Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
17 января 2008, 10:20 • Политика

Зачем России Косово

Россия выиграет на независимости Косова

Зачем России Косово
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Европа и Соединенные Штаты уверены, что диалог между сербами и албанцами отныне бесперспективен, поэтому вопрос о дальнейшей судьбе Косова должен решать не Совет безопасности ООН, а НАТО и ЕС. Россия твердо стоит на своей позиции и предлагает всё новые варианты урегулирования. Однако то, что признание независимости края неизбежно, очевидно уже для всех. Впрочем, Москва всё еще может выиграть. Даже если Вашингтон и Брюссель добьются своего.

В минувшую среду Совет безопасности ООН обсудил доклад генсека Пан Ги Муна по статусу Косова и Метохии. А в субботу контактная группа по мятежному краю (правда, без участия России и США) проведет встречу в замке Брдо близ города Крань недалеко от столицы Словении.

Подобных встреч, обсуждений и переговоров будет еще немало, но сомнений в том, что мятежная сербская автономия получит свою независимость уже в обозримом будущем, нет ни у кого. В первую очередь это понимают Сербия и Россия, последовательно отстаивавшая интересы своей «славянской сестры» все эти годы.

В белом

Судьба двух кавказских автономий – это далеко не всё из того, что Запад может предложить Москве

Ряд политических движений (как в Сербии, так и в России) считают возможным объяснить последовательную помощь, которую Москва оказывает Белграду, только лишь духовным родством двух православных республик, скрепленным вековой историей.

Сколь бы наивной не казалась подобная трактовка, подобные мотивации действительно присутствуют в большой политике. Однако – не только они. Заняв четкую и уверенную позицию, согласно которой независимость Косово возможна только с согласия Сербии, Москва добилась для себя исключительных имиджевых приобретений.

По сути, Россия всего лишь призывает мировое сообщество оставаться в рамках международного права и заявляет, что национальное самоопределение народов не может довлеть над государственными границами. И при этом аргументированно расписывает последствия, к которым может привести одностороннее признание независимости края.

Одним из доводов Москвы является возможный «парад суверенитетов» по всему миру. При этом из всех стран, протестующих против признания Косова, Россия является единственным крупным игроком, который априори от такого «парада» не пострадает.

Против независимости Приштины выступает Испания, где к суверенитету стремятся баски. Против Кипр, север которого уже считает себя независимым. Против Румыния, опасающаяся за населенную венграми Трансильванию. И только в России больше нет мятежных провинций. А отсутствие прямой заинтересованности создает известную репутацию.

По большому счету, Москва должна была бы быть за, поскольку против Киев, опасающийся за Крым, и Тбилиси, не контролирующий Абхазию и Южную Осетию. На кого ориентируются правительства означенных автономий – известно, но Россия признает территориальную целостность Украины и Грузии так же, как и территориальную целостность Сербии.

В конце концов, Россия оказалась солидарна с рядом своих первоочередных партнеров. Китай, озабоченный проблемой Тайваня и Тибета, тоже обещает заблокировать в Совбезе все резолюции, отделяющие Косово от Сербии.

Но репутация – это еще не всё. Настало время понять, что может выиграть российская сторона, если Приштина всё-таки достигнет желаемого.

Учи албанский

Для начала стоит разобраться в мотивации игроков, горой стоящих за независимость Приштины. А именно – Вашингтона и Брюсселя.

Что касается Соединенных Штатов, в декларируемое ими желание «принести в край демократию» и «искупить страдания албанского народа» верится с трудом. Белый дом для этого слишком прагматичен. О реальных же мотивах остается только догадываться.

Скорее всего, речь идет не о мотиве, а о совокупности мотивов: от желания послать некий позитивный мессидж исламскому миру, с которым у администрации Буша известные разночтения, до намерения приобрести в стратегически важных Балканах еще одного верного союзника.

Косовские албанцы в курсе, кому они будут обязаны своей независимостью. И отблагодарить Вашингтон могут по-всякому. Вплоть до размещения у себя военных баз.

Есть и еще одна версия. После одностороннего провозглашения независимости Косова аналогичный ход может последовать со стороны Республики Сербской в составе Боснии, созданной в соответствии с Дайтоновскими соглашениями 1995 года и тоже имеющей статус автономной провинции.

А косовары могут вспомнить о «великой Албании». И тогда повторятся кровавые беспорядки марта 2004 года, когда вооруженные албанцы громили сербские населенные пункты. Регион предсказуемо начнет лихорадить.

Фактически под Европу будет подложена бомба. А усиление Европы Штатам объективно невыгодно.

Разумеется, у самой Европы мотивация совершенно другая. Косово Евросоюз воспринимает как зону своей ответственности и, очевидно, желает закончить этап неопределенности. Однако стабильность в этом регионе для него жизненно необходима.

