Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
25 августа 2008, 20:40 • Политика

Дилемма державы

Что даст России признание Абхазии и Южной Осетии

Дилемма державы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Федосеев, Дмитрий Бавырин

Очевидно, что российские парламентарии не найдут понимания у мирового сообщества в вопросе признания Абхазии и Южной Осетии. Уже на саму инициативу Великобритания и Германия отреагировали негативно, а Вашингтон – крайне негативно, пообещав пересмотреть «все отношения с Россией». А пока депутаты Госдумы рассчитывают на солидарность со стороны Кубы и Венесуэлы, Дмитрий Медведев, в руках которого теперь все ключи, думает.

В понедельник депутаты Государственной думы вслед за своими коллегами из Совета Федерации поддержали обращение к президенту с просьбой официально признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Аналогичные пожелания были адресованы и международному сообществу.

Мир не перевернулся

Проблема в том, что признать Косово – это плюнуть по ветру, а признать Абхазию и РЮО – против него

Однако представители этого сообщества, как и следовало ожидать, отреагировали в пику. Так, правительство Германии раскритиковало резолюцию российского парламента и выразило надежду, что президент Дмитрий Медведев данную просьбу проигнорирует.

«Мы выражаем озабоченность. Территориальная целостность и суверенитет Грузии не может ставиться под вопрос, а резолюция Совета Федерации России противоречит принципам территориальной целостности», – сообщил представитель правительства Германии Томас Штег.

Он также отметил, что данное решение «не направлено на нормализацию ситуации и снижение напряженности». «Таким образом, мы ожидаем, что ни президент, ни российское правительство не последуют рекомендации Совета Федерации», – передает слова Штега Reuters.

В МИД Великобритании также заявили, что обращения обеих палат российского парламента приведут к еще большей напряженности в регионе. При этом Форин-офис добавил от себя, что подобный шаг усилит подозрения мирового сообщества относительно «истинных мотивов поведения Москвы».

«Мы призываем российское правительство выполнять свои обязательства и воздерживаться от действий, которые могут усилить и так высокий уровень беспокойства», – заявила РИА «Новости» подчиненная Дэвида Милибэнда.

Госдепартамент СШA был лаконичен. «Это неприемлемо для нас, – заявил в Вашингтоне заместитель официального представителя Госдепартамента США Роберт Вуд, которого цитирует агентство France-Presse. – Россия должна уважать территориальную целостность и суверенитет Грузии».

А по словам заместителя пресс-секретаря Буша Тони Фратто, «Россия не имеет права самостоятельно решать судьбу непризнанных республик», так что Вашингтон «пересмотрит все отношения с Москвой».

Менее определенно высказалось внешнеполитического ведомство Италии, благо Рим с самого начала конфликта в РЮО старался занять максимально нейтральную позицию. В телефонном разговоре с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым глава МИД Италии Франко Фраттини призвал Москву быть «крайне осторожной, признавая независимость Абхазии и Южной Осетии, в связи с деликатностью ситуации в регионе».

В то же время первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что Россия не будет одинока в признании Южной Осетии и Абхазии. «Я думаю, что Россия в этом вопросе не останется одна. Думаю, что к России может присоединиться Куба, Венесуэла, думаю также, некоторые страны Совета Европы», – сказал сенатор в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Слуцкий также заметил, что долгое время и на самом высоком уровне Россия выступала за нормы международного права и за территориальную целостность и суверенитет Грузии. «Но это было до последних чудовищных действий грузинского руководства в отношении Южной Осетии», – пояснил парламентарий.

Показательно, что сама возможность признания Россией двух непризнанных республик на территории Грузии активизировала дискуссию и вокруг ситуации с Нагорным Карабахом. Последний, как известно, де-юре находится в составе Азербайджана, но последовательно добивается независимости под покровительством Армении.

