шаг со стороны России. Этим самым Россия положила конец политике однополярного мира, которую проводили США и Европейский союз», – пояснил он «Интерфаксу».

Говоря же о возможной реакции Запада на принятое Москвой решение, белорусский депутат заявил следующее: «Плевать нам на ту реакцию. Их не беспокоила наша реакция, когда они в одностороннем порядке признавали независимость Косово».

«Думаю, что при получении независимости и суверенитета Южной Осетией и Абхазией союз Белоруссии и России может пополниться еще двумя государствами – Южной Осетией и Абхазией», – резюмировал Костян.

Предварительные итоги подвел глава МИД России Сергей Лавров. «В столицах европейских высказали главным образом сожаление или большое сожаление, если мы признаем независимость. Но если руководствоваться фактами, а не чьими-то намерениями, то Россия сделала единственно возможный шаг с точки зрения права, истории и морали. Иного решения, кроме признания независимости двух государств, Россия принять не имела права», – заявил он, подтвердив, что проекты договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Абхазией и Южной Осетией будут разработаны в сжатые сроки.

Комментарии экспертов

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Я считаю очень важным отметить, что теперь внутри России стоит ожидать консолидации и активизации сил, которые хотели бы заставить президента Медведева отказаться от модернизации страны, от «Стратегии 2020» и массированной борьбы с коррупцией под предлогом конфронтации с Западом. Действия Медведева не имеют своей целью конфронтацию с Западом, однако различным реакционным, консервативным, националистическим силам может быть выгодна сложившаяся обстановка. В этом случае гражданскому обществу нужно быть очень бдительным и не допустить разрастания каких-либо реакционных тенденций. Отмечу также, что признанием независимости Абхазии и Южной Осетии Россия не претендует на умаление суверенитета Грузии. Разбираться с этим вопросом предстоит самому грузинскому руководству. Главное, что теперь Москва получила нормативную основу присутствия своих войск в Южной Осетии и Абхазии – это межгосударственные военные договоренности. Мы не претендуем ни на пядь грузинской земли, и режим Саакашвили может оставаться у власти столько, сколько ему позволит грузинский народ. Что касается отношений с Западом, я ожидаю существенного их ухудшения. Кризис, развязанный грузинским руководством, продолжается. И главный фактор затягивания ситуации – это администрация Джорджа Буша, которая потерпела крушение по всем своим внешнеполитическим авантюрам и сейчас пытается превратить Россию в главного виновника всех своих неудач. По крайней мере до президентских выборов в США это будет продолжаться, поскольку единственный шанс для нынешнего американского руководства попросту не оказаться на скамье подсудимых – это обеспечить победу Маккейна. Нельзя недооценивать возможности США в давлении на Европу, а значит, и с ЕС могут серьезно ухудшиться отношения. Главный вопрос – ограничится ли Вашингтон демонстративными действиями, или возможны прямые провокации против российских военных в Южной Осетии /ВЗГЛЯД/.

Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Если исходить из юридических посылов, этот шаг, в отличие от Косова, вполне оправдан. Абхазия никогда не входила в состав Грузии до СССР, Осетия вообще была искусственно разделена. В постсоветский период обе республики отказались выходить из состава СССР и признали свою независимость раньше, чем Грузия «вывалилась» из Союза. Заявления Тбилиси о том, что Грузия является единым государством, вообще смешны – не надо тогда убивать своих соотечественников. И самое главное, что в течение этих лет Грузия не смогла выработать реальных предложений, которые бы удовлетворили Южную Осетию и Абхазию. Обе республики фактически давно были вписаны в ареал России – и по национальному составу, и по гражданству. Понятно, что Россию ждет обострение с Западом, который обязательно воспользуется этим обстоятельством. Однако реальных угроз я не вижу. Например, когда слышишь крики о том, что Россия окажется в международной изоляции, на ум сразу приходит пример изолированного Ирана, торговый оборот с которым в прошлом году при действии санкций вырос на 8 млрд евро. То есть западные страны кричат об изоляции все вместе, однако торгуют каждый по отдельности. Исключение из «Большой восьмерки» тоже не большая беда. Конечно, хорошо сидеть без галстуков и вести приятные беседы. Но если на одной чаше весов это, а на второй – жизнь твоих граждан, нормальный политик, конечно, выберет второе. И если нас вытурят из этого клуба, ущерб будет нанесен авторитету самой «восьмерки», которая превратится во что-то вроде ГУАМ. Об экономической изоляции России тоже можно забыть. Что они, откажутся от нашего газа или нефти? Хотя, конечно, для США это было бы очень выгодно – конкурентов не будет. Поэтому мы должны спокойно относиться к этим угрозам /ВЗГЛЯД/.

