Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
25 марта 2008, 20:00 • Политика

Дмитрий Медведев: «Двоевластия не будет»

Медведев объяснил британцам демократию

Дмитрий Медведев: «Двоевластия не будет»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юлия Малышева

Уход Владимира Путина с поста главы государства демонстрирует миру, что в России формируется традиция жить по закону. Как уверен Дмитрий Медведев, если неукоснительное соблюдение законов станет нормой для всех россиян, это поможет государству решить целый ряд серьезных проблем. Также избранный президент рассказал, чему он научился у Владимира Путина, как они вдвоем смогут управлять страной и чем уникальна сложившаяся в России ситуация.

Избранный президент Дмитрий Медведев в интервью британской газете «Файнэншл таймс» рассказал не только о социально-экономических приоритетах своего президентства, но также о своей политической стратегии, и, в первую очередь, о том, как связан курс Медведева с курсом Путина.

«У Путина есть чему поучиться»

Важным достижением российских СМИ стало то, что теперь они всё больше выходят на пространство Интернета

По словам Медведева, сегодня в России сложилась уникальная ситуация – когда действующий глава государства покидает свой пост на пике собственной популярности. Однако этот же факт очень показателен: своим уходом Владимир Путин продемонстрировал пример того, что соблюдение закона должно быть превыше даже желания большинства населения страны. «И это означает, что в России наконец-то формируется полноценная традиция уважения всех процедур, вытекающих из Конституции и других законов», – уверен Медведев.

В то же время, напоминает он, Путин очень эффективный руководитель, которому негоже устраняться от дел. Именно поэтому и был сформирован тандем, состоящий из кандидата в президенты и действующего президента России в качестве возможного будущего премьера. «И я уверен, что такого рода связка, такого рода тандем покажет свою абсолютную эффективность», – считает Медведев.

Однако то, что Путину предстоит возглавить правительство, вовсе не означает, что страну ждет двоевластие. Вновь избранный президент напомнил, что у главы государства и главы правительства совершенно разные прописанные в Конституции обязанности, поэтому у уходящего президента в новой должности будет много собственной работы. «Каждая власть должна заниматься своими делами. Россия – это президентская республика с сильной исполнительной властью. У правительства достаточно собственных задач», – подчеркнул он.

Медведев также напомнил, что такая практика довольно распространена на Западе, когда, например, бывшие председатели правительств, премьер-министры в ряде европейских стран впоследствии занимают должности вице-премьеров, министров иностранных дел, даже будучи весьма популярными людьми. И это считается нормой.

«Так что гарантию нормальной политической ситуации и успешного продолжения того курса, который был выработан определенное время назад, я вижу в соблюдении законодательства, основанного на принципе разделения властей», – заявил он.

В то же время, добавил Медведев, ему есть чему поучиться у Путина как у лидера государства. «Знаете, что меня с самого начала поразило? То, что он очень тщательно относится к информации и старается по максимуму вникнуть в любую проблему, с которой сталкивается, и только на базе вот такого комплексного анализа принимает решение», – отметил он.

Немаловажным, по словам Медведева, является и то, что его с уходящим президентом связывают товарищеские отношения. По словам нового главы государства, личные отношения очень важны в политике и помогают решать самые трудные задачи.

«России нужна максимальная консолидация власти, консолидация российских элит, консолидация общества. Только в этом случае мы сможем достигнуть тех целей, которые стоят перед нашей страной», – убежден он.

Привычка нарушать закон

Говоря о существующих в России проблемах, Медведев отметил, что одной из первоочередных задач должно стать верховенство закона в обществе в целом.

«К сожалению, я об этом говорил неоднократно: Россия – страна, где не очень любят соблюдать законы. Как принято говорить, страна значительного правового нигилизма», – отметил он, добавив, что эта традиция была заложена в стране еще в дореволюционные времена.

Привычка нарушать закон в России носит комплексный характер и существует даже на бытовом уровне. Отсюда, полагает Медведев, вытекают такие глобальные для государства проблемы, как, к примеру, коррупция. «Я специально привел достаточно очевидный пример, когда часть наших людей даже не думают о том, что, покупая, скажем, пиратские диски, тем самым нарушают чьи-то авторские права. Нужно изменить систему мышления. И в этом смысле мы должны постараться создать новое правосознание в стране», – отметил он.

