Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
5 декабря 2008, 18:45 • Политика

Нацпроект для Интернета

Специальный нацпроект для Интернета

Нацпроект для Интернета
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

В пятницу на Старой площади единороссы выясняли у представителей российских интернет-ресурсов, чем партийцы могут помочь Рунету в период мирового финансового кризиса. Интернетчики пожаловались на высокие налоги, сокращение рекламных бюджетов и пробелы в законодательстве. И предложили создать в зоне «.ру» национальный проект, который бы задействовал лишившихся работы высококлассных IT-специалистов. Единороссы, в свою очередь, пообещали оформить «антикризисные» идеи в законопроекты.

По словам одного из организаторов дискуссии, члена генсовета «Единой России» депутата Владимира Мединского, в Сеть ежедневно выходят порядка 12−15 млн россиян. В основном это представители среднего класса, то есть «белые воротнички», на которых держится общество. А работают они в том числе и в интернет-индустрии. Причем это наиболее активные россияне. Те, кто начал свой бизнес с нуля и полностью сотворил его сам. Благополучие этих людей, по словам Мединского, особенно интересует партию власти.

В 2001 году кризис был сильнее: не было рынка, не было денег. Сейчас основной враг − паника. Если общаться, вместе принимать решения, избежать можно всего

Кроме того, Интернет, по словам парламентария, это «медиа для нормальных, медиа для всех». И в условиях кризиса он становится тем агитатором, через который малыми средствами можно поднять «невероятную панику» и создать «чудовищную негативную среду».

По словам модератора мероприятия депутата Госдумы Константина Рыкова, четыре основные проблемы, с которыми столкнется онлайн-сфера в ближайший год, известны. Многие компании уже испытывают на себе все прелести неплатежей. Сворачиваются рекламные бюджеты, и, по прогнозам, падение данного рынка может составить 40%. Ввиду этого снизится объем инвестиций. Наконец, предстоят «массовые увольнения».

«Единая Россия», объяснил Рыков, готова приложить максимум усилий, чтобы минимизировать данный негатив. Однако для этого партийцам надо знать, как оценивают ситуацию представители интернет-индустрии и какие способы по преодолению кризиса они предлагают.

«Мы хотим попросить информации, совета, выяснить у вас, что происходит», − добавил Владимир Мединский, подчеркнув, что, со своей стороны, он и Константин Рыков «готовы стать проводниками» интересов интернетчиков «в Госдуме и партии».

По словам генерального директора «Мэйл.Ру» Дмитрия Гришина, помимо перечисленных проблем российский сегмент Всемирной сети ожидает еще одна: перестанет расти количество пользователей. Гришин напомнил, что сейчас в разряд юзеров можно записать порядка 25% соотечественников. При этом в Европе регулярно пользуются Интернетом 45−50% граждан, в США − 60%, а, например, в Швеции − и вовсе 80%. У нас же существует вероятность того, что данный показатель так и застопорится на уровне 25%.

Причины просты. На подключение к Сети людей стимулируют два обстоятельства: дешевые потребительские кредиты, благодаря которым все большее количество россиян могут позволить себе покупку компьютера, и развитие интернет-сетей.

Но о том, какая чехарда творится с кредитами, наслышаны все. Да и опутывание городов и поселков сетями «выделенки» в нынешних условиях может застопориться. «Одна из стратегических задач − переломить эту тенденцию», − уверен Дмитрий Гришин.

Еще одна основательная неприятность состоит в том, что фактически все высокотехнологичное оборудование, которое используют интернет-компании, производится за пределами России.

А вот ситуация с сокращением рекламных бюджетов, по мнению гендиректора «Мэйл.Ру», с равной долей вероятности может обернуться для Интернета как злом, так и благом. Как объяснил Гришин, существуют две тенденции: с одной стороны, пиар-расходы действительно падают. С другой − многие компании отказываются от тех или иных видов рекламы и выводят сэкономленные деньги в Интернет. Если количество поклонников интернет-рекламы окажется достаточно большим, то интернет-ресурсы имеют все шансы пусть не прибавить, но по крайней мере не потерять в доходах от рекламы.