,
Я считал, что не нужно спешить с признанием независимости, используя это как козырь в переговорах. Тогда мы могли бы воздействовать на США и других западных партнеров в вопросе принятия выгодной для нас резолюции Совбеза ООН. Однако теперь такой вариант резолюции вряд ли возможен. С военной же точки зрения наши позиции на Кавказе улучшились. Мы теперь имеем плацдарм в виде Южной Осетии с той стороны Кавказского хребта, Черноморский флот после 2017 года теоретически может использовать берега Абхазии для создания новых баз. Но если смотреть с точки зрения стратегических позиций, то мы получаем гораздо больше проблем, чем достижений. Например, наш дальневосточный сосед не выказал нам никакой поддержки, более того, насколько мне известно, сделал реверанс в сторону Грузии. Плюс к этому наметился некий альянс между Китаем и США, что для нас крайне опасно. Это настораживает больше всего, потому что именно тоталитарные режимы, каким является Китай, могут во внешней политике совершать кульбиты на 180 градусов. Поэтому, если США и Китай окажутся по одну сторону баррикад, это станет для нас большой проблемой. Я надеюсь, что этого не произойдет, но пока все факты указывают именно на это. В таком случае наш тактический выигрыш может оказаться стратегическим проигрышем /ВЗГЛЯД/.

Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
Единственное последствие для России – теперь нужно искать двух хороших послов в эти республики. Потому что наши заокеанские и европейские друзья и до этого занимались изолированием России. Может быть, до этого они не занимались распространением своего военно-политического влияния к нашим границам, а сейчас, увидев российские войска вблизи Тбилиси, спохватились? Нет. Конечно, нас сейчас за это накажут, а за что нас тогда наказывали раньше? Я не вижу принципиальной разницы между тем, что было, и тем, что будет сейчас. Нам не отменяли визовый режим, блокировали подписание нового соглашения между Россией и ЕС, развертывали под боком третий позиционный район. То есть хуже нам все равно от этого шага не будет. И сразу возникает вопрос: а готова ли Европа отказаться от наших энергоресурсов, или, может быть, она готова перестать поставлять нам как на самый крупный рынок свои автомобили, отдав эту нишу Японии и Китаю? Если нет, зачем нам тогда дергаться и чего боятся? Если нас исключат из какой-нибудь очередной говорильни, то это станет проблемой лишь нескольких наших сотрудников из комитета по внешней политике. Сейчас просто наступает момент истины: все действия, которые они раньше совершали против нас, теперь будут обосновываться признанием независимости двух республик, и будут вести демагогию на тему того, что если мы отменим свое признание, они станут хорошими и милыми /ВЗГЛЯД/.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Это решение, мягко говоря, предсказуемое. На самом деле и у Запада, и у России выбора нет. Москва, произведя военную операцию в отношении Грузии, поставила себя в такие рамки, что не признать Южную Осетию было просто невозможно. Россия просто прошла до конца, несмотря на то что Запад пугал симметричным или асимметричным ответом. В результате, судя по всему, Запад не намерен вводить каких-либо экономических санкций, потому что для этого нет юридических оснований согласно международному праву. Конечно, теперь будет затруднено вступление в ВТО, Совет Россия – НАТО, скорее всего, будет распущен. Кроме того, оказывается под большим вопросом членство России в «Большой восьмерке». Честно говоря, не вижу в этом ничего страшного и сверхъестественного. На мой взгляд, Россия вольна признавать те или иные государственные образования после т. н. косовского прецедента. Для России это имеет не только политическое, геополитическое значение, но и военное. Очевидно, что Грузия станет одним из форпостов НАТО на территории Закавказья, а Южная Осетия и Абхазия помогут нивелировать это преимущество. Кроме России независимость этих республик могут признать страны бывшего СССР – Белоруссия, возможно, центральноазиатские режимы, потому что в свое время некоторые из них чуть не пали жертвами «бархатных революций». Возможно, республики признают в рамках ШОС, но не всеми странами – Китай на это не пойдет, у него есть свои болевые точки в виде Тайваня и Тибета /ВЗГЛЯД/.

