Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
26 марта 2008, 17:34 • Политика

Россия ищет имидж

ФЭП работает над репутацией России

Россия ищет имидж
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Елена Пацар

Россия, освободившись от липкой паутины переходного периода, обеспокоилась своей репутацией. В среду в Фонде эффективной политики эксперты и политологи попытались разобраться в причинах негативного отношения к России в мире, стараясь нащупать верную тропу, по которой наша страна должна идти, и нарисовать эскиз картины «Прочная и нерушимая репутация России».

В среду Центр стратегических разработок совместно с Фондом эффективной политики собрал экспертов и политологов за длинным столом семинара-дискуссии. Далеко не первое и не последнее мероприятие, проводимое под эгидой ЦСР и ФЭП, было посвящено «управлению репутацией стран и регионов как инструменту повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического развития».

Нам нужна свободная, то есть независимая, то есть вольная, Россия. К этому нужно добавить еще Россию успешную

Впрочем, при нынешнем гипервнимании к стратегии развития России, проблемам лидерства страны и ее репутации беседа свелась именно к проблемам имиджа России в целом.

Руководитель ФЭП Глеб Павловский взял на себя функцию зачинщика семинара, задав тон дальнейшему обсуждению. По его убеждению, вопрос, находящийся на повестке дня, «всем интуитивно понятен». «Очевидное внутреннее укрепление государства, политических институтов и предсказуемость важных процессов сопровождаются нарастающей модой на антироссийские настроения, негативное отношение к России», – констатировал Павловский.

Подтверждением тому служит популярность книги Эдварда Лукаса «Новая холодная война», повествующая о том, как опасен Кремль. «Само название книги не ставит никаких вопросов, а констатирует факт, для кого-то очевидный», – пояснил глава ФЭП.

Расхождение российских реалий, свидетельствующих о возмужании России, с мнением мирового сообщества, по словам Павловского, имеет несколько причин. Во-первых, Запад всё еще не готов адекватно воспринимать активность России и, как следствие, не готов признать нашу страну. Именно по этой причине западные страны намеренно осуществляют «деятельность по отбрасыванию России». Однако само главное, полагает Павловский, заключается в том, что у нашей страны не хватает сил для формирования репутации России: «недостаток на уровне анализа, дефицит знаний».

Обрисовав проблемы российской репутации, Павловский уступил место оратора главному докладчику семинара – управляющему партнеру компании «Бауман Инновейшн» Алексею Праздничных. Благодаря ему участники семинара почти целый час слушали рассказ о том, как относятся к России 35 тыс. человек в 38 странах мира.

Стоит заметить, что доклад господина Праздничных был подготовлен основательно и представлял собой лишь маленькую часть огромного исследования «Бауман Инновейшн» о конкурентоспособности России. Впрочем, за основу анализа репутации России российская компания взяла не собственные исследования. Фундаментом скрупулезного изучения имиджа страны стали опросы ряда социологических структур. Каких именно, господин Праздничных предпочел не говорить.

После тщательного препарирования результатов социологических исследований выяснилось, что репутация России за рубежом – картина достаточно унылая. Во многих странах мира нашу страну не воспринимают как успешную и готовую к 2020 году стать одним из лидеров. Жители зарубежных государств практически единогласно уверены в том, что Соединенные Штаты Америки и через 12 лет сохранят свой лидерский потенциал.

Согласно докладу, репутация любой страны складывается из следующих факторов: политические лидеры, бренды компаний и товаров, туристическая активность, «звезды», выгодность ведения бизнеса, города и регионы и качество жизни. Только вот Россия в глазах иностранцев, судя по исследованию, преуспевает далеко не везде. На данный момент Россия привлекательна только как страна с хорошим образованием, с большим культурным наследием и знатной спортивной деятельностью. А по остальным параметрам репутация нашей страны далеко отстает от признанных лидеров.

Алексей Праздничных довольно долго разъяснял, на чем строятся концепции развития Японии, Дании, Нидерландов и акцентировал внимание экспертов на превосходстве этих стран. А вот о репутации России – или скорее о том, на что может и должна ставить Россия, формируя имидж успешного государства, было сказано более чем бегло.