Правда, в любом случае рекламодатели не склонны заключать долгосрочные контракты. Нынешние договоры обычно ограничены 1−3 месяцами.

Из «вечного», по словам Гришина, не помешало бы принятие закона о спаме. Как только российские предприниматели решили затянуть пояса, его количество увеличилось в разы. Это не только доставляет массу неприятностей и неудобств пользователям, но и отнимает деньги у честных игроков. Вместо того чтобы покупать рекламу у них, некоторые конторы предпочитают содержать значительно менее эффективных, зато дешевых спамеров.

Также интернетчики хором жаловались на отсутствие внятного законодательства в области защиты авторских прав в онлайне. Отследить и уж тем более ограничить активность юзеров, выкладывающих в сеть лицензионные продукты, крайне сложно. И вместо того чтобы ловить непонятного «котика328», который решил поделиться с желающими копией какого-нибудь фильма, правообладателям проще подать в суд на владельца того ресурса, который пользователь выбрал для размещения полюбившихся файлов. По мнению представителей онлайн-сферы, количество подобных исков будет только увеличиваться.

Еще одна законодательная проблема, как объяснил президент компании «Одноклассники» Никита Шерман, связана с системами электронных платежей. «Сегодня тяжело работать с любой системой электронных платежей. Сегодня это серая сфера», − посетовал он. Отметим, что, по оценкам CNews Analytics, оборот 5 крупнейших игроков российского рынка электронных платежных систем увеличился на 131% по сравнению с 2005 годом и превысил 7,7 млрд долларов в год.

Интернетчики объяснили, что для большинства бухгалтеров не понятно, как проводить электронные платежи и, главное, как за них отчитываться перед налоговиками.

Не теряет остроты и проблема взлома аккаунтов, а также и интернет-мошенничество. И хотя в Уголовном кодексе существует статья, по которой за несанкционированное вторжение в личное онлайн-пространство положено до 4 лет лишения свободы, Интернет пестрит предложениями взломать чужую почту или блог, а массового заключения хакеров в тюрьму что-то не видно.

Кроме специфических представители онлайн-индустрии сталкиваются и с общими для любого бизнеса сложностями. По словам руководителя агентства «Регнум» Бориса Сорокина, в период кризиса налог с прибыли в 40% может оказаться для многих интернет-проектов буквально неподъемным. «Если объявят налоговые каникулы, как минимум нам будет легче», − считает Сорокин.

При этом, по словам главы компании «Ашманов и Партнеры» Игоря Ашманова, тяжелее всего придется недавно появившимся startup-проектам. Их сотрудники первыми окажутся на улице. И создание новых проектов, скорее всего, застопорится года на два. «Технологическое замедление точно будет», − прогнозирует Ашманов.

По мнению руководителя интернет-проектов «Интерфакс» Алексея Гореславского, занять оказавшихся на улице высококлассных специалистов можно было бы при помощи госзаказа. И хотя ряд представителей онлайн-сектора к этой идее отнеслись скептически, по мнению Ашманова, национальный «марсианский проект» в Интернете сейчас был бы как нельзя кстати. «Если люди уйдут из этой сферы, они сюда больше не вернутся», − уверен Ашманов.

Впрочем, пока все рассуждения − больше закладка на будущее. Интернетчики сходятся во мнении, что кризис в онлайне начнется в феврале − марте, а особенно сильно его ощутят в июне будущего года.

«Очень серьезная тема − люди, которые могут оказаться на улице. Прогнозируемые 15% − это очень много», − подчеркнул Константин Рыков.

«На текущий момент люди относятся к увольнениям не трагично», − рассказал руководитель «Ливинтернет» Герман Клименко. И хотя «это обнадеживает», по мнению Клименко, соотечественники, задействованные в интернет-индустрии, «не готовы к кризису», и это тревожный факт.