Другая мотивация – другие методы. Брюссель разговаривает с Белградом куда вежливее Вашингтона, предлагая отпустить мятежный край за всевозможные пряники вроде упрощенной процедуры вступления в ЕС.

Кроме того, Европа дает определенные гарантии косовским сербам, для которых окончательная независимость Приштины от Белграда означает либо эмиграцию, либо фактическое уничтожение.

«Новой войны на Балканах не будет», – заявил журналистам в среду глава Европейского Совета, премьер-министр председательствующей в Евросоюзе Словении Янеш Янса. Сейчас в Косово предполагается отправить гражданско-полицейскую миссию ЕС, которая «позволит овладеть ситуацией» (кстати, подобные миссии ЕС не направляются в страны, которые не признаны международным сообществом).

На практике это означает, что европосредники будут защищать оставшихся в меньшинстве сербов с оружием в руках (как сейчас это делают войска с мандатом ООН) столько, сколько потребуется. А параллельно – увещевать албанцев жить с соседями в мире.

Что характерно, у Белграда может получиться. Вся политическая элита Приштины состоит из бывших полевых командиров. Но, сменив хаки на деловые пиджаки, они явно дорожат своим новым респектабельным статусом. Очень возможно, что под их обещаниями «усмирить буйных» действительно лежат конкретные намерения.

Признать нельзя игнорировать

В минувшую среду Совет безопасности ООН обсудил доклад генсека Пан Ги Муна по статусу Косова и Метохии
В минувшую среду Совет безопасности ООН обсудил доклад генсека Пан Ги Муна по статусу Косова и Метохии

Если Россия будет упорствовать и после признания независимости Косова со стороны Вашингтона и Брюсселя, она очень скоро проиграет. В данной ситуации последнее слово останется не за Москвой, а все имиджевые приобретения с течением времени сойдут на нет.

На отношения с Вашингтоном упорство Москвы повлияет едва ли – столь крупные игроки отвернуться друг от друга просто не могут, «стол» маловат. Европа – другое дело. Косово может окончательно рассорить Москву и Брюссель.

При этом стабильность в регионе для Москвы не менее важна, чем для Брюсселя. А учитывая влияние Москвы на Белград, шансов достичь желаемого будет гораздо больше, если Россия и ЕС начнут работать «в паре». Но для этого необходимо согласовать позиции, встать по одну сторону баррикад. В противном случае каждый будет тянуть одеяло на себя.

Есть и еще один фактор – ООН. Признание независимости Косова в обход вето России в Совбезе понизит статус этой организации в разы. Играющей там одну из ведущих ролей Москве крайне важно сохранить авторитет ООН как гаранта существующего миропорядка.

Конечно, подобная операция по спасению ООН будет несколько искусственной и жизнеспособности этой организации добавит не сильно. Но, как говорил по другому поводу Сталин, «других писателей у меня для вас нет».

Со стороны это выглядит, будто Москве суждено расхлебывать кашу, заваренную Вашингтоном и Брюсселем. Но это не совсем так. Для США и Европы важно, чтобы признанное ими Косово было максимально легитимным. Это вопрос самоуважения. Без принятия Приштины в ООН многолетнюю операцию нельзя считать окончательно завершенной, но в обход России принять Косово в ООН просто невозможно.

Таким образом, за свое «добро» Москва может потребовать довольно щедрые отступные. Другими словами, дорого продать мировому сообществу признание Косова со своей стороны и со стороны Китая (понятно, что Москве с Пекином договориться гораздо проще, чем Вашингтону).

Причем подобные отступные совершенно не обязательно подразумевают достижение юридического суверенитета Абхазией или Южной Осетией (эти республики вообще никак не увязывают свою независимость с косовским претендентом). Судьба двух кавказских автономий – это далеко не всё из того, что Запад может предложить Москве.

Впрочем, все те, кто до сих пор объяснял позицию России по отношению к Сербии «духовным родством двух народов», обязательно заявят о предательстве. И окажутся в чем-то правы.

Белград никогда не смирится с независимостью Косова и Метохии, широкая «гонконгская» автономия – это абсолютный максимум. Сербская политэлита умеет смотреть правде в глаза, но любое смирение в этом вопросе равносильно для них политическому самоубийству и многократному усилению в республике позиций радикальных националистов.

Заявления Белграда о судебных исках к странам, признавшим Косово, и о пересмотре дипломатических отношений с оными рассчитаны исключительно на внутреннего потребителя. Для сербов всё, что связано с землями Косово и Метохии, вопрос очень болезненный.

Фактически, там зарождалась сербская государственность, многие считают эти территории святыми. И признание независимости Косова со стороны России априори будет истолковано населением республики (и избираемым им правительством) как предательство.

Выражаясь более циничным языком, это обмен маловлиятельного союзника в регионе на большой геополитический интерес. Увы, в ущерб по-настоящему братским чувствам двух народов. Впрочем, говорят, что время лечит.

..............