В частности, секретарь парламентской фракции партии «Процветающая Армения» Арам Сафарян заявил, что если международные политические процессы будут более благоприятными, то «можно будет поставить вопрос и о признании Нагорно-Карабахской Республики». «Я не говорю, что это вопрос сегодняшнего или завтрашнего дня, но это процесс, начало которого будет положено признанием независимости двух других самопровозглашенных республик Южного Кавказа», – сказал он агентству Regnum.

В то же время зампредседателя правящей Республиканской партии Галуст Саакян заметил, что с признанием независимости Сухуми и Цхинвали Еревану спешить не следует. «Вряд ли это может стать прецедентом для возможного признания Арменией независимости Нагорного Карабаха. Одностороннее признание Арменией независимости НКР не будет иметь дипломатической ценности», – сказал депутат.

Официальная же позиция Еревана по данному вопросу пока не определена. «Но мы в ближайшее время выскажем свое мнение», – заверил«Интерфакс» пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян.

Наконец, реакция самого Азербайджана была вполне предсказуемой. Официальный представитель МИДа республики Хазар Ибрагим заявил, что Баку однозначно поддерживает территориальную целостность Грузии и крайне отрицательно относится к инициативе российских парламентариев.

Доводы против

Таким образом, международное сообщество на предложение Госдумы и Совета Федерации хоть и частично, но отреагировало. Теперь слово за президентом России. От себя же заметим, что минусов от признания Сухуми и Цхинвали гораздо больше, чем плюсов.

Действительно, показать Западу красноречивый жест на уровне «без вас разберемся» – это то, на что надеется заметная часть российского политистеблишмента. И за один только понедельник таких жестов было как минимум два: по адресу НАТО и с ВТО.

Да, на «красноречивый жест» Запад напрашивается давно. В первую очередь своей политикой двойных стандартов, наглядно проявившейся в связи с отделением Косова от Сербии. Если смотреть в глаза фактам, Сербия имеет гораздо больше прав на Косово, чем Грузия на Абхазию и РЮО. Более того, та же Абхазия куда больше напоминает суверенное государство, чем живущая за чужой счет Приштина.

Конечно, для юристов ситуации идентичны, но после грузинской агрессии и реакции на оную со стороны Запада у России есть моральное право плюнуть на такого рода «условности». Проблема лишь в том, что признать Косово – это плюнуть по ветру, а признать Абхазию и РЮО – против него. Оба случая плохо вяжутся с международным правом (которое, к слову, Россия клятвенно пообещала защищать). И в обоих случаях Запад для себя все решил. Что именно – общеизвестно.

Допустим, Россия готова к тому, что на Западе ее не поймут. Но ведь не только на Западе. Многие страны, входящие в число стратегических партнеров России, не признали Косово не столько и не только затем, чтобы сделать приятное Москве и Белграду, а ввиду собственных сепаратистских проблем. Так что жест признания не оценят ни Китай, ни Индия, ни Бразилия, ни Израиль, ни Испания, ни «пятая колонна России в Европе» – Греция (просто потому, что его не оценит Кипр), ни Сербия. Не оценят и не простят. Таким образом, мир не расколется, как это случилось в ситуации с Косовом. И противники и сторонники суверенитета Приштины будут по одну сторону, а по другую – одна Россия (Куба и Венесуэла, может, и присоединятся, но кому от этого проще).

Даже «вечный союзник» Москвы Ереван, у которого в признании Абхазии и РЮО есть свои интересы, как мы видим, особых восторгов по этому поводу не излучает. А уж о том, что отношения с Киевом и Баку испортятся окончательно, не стоит и говорить. Причем от смены правительств это не зависит – тот же Янукович отнюдь не готов уступить России Крым.

Тут стоит заметить, что в вышеперечисленных странах (от Испании и Германии до Китая и Индии) лежат не «некоторые», а практически все геополитические, экономические, международные интересы России. Нам объективно есть что терять. Но только не из-за чего.