Алексей Гореславский настроен более оптимистично. По его мнению, кризис даст все возможность «для аккумулирования прибыли» и повышения эффективности собственных усилий. Даже ожидаемое снижение рекламных бюджетов на 40%, по словам Гореславского, будет не столько падением, сколько «отсутствием роста». В последние годы объем рекламы в Интернете ежегодно увеличивался на 40−60%, и отнимать 40% нужно от запланированных величин.

«Мое ощущение, что в 2001 году кризис был сильнее: не было рынка, не было денег. Сейчас основной враг − паника. Если общаться, вместе принимать решения, избежать можно всего», − подвел итоги дискуссии Константин Рыков.

Он подчеркнул, что для «Единой России» «очень важно понимать, что происходит в интернет-индустрии», хотя бы потому, что львиная доля работающих в ней россиян − избиратели партии власти.

«Мы не хотим паразитировать на Интернете. Мы хотим помочь», − уверил парламентарий. И предложил интернетчикам обращаться за помощью к единороссам, если возникнут трудности.

В свою очередь Владимир Мединский призвал участников мероприятия выработать «консолидированную позицию отрасли» по выводу онлайн-сферы из кризиса. «А мы ее постараемся в Думе заявить», − пообещал Мединский.

По словам Рыкова, чтобы держать руку на пульсе событий, единороссы хотели бы встречаться с представителями интернет-индустрии ежемесячно. И постоянно расширять состав участников круглых столов. Если интернетчики согласятся с партийцами, то следующий разговор может состояться уже в конце января.

Комментарии экспертов

Константин Рыков, интернет- и медиапродюсер
Константин Рыков, интернет- и медиапродюсер
2009 год будет для всех достаточно сложным, и Интернет не станет исключением. Проблемы начались уже сегодня. Я бы выделил 4 таких основных направления. Во-первых, это кризис неплатежей. Во-вторых, сворачивание рекламных бюджетов. Здесь падение рынка может составить до 40%. Следующая проблема - массовые увольнения. И наконец, сокращение инвестиций в эту сферу. «Единая Россия», по крайней мере, одной из этих проблем уже занимается. Партия планирует в ближайшее время запустить несколько проектов в поддержку людей, которые теряют работу. Благодаря им люди смогут пройти переквалификацию, освоить новую профессию, узнать о перспективах трудоустройства. <a href= http://actualcomment.ru/done/106.html target=_blank>Читать далее</a>.

Владимир Мединский, помощник президента РФ, доктор исторических наук
Владимир Мединский, помощник президента РФ, доктор исторических наук
Это первая за 5-6 лет такая большая встреча отцов-основателей Рунета с представителями власти. Интернет - это единственная сфера, которая ничего не политизировала, не участвовала в залоговых аукционах, все чего вы добились, вы добились сами благодаря своему таланту. Я ваш большой поклонник. Мой рабочий день начинается в Яндексе, затем я захожу на РБК и Google, а заканчивается он в Mail.Ru. Может я не такой активный юзер, как Медведев, но поверьте, в сети провожу довольно много времени. <a href= http://actualcomment.ru/done/106.html target=_blank>Читать далее</a>.

,
Информационные агентства кризис пока не затронул. Производители оригинальных новостей не очень-то испытывают трудности, поскольку от услуг информационных агентств отказываются в последнюю очередь. А если говорить об интернет составляющей нашего агентства, то ситуация кризиса в некотором смысле нам даже на руку. Можно проявить возможности, сократить неэффективный персонал. И вообще, кризис даст возможность для тех, кто его пройдет, возможности для аккумуляции силы. Мы не фиксируем уменьшение, а пока только отсутствие роста. Но примерно те же объемы сохраняются. Отмирают только неэффективные схемы. <a href= http://actualcomment.ru/done/106.html target=_blank>Читать далее</a>.

