Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
4 июля 2008, 14:51 • Политика

Израиль может договориться с Сирией

Израиль может вернуть Голанские высоты Сирии

Израиль может договориться с Сирией
@ Reuters

Tекст: Борис Слуцкий

На фоне шаткого перемирия в Газе, теракта в Иерусалиме, приближающихся праймериз в правящей партии «Кадима» регулярно появляются сообщения об ведущихся при посредничестве Турции переговорах между Израилем и Сирией о судьбе Голанских высот. Более того, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что существуют основания перейти к прямым переговорам с сирийским коллегой Башаром Асадом.

Заявление смелое, ибо не одно правительство в еврейском государстве уже пало, сломав себе зубы именно о Голаны. В свое время неудача Эхуда Барака на переговорах с отцом нынешнего сирийского президента Хафезом Асадом разрушила правящую коалицию и привела к досрочным выборам, которые ныне действующий министр обороны проиграл с большим треском.

Отказаться от Голанских высот можно только с согласия квалифицированного большинства депутатов Кнессета

Сам Барак, в свою очередь, выиграл выборы у Биньямина Нетаниягу во многом потому, что стали известны подробности о ведении тайных переговоров последнего с Сирией об отдаче Голанского плато.

Ариэль Шарон не успел во время своего правления вернуться к данному вопросу, сосредоточившись на выводе поселений из Газы, что сохранило любовь народа к тяжело больному лидеру.

Так что не существует никаких оснований считать, что судьба действующего правительства в случае, ежели переговоры действительно достигнут более или менее реальной фазы, окажется успешней. Хотя, скорей всего, это правительство и так не доживет до финальной части переговорного процесса, не выдержав груза иных проблем.

Среди всех неурядиц, сотрясающих израильское крайне расколотое общество, отношение к Голанским высотам можно считать, относительно консенсусным. Как только появляются сообщения об очередной возможности лишиться их, страну потрясают многочисленные демонстрации, протестующие против данного шага.

На сотнях тысяч машин появляются стикеры «Народ с Голанами», партии, входящие в правительственную коалицию, стремительно покидают ее. В этот период не слишком слышны голоса сторонников мира «любой ценой» со всеми соседями еврейского государства.

Тому существует одно, но очень существенное объяснение. На Голанском плато не существует гуманитарной проблемы. Все его жители, проживающие на высотах в настоящее время, либо евреи, либо друзы с израильским гражданством – вполне лояльные Израилю, служащие в армии, продвигающиеся по карьерной лестнице как в ЦАХАЛе, так и на гражданке.

Западные агентства не могут в своей телевизионной картинке показывать душераздирающие кадры бедных арабских детей, живущих в невыносимых условиях, очень трогающие чадолюбивых европейцев. В случае отдачи высот, по мнению большинства израильтян, государство только потеряет, ничего не приобретя взамен. А потеряет очень многое.

Голанские высоты были завоеваны Израилем в результате Шестидневной войны в июне 1967. В 1973 году в «войне Судного дня» сирийская армия попыталась отвоевать высоты, но вновь потерпела поражение. Плато до 1967-го года было не слишком заселено, а основными его жителями были друзы, которые легко приняли израильское гражданство и перешли на сторону новой власти.

Первые годы после военной победы Израиль не заселял Голаны. Израильтяне ждали переговоров с Хафезом Асадом о возвращении высот их владельцам в обмен на мирный договор, как это произошло с Египтом касательно Синайского полуострова.

Старший Асад на мирные переговоры не пошел, и правительство Менахема Бегина в 1982 году провело закон об аннексии Голанских высот и их включении в состав Израиля. Кроме политических соображений, у правительства существовали и оборонно-стратегические цели.

Все годы, пока Голанские высоты, нависающие над севером Израиля, принадлежали Сирии, с них постоянно обстреливали израильские поселения. Количество жертв обстрелов постоянно росло. Сирийская армия успешно пользовалась идеальным географическим положением для поддержания напряженности на своих южных, а израильских северных границах, устраивая многочисленные провокации.

Еще более важным стратегическим фактором для всего Ближневосточного региона является близость высот к озеру Кинерет (Тивериадскому морю), практически единственному источнику пресной воды в регионе.

Проблема же воды для Ближнего Востока решающая, намного более значимая, чем нынешняя проблема углеводородов для всего мира. Тот, кто владеет источниками пресной воды, может диктовать любые условия всем своим соседям. От наличия воды в прямом, а не переносном смысле зависит жизнь местного населения.

Правительство Ицхака Рабина в середине 90-х годов, на волне мирного договора с Иорданией и Норвежских соглашений о создании Палестинской автономии, начало переговоры с Сирией о судьбе Голанских высот. Это вызвало мощную ответную реакцию в обществе.

Одним из героев войны за Голаны генералом Авигдором Кохалани была создана партия «Третий путь», практически единственной своей политической целью поставившая сохранение высот под суверенитетом Израиля. Партия с первого раза преодолела электоральный барьер, проведя в Кнессет четверых депутатов.

«Третьему пути» удалось провести закон о бронировании Голанских высот, по которому отказаться от высот можно только с согласия квалифицированного большинства депутатов Кнессета. Подобная практика существует только в отношении конституционных (так называемых «основных») законов Израиля.

Очень разнятся мнения военных специалистов по поводу военно-стратегической составляющей вопроса. Большинство на сегодня сходится на том, что при современных средствах вооружения стратегическая значимость Голан снижается. Вторая Ливанская война показала, что обстреливать север, да и не только север Израиля можно и не находясь на высотах. Мирный же договор Израиля и Сирии может ослабить союз Дамаска с Тегераном, в чем сегодня многие страны крайне заинтересованы.

Другие военные аналитики по-прежнему считают, что стратегические возможности высот безграничны, и защищать себя израильтянам без них будет несравненно сложнее. Особенно в свете поддержки Сирии Ираном. Противники ухода с Голан справедливо считают, что ни авиация, ни артиллерия войн не выигрывают, а для наземных войск их местоположение остается решающим.

Понятно одно: продвижение сирийских границ до Кинерета действительно резко изменит расстановку сил в регионе. Пока в Израиле не наблюдается ни демонстраций против отдачи Голан, ни новой наглядной агитации по этому поводу. Следовательно, ни народ, ни партийные лидеры не слишком верят в реальность достижения договоренностей с Башаром Асадом.

Правительство же допускает «утечки» информации об успехах переговоров с какими-то своими, одному ему известными целями. Не исключено, что этот вопрос необходим, дабы стать предметом дискуссии на следующих выборах, отодвинув на второй план более насущные внутренние проблемы.

..............