Это уже, собственно, второй фактор: России сейчас объективно не нужны ни независимая Абхазия, ни независимая РЮО. Не нужны в том случае, если признаны они только нами, то есть дорогой ценой. Сухуми, к примеру, не собирается становиться частью России, следовательно, от его независимости нам не очень-то и много проку. Напротив, подвешенный статус Абхазии – гарантия того, что Грузия не вступит в НАТО.

Южная Осетия, конечно, в состав России хочет, благо без России не проживет. Однако присоединить Цхинвали нам не позволит никто и никогда: это уже действительно «аннексия», «агрессия» и прочие красивые слова, которыми любит сыпать Кондолиза Райс. Тому же Косову ультимативно запретили присоединяться к Албании, всесторонне прописав этот момент в «плане Ахтисаари».

Если же РЮО останется «ничейным», сепаратистские проблемы могут возникнуть уже у самой России. Если гора не идет к Магомету, то Северная Осетия может пойти навстречу своей южной соседке: воссоединение народа – это то, о чем уже долгие годы твердят и Цхинвали, и Владикавказ.

Наконец, последнее. За время грузино-осетинского конфликта Дмитрий Медведев успел показать себя как политика решительного и самостоятельного, тем не менее он прежде всего президент, который продолжает курс, заложенный Владимиром Путиным. А признание Абхазии и РЮО этот многолетний курс мигом перечеркивает.

Долгие годы Россия старательно создавала себе не всегда благодарный, но на перспективу очень выгодный имидж последовательного (прямо до нудности) защитника международного права. Наглядно это видно по ситуации с Косовом (причем уже после часа икс Смоленская площадь неоднократно заявляла: Москва – защитник международного права, и исключений для Сухуми и Цхинвали не будет). Менее наглядно – по ситуации с Приднестровьем.

Москва положила немало сил на то, чтобы воссоединить ПМР и Молдавию. Причины этого очевидны: независимое Приднестровье, не имеющее общих границ с РФ, нам не нужно ни тушкой, ни чучелом. А вот если Молдавия усилиями Москвы воссоединится, для многих наших соседей это станет недвусмысленным сигналом: Россия важный игрок в разрешении локальных конфликтов у своих границ, но лишь в том случае, если ее соседи готовы придерживаться внеблокового статуса и не вступать в НАТО.

И все эти многолетние усилия будут перечеркнуты одним только да на запрос Сухуми и Цхинвали. Уже никто и никогда не будет воспринимать Россию как гаранта стабильности в соседствующих с ней регионах, как третью, независимую сторону, как объективного миротворца. Напротив, образ «красного имперского медведя» укоренится – и в глазах врагов, и в глазах соперников, и в глазах друзей, и особенно в глазах соседей. Уже не одна только Грузия поставит российских миротворцев вне закона, а весь мир. Совместными усилиями Россию выдавят с Кавказа, и у ее границ неминуемо начнется новая война. А если Россия сейчас в чем-то и не нуждается, так это в войнах – у границ и еще одной, дипломатической, со всем миром.

Вашингтон из этой ситуации выйдет триумфатором. Да, Америка вводила войска в одни суверенные страны и раскалывала другие, но после длительных дискуссий и в союзе с очень важными игроками. Признав Сухуми и Цхинвали, Россия сама вручит Штатам колоду козырей, карт-бланш на еще более наглые действия у своих границ. Ну а Саакашвили окончательно перестанет быть агрессором, превратившись в жертву «имперской политики Москвы».

Обратно, одно только медведевское нет, предложение обсудить данный вопрос «всем миром» опровергнет доводы США, Прибалтики и Украины о «захватнической политике». То есть в глазах вменяемой части оппонентов – легитимизирует Россию как третью сторону, важного международного игрока, гаранта мира на Кавказе, а самого Медведева – как самостоятельного политика и человека, который держит слово и опирается на нелюбимые многими, но конкретные и понятные законы международного права. Не в глазах Вашингтона, разумеется, – у него своя игра, а в глазах Европы, которая нам не всегда соперник, а часто – важный партнер.

..............