Дмитрий Гришин, Генеральный директор Mail.Ru
Дмитрий Гришин, Генеральный директор Mail.Ru
Вызывает беспокойство сокращение инвестиций и то, что из-за этого перестанет развиваться Интернет. У нас в стране пользователи сети составляют 25% от населения России, в Европе этот показатель 40-50%, в некоторых странах до 80%. И будет очень печально, если мы остановимся на нынешнем уровне. По сути, что такое рост сети – это покупка ПК и развитие каналов Интернета. Если сегодняшняя тенденция по этим пунктам серьезно измениться, количество пользователей перестанет расти. На это нужно обратить внимание. <a href= http://actualcomment.ru/done/106.html target=_blank>Читать далее</a>.

Алексей Гореславский, Директор службы Интернет-проектов «Интерфакса»
Алексей Гореславский, Директор службы Интернет-проектов «Интерфакса»
Информационные агентства кризис пока не затронул. Производители оригинальных новостей не очень-то испытывают трудности, поскольку от услуг информационных агентств отказываются в последнюю очередь. А если говорить об интернет составляющей нашего агентства, то ситуация кризиса в некотором смысле нам даже на руку. Можно проявить возможности, сократить неэффективный персонал. И вообще, кризис даст возможность для тех, кто его пройдет, возможности для аккумуляции силы. Мы не фиксируем уменьшение, а пока только отсутствие роста. Но примерно те же объемы сохраняются. Отмирают только неэффективные схемы. <a href= http://actualcomment.ru/done/106.html target=_blank>Читать далее</a>.

Никита Шерман, президент компании «Одноклассники»
Никита Шерман, президент компании «Одноклассники»
В первую очередь, государство, как мне кажется, может помочь с точки зрения устранения белых пятен в законодательстве. Это касается самых различных сфер деятельности в Интернете – это и платежи, и различные противоправные действия, это и проблема спама. То есть, работать есть над чем, и все это сегодня пока, к сожалению, никаким образом не регулируется / ВЗГЛЯД

Арсен Ревазов, председатель правления рекламной компании IMHO VI
Арсен Ревазов, председатель правления рекламной компании IMHO VI
Государство, на мой взгляд, должно обеспечивать инфраструктурный рост, особенно в тех регионах и в тех случаях, когда коммерческую эксплуатацию вести очень тяжело. Мне кажется, государство должно делать это за свой счет. Нужно подключать к Интернету удаленные от региональных центров города, удаленные деревни. Необходимо налаживать бесперебойный Интернет в школах. В общем, нужно действовать в тех случаях, когда частный бизнес просто не способен решить проблему из-за того, что просто нет денег или предприятие неприбыльное / ВЗГЛЯД

Иван Засурский, Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ  им. М.В. Ломоносова
Иван Засурский, Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
Посмотрите на пример американцев. Они давали налоговые льготы тем компаниям, которые занимаются Интернетом и хайтеком с тем, чтобы они работали «в белую», показывая свои реальные расходы и доходы. И у них была мотивация это сделать, потому что в течение 5-10 лет они налогов вообще не платили. Это бы позволило лидерам рынка инвестировать в развитие бизнеса в тот момент, когда российские компании испытывают сильную конкуренцию со стороны зарубежных. Другая вещь связана с расширением спроса. Т. е. все-таки нужно платить по счетам за подключение школ, несмотря на то, что было принято решение переводить их на регионы. Нельзя давать сокращаться интернет-аудитории, нужно, наоборот, ее наращивать. Нужны какие-то специальные антикризисные пакеты по подключению к широкополосному Интернету в провинции. Скорее всего, компании-провайдеры при государственной помощи, причем не обязательно финансовой (например, за счет решения проблем с монополистами), могут сделать просто супервыгодные предложения. Тогда больше людей будет сидеть в сети, они будут тратить больше трафика, и ситуация значительно улучшится / ВЗГЛЯД
..............