Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
30 июля 2008, 17:27 • Политика

Боснийский самосуд

БиГ осудила сербов на 284 года тюрьмы

Боснийский самосуд
@ Reuters

Tекст: Юлия Малышева

Босния и Герцеговина примерила на себя роль Гаагского трибунала. Приговор семерым сербам, обвиняемым в геноциде боснийских мусульман под Сребряницей, оказался суровым, вердикт судьи напоминал речь прокурора, а сами слушания по меркам Гааги уложились в рекордно короткий срок. Тем временем «главный преступник» Радован Караджич обживается в своей камере и распаковывает книги Достоевского, а Белград приходит в себя после массовых беспорядков.

Босния и Герцеговина стала первым балканским государством, взявшим на себя роль Гаагского трибунала. Накануне в Сараеве завершились затянувшиеся на 2 года судебные слушания по делу 11 сербов, обвиняемых в геноциде боснийских мусульман в Сребренице в 1995 году.

Караджич прихватил с собой в Гаагу немало книг, среди них «Братья Карамазовы» Достоевского и трагедии Шекспира

В рамках разбирательств было установлено, что семеро сербов, занимавших в то время полицейские и армейские должности, с 10 по 19 июля 1995 года принимали участие в расстреле порядка тысячи мужчин в районе села Кравица близ Сребреницы.

«Подсудимые знали, что, убивая боснийских мусульман, они участвовали в систематическом уничтожении боснийских мусульман в Сребренице. Они сознательно убили сотни человек с целью навсегда избавить Сребреницу от боснийских мусульман», – постановил судья Хилмо Вучинич, которого цитирует ВВС.

На то, что вердикт судьи по тону и стилю более напоминал обвинительную речь прокурора, обратили внимание многие. Как бы там ни было, в конечном счете трое высокопоставленных сотрудников полиции – Миленко Трифунович, Брано Джинич и Александр Радованович – получили по 42 года тюрьмы каждый. Еще трое были приговорены к 40 годам. Седьмой по счету приговор предусматривал 38 лет лишения свободы. Четверо обвиняемых были оправданы.

Напомним, что бывший командующий группировкой мусульманских войск Насер Орич в свое время был приговорен МТБЮ лишь к двум годам тюрьмы. Как утверждает сербская сторона, в 1992 году отряды Орича убили в Сребренице 3262 человека – мужчин, женщин и детей. Кроме того, было сожжено более тысячи домов и несколько православных церквей.

Тем временем арестованному ранее экс-президенту Республики Сербской Радовану Караджичу только предстоит предстать перед судом. В среду Сербия передала бывшего лидера боснийских сербов Гаагскому трибуналу. В первую очередь Караджича обвиняют в организации всё той же резни под Сребреницей.

К месту своего предварительного заключения – тюрьме ООН в Гааге – Караджич был доставлен на полицейском вертолете из аэропорта Роттердама, куда чуть ранее был перевезен специальным авиарейсом из Белграда.

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу МТБЮ, в Центре содержания заключенных Гаагского трибунала у Караджича будет отдельная камера площадью около 15 квадратных метров с кроватью, гардеробом, столом, стульями, телевизором, умывальником, душем, туалетом и даже собственной кофеваркой. Аналогичные условия и у других заключенных; всего их 38 человек, включая Караджича и лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля.

В течение дня заключенные могут свободно передвигаться по этажам тюрьмы, пользоваться кухней, мастерскими, спортзалом и магазином, а так же специальной комнатой для «интимных свиданий». Кроме того, если Караджич действительно откажется от услуг адвоката и будет защищать себя сам, ему предоставят еще и специальный офис с телефоном, компьютером и комнатой для доверительных бесед.

К слову, в среду супруге бывшего лидера боснийских сербов (а также его сыну, дочери и зятю) власти БиГ вернули загранпаспорта, изъятые в начале года, – ее подозревали в контактах с мужем. Таким образом, посетить Караджича в Гааге она сможет, благо, подобное намерение озвучивала уже не раз.

Впрочем, отношения в семействе сложные. Лиляна Караджич неоднократно публично просила мужа сдаться добровольно, чтобы «не подвергать семью риску» (в 2005 году военные НАТО арестовали сына Караджича и продержали его под стражей десять дней). Однако все просьбы беглец проигнорировал. Кроме того, по слухам, завел себе в Белграде любовницу.

Сам подсудимый уже подготовился к долгим годам жизни в камере, прихватив с собой в гаагскую тюрьму немало книг. Среди них «Братья Карамазовы» Достоевского, трагедии Шекспира, а также книги современных сербоязычных авторов.

Как известно, судебные процессы в МТБЮ могут тянуться годами. В частности, первый клиент Гаагской тюрьмы – серб Душко Тадич – попал туда еще в 1995 году и лишь в 2007 услышал свой приговор. А бывший президент Югославии Слободан Милошевич приговора вообще не дождался – умер после 5-летнего заключения в Шевенгене.

О том, что трибунал неспособен оперативно расследовать дела и укладываться в установленные сроки, Россия заявляла неоднократно. В частности, российский МИД предлагал передать полномочия МТБЮ национальным судам стран бывшей Югославии.

«Предлагаем принять решение Совбеза о том, что трибунал не может начинать судебные процессы по первой инстанции после 1 января 2009 года. Таким образом, дела всех лиц, как находящихся в распоряжении трибуналов, так и в розыске, в отношении которых до конца этого года не начнутся судебные процессы, должны быть переданы в национальные юрисдикции», – предлагал постпред России при Совбезе ООН Виталий Чуркин. Услышали Чуркина, судя по всему, только в Боснии.

Тем временем, обстановка в Белграде, который проводил Караджича в Гаагу настоящими погромами, нормализовалась. Как сообщает ИТАР-ТАСС, ситуация в сербской столице спокойная, движение автомобилей полностью восстановлено, владельцы магазинов ликвидируют последствия погромов.

Организатор акции в поддержку бывшего лидера боснийских сербов – Сербская радикальная партия – уже обвинила в произошедшем президента республики Бориса Тадича, провозгласившего европейский курс Белграда.

«Главная ответственность лежит на Борисе Тадиче. Благодарю и главу МВД Ивицу Дачича за то, что и я подвергся избиению, четыре раза меня ударили дубинкой. Жандармерия била всех без разбора. Но для нас важно то, что вы видели, как мы рисковали, пытаясь предотвратить беспорядки», – заявил генсек радикалов Александр Вучич.

Впрочем, генсек признал, что манифестацию посетила группа провокаторов. И что среди аудитории митинга также есть виновные в произошедшем. «Я лично пытался усмирить группы агрессивно настроенных молодых людей, намеревавшихся прорвать кордоны полиции, но они не хотели слушать. Очевидно, они пришли лишь ради беспорядков», – резюмировал Вучич.

..............