По его убеждению, справиться с коррупцией в государстве будет очень сложно, если граждане сами будут продолжать давать взятки, не задумываясь, что они нарушают закон. «А об этом надо бы думать. И в этом корень всего», – убежден Медведев.

Поэтому государство намерено предпринять ряд мер для борьбы с этой проблемой и разработать специальный антикоррупционный план. По словам Медведева, он должен включать в себя три раздела: изменения в законодательстве, создание антикоррупционных стимулов, которые напрямую зависят от общего уровня жизни, и изменение правосознания граждан.

Немаловажным в этой связи представляется и построение эффективной судебной системы, причем в ближайшее время. «Наши граждане не должны бояться суда, а должны в необходимых случаях прибегать к его услугам», – убежден он.

Национальная демократия

Зато в тех сферах, которые чаще всего становятся объектами для нападок со стороны Запада, по мнению Медведева, далеко не всё так плохо. Например, как убежден новый президент, значительный прогресс можно наблюдать в России в области СМИ.

«Я считаю, что за последние 8 лет наши средства массовой информации проделали большой путь. Из достаточно слабых, я бы даже сказал, чахлых СМИ, которые обслуживали интересы отдельных бизнес-групп и просто отдельных людей, они превратились в мощную общественную силу», – подчеркнул он.

По его словам, важным достижением российских СМИ стало то, что теперь они всё больше выходят в пространство Интернета. «Я могу вам рассказать, как начинается мое утро. Я включаю компьютер и смотрю новости. Я смотрю сайты наших крупнейших телевизионных каналов, где уже выложены основные новости. Я смотрю сайты крупнейших российских и зарубежных СМИ», – сообщил он.

Говоря о демократии в целом, Медведев отметил, что, давая оценку тому или иному демократическому режиму, многие забывают перекладывать это понятие на реалии каждого конкретного государства.

«Каждая демократия исторична и национальна. И демократия Великобритании, возникшая, скажем, в эпоху неписанной Конституции, некоторым образом отличается от демократии, которая существует в начале XXI века», – напомнил он.

Российская же демократия совсем молода, ей всего два десятилетия, и это также должно учитываться. С другой стороны, отметил он, существует и другая крайность, когда иностранные и российские аналитики утверждают, что Россия вообще не приспособлена к демократии и это не ее путь развития.

«Россия – европейская страна, и Россия абсолютно способна развиваться вместе с другими государствами, которые выбрали для себя демократический путь развития. Поэтому, отсекая вот эти крайности, я считаю, что у нас есть все шансы построить развитое демократическое общество и полноценное демократическое государство», – уверен Медведев.

Грузия и Украина опасны

Говоря о внешней политике России, Медведев подчеркнул, что она, как и прежде, будет строиться исключительно на национальных интересах нашего государства, вне зависимости от того, какой ярлык – демократа, либерала или консерватора – повесят на президента.

«Любой эффективный руководитель страны обязан заботиться о защите интересов своего государства, делать это в постоянном режиме и, что называется, по всему периметру. На внешнеполитическом и внешнеэкономическом треке нельзя быть ни либералом, ни консерватором, ни демократом, нужно исходить из безусловного приоритета интересов своей страны», – убежден он.

Именно поэтому Россию не может радовать, например, перспектива приближения к ее границам НАТО. «Тем более, не очень объяснимая вещь, когда подавляющее большинство граждан одного из государств, такого, например, как Украина, выступает категорически против вступления в НАТО, а правительство соответствующего государства проводит иную политику. Вот это как раз и есть вопрос о реальной демократии», – подчеркнул Медведев.

По его словам, Россию в целом настораживает ситуация вокруг Грузии и Украины, которая может стать опасной для сложившейся системы безопасности во всей Европе.

Зато в ухудшившихся отношениях между Россией и Великобританией Медведев ни видит ничего трагического. Он напомнил, что экономические связи между двумя государствами «просто блестящие». Что касается политического диалога, то, как убежден избранный президент, взаимодействие может быть возобновлено при понимании независимости позиций друг друга. «Мы открыты восстановлению сотрудничества в полном объеме», – подчеркнул Медведев. И добавил, что «время покажет», будет ли прогресс в отношениях России и Запада.