В частности, Россия, если постарается, может стать «благоприятным местом для ведения бизнеса» и прославится качественным туристическим сервисом. Для последнего нужно отремонтировать «ворота» страны – аэропорты и вокзалы – и построить немалое количество хороших гостиниц. Кроме того, нашей стране стоит внимательнее отнестись к качеству жизни россиян. Хотя задел у нас есть неплохой. Алексей Праздничных подчеркнул, что Россия – одна из немногих стран, которая может похвастаться тем, что молодым людям очень просто и легко сделать головокружительную карьеру.

В завершении своей речи Праздничных дал свое определение бренду и репутации в целом. По его мнению, репутация – это не только красивая картинка, но и некое обещание. И Россия, создавая имидж удачного государства, должна непременно помнить о том, что нельзя раздавать обещания просто так. «Не данное обещание лучше невыполненного», – заключил докладчик.

Стоит заметить, что обстоятельный доклад не вызвал бурного восторга. Напротив, высказывания экспертов отличались критичностью и недоверием к результатам исследования.

Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, резюмируя доклад, вернул слушателей к теме семинара. По его мнению, конкурентоспособность напрямую связана с имиджем страны, однако прямой зависимости между этими терминами нет.

К примеру, по конкурирующей способности с США мало кто сравнится, а вот имидж этой страны изрядно испорчен. С Россией то же самое: страна, имидж которой давно оставляет желать лучшего, всё больше радует своей повышающейся конкурентоспособностью. Что же касается самого понятия «репутация», в терминологии Никонова это продукт многочисленных факторов: истории, культуры, политики, геополитики, ментальности, который формируется глазами иностранцев.

При этом Никонов указал, что имидж России никогда не зависел от успехов страны. Он напомнил, что хорошей репутацией Россия отличалась весной 1917 и осенью 1991 годов. А наихудший имидж складывался тогда, когда страна совершала успех один за другим. Именно поэтому политолог отнесся с к докладу с недоверием. «Это исследование – как средняя температура по больнице», – отметил он.

По его убеждению, говорить о составляющих репутации как о константах для всех стран сразу невозможно. «Для Запада и Востока стратегии повышения имиджа страны абсолютно разные», – пояснил он. А значит, и у России должна быть своя собственная стратегия создания хорошей репутации, при разработке которой необходимо исходить из российских реалий.

В то же время именно действительность и портит нашу репутацию. Так, русские всегда считаются «бедными», занимающимися «тотальным воровством». «А потому никто не портит имидж России так, как портят его сами русские», – заметил Никонов.

В целом же, для того чтобы имидж России действительно был авторитетным и прочным, нужно работать над собой, пользоваться главным инструментом управления репутацией – «мягкой силой», а отнюдь не агрессией.

Главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков отозвался о докладе еще критичнее. «Я бы не дал денег на реализацию такой программы, – возмутился он, пояснив: – У Бурятии нет столько денег, чтобы изменить свою репутацию в глазах 200 стран мира».

Дав уничтожающий комментарий относительно исследования «Бауман Инновейшн», Третьяков заключил «Я вообще эти разговоры считаю смешными». По его мнению, «изменить репутацию русских так же сложно, как и репутацию евреев».

Тем не менее господин Третьяков не ограничился одной лишь критикой и внес свое предложение, касающееся того, как же быть России с ее репутацией. «Хоть Кремлю, хоть PR-агентству могу это предложить. Нам нужна свободная, то есть независимая, то есть вольная, Россия. К этому нужно добавить еще Россию успешную. Вот этого у нас не хватает», – резюмировал Третьяков.

Председатель думского Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, солидаризируясь с мнением Павловского о моде на негативное описание России, констатировал, что репутация – «вещь невероятно сложная».

Кроме вышеназванных репутационных проблем России, у нас еще одна, не менее важная. По словам Плигина, минус России в том, что наша страна «всегда испытывает желание «быть исключительно положительно оцененной извне». Конечно, быть примером и образцом хочется всем, но необходимо реалистично относиться к себе, своим достоинствам и недостаткам.

В целом же, по словам Плигина, в создании «успешной репутации страны могут помочь только сами россияне», «упорно работая над собой». Впрочем, всё должно быть в меру, значит, и здесь нужно действовать аккуратно, не возводя эту задачу в ранг «суперглобальной цели».

..............