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Существовали аргументы как за признание независимости Абхазии и Южной Осетии, так и против. Необходимо было политически зафиксировать итоги войны, и это, безусловно, ограничивало возможности для маневра российской дипломатии. Теперь же стоит ожидать жесткой реакции Запада. Другой вопрос – будет ли она единой, или будут разночтения в позиции ведущих международных игроков. Первый вариант – это реально чувствительные шаги, например остановка строительства газопровода Nord Stream или пересмотр решения о проведении Олимпиады в Сочи. Гипотетически это были бы очень нежелательные шаги для российского политического истеблишмента, но все-таки подобное развитие событий маловероятно. Возможны шаги с НАТО и ВТО, но они не столь чувствительны. Наконец, возможно, что произойдет очередное обострение ситуации, которое закончится примирением. Я думаю, в этом случае российским войскам придется покинуть зоны безопасности на территории Грузии за пределами Южной Осетии и следует ожидать, что там появятся международные миротворцы – вне зависимости от того, будет ли у них мандат ООН или нет /ВЗГЛЯД/.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Я никогда не был сторонником признания Россией этих двух территорий. С моей точки зрения, в прежнем формате, без вооруженного вмешательства, мы и так контролировали обе эти территории, не беря на себя никаких особых обязательств. Но теперь, после грузинской агрессии, существование их в составе Грузии, даже формальное, совершенно невозможно. То, что обе территории пошли на этот шаг, а Россия в лице парламента и президента признала это, вполне логично. Я не думаю, что в дальнейшем многие страны признают Южную Осетию и Абхазию. В крайнем случае нам придется действовать в ситуации, когда только Россия признает их, как признает Турецкую Республику Северный Кипр только Турция. Но это не означает, что эти территории не будут нормально развиваться. Это означает прежде всего, что если эти территории обратятся к России с просьбой о размещении военных баз, то эти базы и военный контингент будут гарантировать там мир. Как российская операция в Южной Осетии и Абхазии была миротворческой по существу, так миротворческим является и этот шаг президента Медведева /ВЗГЛЯД/.

Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы
Олег Морозов, первый вице-спикер Госдумы
Решение президента с учетом принятых накануне обеими палатами российского парламента обращений было ожидаемым, и я воспринял его с глубоким удовлетворением. Оно абсолютно адекватно, в полной мере оправданно и сыграет важную роль в судьбе народов Южной Осетии и Абхазии, в их нормальном и безопасном развитии. Это единственно верный выход из сложившейся ситуации. Указ президента реализует право этих народов на самоопределение, опирается на основополагающие международные документы. На карте мира появились два новых самостоятельных и независимых государства: Республика Южная Осетия и Республика Абхазия, которые сами впредь определят свою судьбу. Отмечу также, что Россия выступала и всегда будет выступать против любых форм агрессии, а тем более в форме геноцида, как это имело место в случае ничем не санкционированной атаки грузинской военщины /<a href= http://www.edinros.ru/ target=_blank>«Единая Россия»</a>/.

Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Это решение поддержано сегодня всем российским обществом. Не было в истории России, чтобы за то или иное решение Госдумы голосовало 450 депутатов. Все фракции, все партии, представленные в Государственной думе, высказались. Несмотря на давление, которое оказывалось на президента Медведева, – а мы знаем, что такое давление оказывалось, – он проявил себя как настоящий лидер страны, как лидер общественного мнения России, как человек, готовый отстаивать национальные государственные интересы нашей страны и последовательно, пусть даже рискуя, идти до конца в отстаивании прав человека и международного права. Решение, которое сегодня принято, является единственно верным в этой ситуации. Мы уже привыкли к тому, что на сегодняшний день существует два взаимно противоречащих принципа: это право народов на самоопределение и территориальная целостность государства. До недавнего времени тот или иной принцип действовал в зависимости от того, как соизволяли Соединенные Штаты Америки. Например, территориальная целостность Сербии их совершенно не волновала, но они были очень озабочены правом косовских албанцев на самоопределение. А вот в ситуации с Южной Осетией Соединенные Штаты Америки совершенно не интересует позиция югоосетинского народа, но они пекутся о целостности Грузии. Хотя, на наш взгляд, гораздо больше оснований у Южной Осетии требовать отделения, чем у Косова. Косово никто не угрожал. Девять лет они находились под контролем войск ООН, к власти в Сербии пришло прозападное правительство, и очевидно, что никакой угрозы для албанского народа не существовало. Тем не менее это решение было принято и было признано. Южная Осетия, напротив, подверглась настоящему геноциду, когда против мирного населения были использованы самые жесткие виды современного оружия. В этой ситуации Россия действовала единственно правильным образом. И сегодняшнее решение о признании может выглядеть непопулярным для многих западных политиков, но тем не менее оно заставляет их задуматься о приоритете международного права, о котором говорила Россия / <a href= http://www.edinros.ru/ target=_blank>«Единая Россия»</a>/.
..............