Комментарии экспертов

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Главное в этом интервью то, что Медведев предстает последовательным приверженцем тех же принципов, о которых он говорил и 5 лет назад, и в ходе избирательной кампании. Это принципы правового государства и уважения к закону, это принципы широкой конкуренции в экономике и, собственно, развития и государственного сектора, и госмонополий только там, где это продиктовано экономическими соображениями. Это широкое развитие гражданского общества, включая развитие и усиление возможностей национальных СМИ. Главное в его построениях – человек и его права, развитие общества в самых разных его ипостасях. Также он сказал о взаимоотношениях с Западом, что они будут строиться исходя из российских интересов, а не каких-то доктринальных моментов. Что касается экономической и социальной политики, то он тоже проявляет себя здесь достаточно традиционно. Говоря о том, что власти должны превратить Конституцию в акт прямого действия, он хотел подчеркнуть, что логика закона не должна требовать каких-то дополнительных норм. Не нужно никаких толкований и разъяснений. Закон должен действовать прямо и непосредственно и должен быть обязательным для всех. Он сказал о том, что решение суда должно быть обязательным для всех. В решение суда не должен вмешиваться ни президент, ни сельский староста. Он делает ставку на самоорганизацию общества, на гражданские инициативы, на диалог власти с обществом.

Дмитрий Бадовский, Председатель Совета директоров Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (Фонд ИСЭПИ)
Дмитрий Бадовский, Председатель Совета директоров Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (Фонд ИСЭПИ)
Понятно, что на сегодняшний момент все, и Запад в том числе, прежде всего, хотят некой определенности, понимания позиции Дмитрия Медведева. Когда определенности нет, возникают возможности фантазировать и что-то предполагать, или выдавать какие-то свои идеи за действительность. Понятно, что сейчас такой момент, когда, конечно, Медведев входит в новую роль, новую компетенцию, осваивает те темы, которые раньше не были в центре его деятельности, формирует свои позиции по каким-то вопросам в качестве нового президента или уточняет их. Тут главное то, что он дает определенность, в том числе Западу, по поводу того, что он думает, чего от него стоит ждать, а чего нет.

Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Евгений Минченко, политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Дмитрий Медведев достаточно четко заявил, что он не собирается быть декоративной фигурой. Я думаю, главное, что интересовало Запад – Медведев самостоятельная фигура или марионетка в руках Путина, как они любят об этом говорить. Важно, что Медведев четко рассказал о том, что не планирует ревизию путинского курса. Речь идет разве что о нюансах понимания, о том, что сейчас есть новые задачи, которые потребуют большего внимания, чем те, которые были важнее в период президентства Владимира Путина. По крайней мере, это заявка Дмитрия Медведева на самостоятельность

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Дмитрий Медведев отвечал британской газете, это очень важно, потому что с Британией у нас сейчас из западных стран предельно низкий уровень отношений. Поэтому многое из того, что говорил Медведев – жест в сторону восстановления нормальных отношений, демонстрация готовности участвовать в их восстановлении, учитывая, что они были нарушены по инициативе британской стороны. В этом интервью очень характерен стиль. Медведев нашел свой основной стиль и начал удобно себя в нем чувствовать. Это никогда не происходит моментально. У Путина это тоже не было моментально. Западу Медведев сообщил главное о своих приоритетах. Приоритет – это ускоренное развитие экономики России и правовых институтов и максимально миролюбивая политика, которая не будет сопровождаться сдачей национальных интересов. В этом смысле Медведев солидаризировался с формулой Путина о том, что он такой же российский националист, как и сам Путин. Это главный месседж. Все остальное – нюансы, очень важные стилистически, потому что Медведев старательно уходил от любого спора по вопросу ценностей – это вообще непродуктивно. Споры о ценностях необходимы, но они должны вестись в гуманитарной среде, а не на государственном уровне, где они просто отравляют отношения.

Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
Владимир Шмелев, лидер «Новых правых»
На самом деле, в этом интервью ничего революционного не содержится. Медведев подчеркивает, что изменения в политике обязательно будут, но они будут носить эволюционный характер и опираться на тот фундамент, который был создан в предыдущие годы. Интервью должно производить крайне позитивное впечатление на европейскую аудиторию. Потому что стиль работы и речи Медведева - стиль юриста, изложенный современным языком. Он говорит все правильно: про демократические ценности, про национальные интересы, про верховенство закона и про то, что свобода - лучше, чем несвобода. Думаю, что иметь дело с Медведевым, как с президентом партнерской страны, для любого прагматично мыслящего западного политика, который также будет руководствоваться интересами своей страны, будет крайне удобно, потому что партнер образованный, прагматичный и абсолютно современно мыслящий.
..............