Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
21 февраля 2008, 15:30 • Политика

Война начнется в марте

Независимость Косова приведет к войне уже в марте

Война начнется в марте
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Новая война в Ираке может начаться уже через месяц, когда в горах потеплеет, а снежный покров уменьшится. Речь идет о проанонсированной еще в октябре спецоперации турецкого Генштаба против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана. Вашингтон, Брюссель и Багдад были против этой войны, ее считали отложенной, если не отмененной. Однако теперь у всех на слуху прецедент Косова, и Анкаре стоит поторопиться. Да и терять уже нечего – в ЕС Турцию не возьмут.

Полномасштабная война между Турцией и боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК) начнется в марте. Точнее, не война, а «наземная операция турецкой армии против террористов».

К границам уже стянута 150-тысячная группировка турецких войск, усиленная бронетехникой

Как бы там ни было, означает это одно: турецкие солдаты и военная техника пересекут государственную границу Ирака.

Об этом сообщила в четверг турецкая газета «Сабах». Издание уверено: война неизбежна. Информацию газеты удачно дополняют и слова главы внешнеполитического ведомства Турции Али Бабаджана. Во время двухдневного визита в Москву он сообщил, что «такой вариант развития событий рассматривается», но для проведения операции важен «фактор времени и погодных условий».

«В настоящее время о вторжении говорить рано из-за более чем метрового снежного покрова в горах на сопредельной территории. Операция может быть начата только с таянием снега, а это возможно ближе к концу марта», – отмечает издание.

Но уже сегодня турецкая артиллерия подвергла обстрелу позиции курдских сепаратистов. Об этом сообщили источники в органах безопасности Ирака. Представитель РПК также подтвердил, что турецкие авиация и артиллерия обстреляли накануне вечером и сегодня утром лагеря РПК в Северном Ираке. Обстрел начался по итогам разведывательных полетов ВВС Турции.

Напомним, что начала новой войны в Ираке мир ожидал еще в декабре 2007 года. По крайней мере, Анкара заявляла, что трансграничная операция неизбежна и протесты Вашингтона, Брюсселя и Багдада Турцию не волнуют. Однако турецкий Генштаб ограничился рядом бомбежек и мелких операций , не прибегнув к услугам основного воинского контингента и тяжелой бронетехники.

На этот раз, по информации «Сабах» (газеты, к слову, влиятельной и, что называется, информированной), операция будет состоять из нескольких этапов. В качестве основной задачи Генштаб видит создание зоны безопасности между Северным Ираком и Турцией. Очевидно, за счет иракской территории.

На первом этапе операции в район базирования курдских сепаратистов планируется высадка на вертолетах элитных подразделений спецназа, затем туда будут переброшены основные силы турецкой группировки и начнется зачистка региона от боевиков. «Подготовка к трансграничной операции вступила в завершающую стадию», – отмечает издание.

Для участия в операции к границам с Ираком стянута 150-тысячная группировка турецких войск, усиленная бронетехникой, артиллерией и спецсредствами связи, в том числе для радиоэлектронного противодействия. Сейчас эти силы размещены в провинциях Ширнак и Хаккяри.

Отметим, что в декабре, когда о войне говорили как о деле решенном, у границ Турции и Ирака стояли только 100 тыс. штыков.

Вашингтон на данную информацию и слова представителей турецкого МИД пока никак не реагирует. Дело в том, что Северный Ирак – единственный относительно стабильный регион страны. Кроме того, курдская община в свое время безоговорочно поддержала американцев в их войне с Хусейном.

Лишние проблемы в этом регионе Вашингтону очень некстати, но на всю критику в адрес своей затеи премьер-министр Турции Тайип Эрдоган традиционно отвечал гневными отповедями . Связано это было, впрочем, не со сменой внешнеполитического курса Турции (Анкара – член НАТО и традиционный союзник Вашингтона), а с внутренними проблемами самого Эрдогана.

Гарантом светского курса в Турции неизменно выступают военные, не гнушающиеся устраивать в стране перевороты в том случае, если «реализации заветов Ататюрка» начинает что-либо угрожать. По итогам одного такого переворота умеренный исламист Эрдоган уже был судим, и стать премьером ему удалось только благодаря заступничеству США.

Со временем генералы с исламистом вроде бы смирились, но к середине 2007-го Эрдоган настоял на избрании президентом страны своего друга – Абдуллы Гюля, исламиста еще большего, чем он сам. Нервозности в обстановку добавило признание конгрессом США факта геноцида армян со стороны Османской империи, что турки восприняли как национальное оскорбление.

Эрдоган оказался перед фактом: позиции генералитета и электората совпадают в том, что начинать войну необходимо, а мнение США можно отныне не учитывать, благо президент Ирака Джаляль Талабани уже пообещал Курдистану независимость , что в будущем усложнит решение курдской проблемы в разы.

Перебравшись в «партию мира», Эрдоган неизбежно бы потерял власть и вынужден был превратиться в «ястреба». Однако в начале ноября, после личной встречи с Бушем, он несколько поутих (видимо, доводы у хозяина Белого дома все-таки нашлись). И война сейчас считается если не отмененной, то отложенной. На неопределенный срок.

Стоит учитывать, что парламент Турции выдал мандат на трансграничную операцию еще в середине октября, так что с точки зрения законодательства республики начаться она может в любую минуту. Причем минуя «последнее предупреждение».

Примечательно, что, по информации прессы, в документах Генштаба данная операция проходила под названием «зимняя война». Однако первый, малоснежный этап зимы Турция потратила на переговоры, и теперь Генштаб, судя по всему, ждет весны и таяния снега.

Тут стоит отметить два момента, которые могли подхлестнуть Генштаб и укрепить намерение Анкары перейти границу с Ираком.

Момент первый – самопровозглашение сербской провинцией Косово своей независимости .

Хотя Анкара и признала Косово государством и собирается установить с ним дипотношения (тут интерес Турции понятен – признания уже не первое десятилетие ожидает турецкая часть Кипра), однако забыть о перспективах «независимого Курдистана» турки просто не могут.

Курды – самая крупная нация на планете, не имеющая собственного государства. За создание независимого Курдистана и воюют боевики РПК, желающие создать суверенное государство, в том числе и за счет турецких территорий, населенных курдами.

Второй момент – заявление канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози, гласящее, что Турцию в Евросоюз не примут никогда . Когда Брюссель отговаривал турков от проведения в Северном Ираке спецоперации, мечты Анкары о вступлении в ЕС поминались по поводу и без. А теперь Анкаре терять уже нечего.

..............