Латинский сепаратизм
![]() |
5 мая 2008, 19:05
Фото: Reuters Текст: Роман Федосеев |
Уго Чавес уверен, что Вашингтон посредством ЦРУ будет нагнетать в Венесуэле сепаратистские настроения и стараться отделить от страны наиболее богатые регионы. По мнению Чавеса, по такому же принципу США действуют в Боливии, где богатейший регион Санта-Крус уже проголосовал за широкую автономию. Впрочем, в Боливии стремление регионов к отделению вызвано скорее нежеланием делиться нефтегазовыми доходами с менее обеспеченными департаментами.
Президент Венесуэлы Уго Чавес уверен, что Центральное разведывательное управление США разработало план по расколу Венесуэлы и отделению от республики западных штатов, прежде всего, богатого нефтью региона Сулия, передает ИТАР–ТАСС.
Большинство жителей богатых департаментов поддерживают не только идею автономии, но и отделение от страныВ эфире своей телепрограммы «Алло, президент» полковник Чавес заявил, что план американской спецслужбы заключается в обеспечении победы оппозиции на губернаторских выборах, проведении референдумов по автономии и, в конечном итоге, выходу западных штатов из состава Венесуэлы
По мнению венесуэльского лидера, по аналогичной схеме США инспирировали и сепаратистское движение в Боливии, где в воскресенье прошел референдум по широкой автономии департамента Санта-Крус, на долю которого приходится 30% ВВП и большая часть газовой отрасли этой южноамериканской страны.
Впрочем, Чавес предупредил, что попытки Вашингтона спровоцировать в Венесуэле «широкомасштабный внутренний конфликт» потерпят поражение, и призвал своих сторонников к «политическому и идеологическому единству», что станет залогом «срыва планов американской империи»
Между тем, результаты проведенного в воскресенье референдума в боливийском департаменте Санта-Крус показали, что более 85% жителей этого самого богатого региона страны действительно хотят автономии, сообщает РИА «Новости».
Референдум по данному вопросу местные власти назначили вопреки желанию президента страны Эво Моралеса, сторонники которого неоднократно заявляли о намерении сорвать референдум. Сам Моралес называл его незаконным и антиконституционным.
Голосование сопровождалось стычками между сторонниками и противниками автономии, в результате которых не менее 25 человек получили ранения. По сообщению Reuters, один человек погиб в результате применения полицией слезоточивого газа.
Между тем, о влиянии США на сепаратистские тенденции в Боливии неизвестно ничего. С уверенностью можно сказать, что главной побудительной силой к стремлению департамента утвердить свою автономию стали сугубо экономические причины.
Президент Эво Моралес, придерживающийся левых взглядов и являющийся союзником Уго Чавеса в борьбе с «американским империализмом», на протяжении двух лет проводит политику, направленную на перераспределение доходов в стране в пользу бедных регионов.
Так, в конце прошлого года конгресс Боливии в обход оппозиции принял закон, предусматривающий отчисления в пенсионный фонд части прибыли, получаемой от продажи энергоресурсов, в первую очередь, природного газа.
Кроме того, в начале мая была полностью завершена национализация нефтегазового сектора страны, причем некоторые предприятия были национализированы по решению Моралеса. То есть, без согласия их хозяев и без выплаты компенсации.
В итоге в конце минувшего года Боливию охватил политический кризис: депутаты конституционного собрания от шести наиболее богатых департаментов страны отказались участвовать в рассмотрении и одобрении нового основного закона, заявляя, что проект новой конституции ущемляет их права. Тогда же губернаторы этих департаментов выступили с призывом ввести автономное управление на их территориях.
Положительный ответ населения Санта-Крус может создать прецедент для проведения аналогичных референдумов еще, по крайней мере, в пяти равнинных департаментах – Бени, Пандо, Тариха, Кочабамба и Чукисака. Здесь находятся основные запасы природного газа, производится 80% ВВП Боливии и проживает 58% населения республики.
Причем, согласно соцопросам, подавляющее большинство жителей богатых департаментов поддерживают не только идею автономии, но и отделение от страны с созданием нового государственного образования «Нация равнин».